• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Фиг нам! Почему у инжира так много имен и при чем тут известный жест

Для большинства наших сограждан инжир - совершенно экзотический плод. Тем не менее, есть все основания считать, что именно он стал первым из окультуренных фруктов
фото: Shutterstock
фото: Shutterstock
Реклама на dsnews.ua

"Вдоль по Африке гуляют, фиги-финики срывают.
- Ну и Африка! Вот так Африка".

Именно из этого стихотворения "Бармалей", которое истинное дитя Одессы Корней Чуковский (до смены имени Николай Корнейчуков) написал в 1924 году, большинство украинцев, успевших родиться до крушения СССР, впервые узнало о существовании инжира. В детском представлении он виделся чем-то безусловно вкусным, хоть и напоминающим шиш. Многие даже помнят, как впервые встретившись с плодом смоковницы "вживую" и убедившись, что ничего общего с кукишем он не имеет, мучились вопросом - за что же его все-таки обозвали фигой?

Сегодня уже не составляет труда выяснить, что одинаково звучащее название интересного фрукта и известного жеста - чистое совпадение. Инжир стал фигой благодаря искаженному прочтению первой части полного ботанического названия этого растения - фикус карика (лат. Ficus carica). А знаменитая фигура формата "кулак, да не так" - это лингвистический след средневековой Италии, где выражение "far la fica", в настоящее время ставшее крайне неприличным, являлось полным аналогом нашего "скрутить дулю".

При этом слово "фикус" в научном наименовании инжира не является ошибкой или розыгрышем ученых. Инжирное дерево действительно относится к этому роду растений из трибы Фикусовых семейства Тутовых (Moraceae) - вместе с популярными вечнозелеными комнатными цветами, которые в природе можно и не узнать из-за совершенно непривычных размеров. Более того - как все фикусы, инжир во всех живых тканях содержит жгучий млечный сок, в состав которого входит каучук, смолы, ферменты и т.д., из-за чего неспелые фиги несъедобны.

Садовый патриарх

Согласно ботаническим справочникам, родиной инжира является горная часть исторической области Кария, расположенной на нынче принадлежащем Турции полуострове Малая Азия (он же Анатолия) напротив греческого острова Родос. Позже (примерно в период противостояния Османской империи и союза христианских европейских государств) из тех же краев в наш язык пришло и само слово "инжир".

Известно также, что за 2 тысячи лет до н.э. дикие гуси Древнего Египта, благодаря печени которых в мировой гастрономии появилась фуа-гра, отъедались в бескрайних фиговых рощах долины Нила.

Реклама на dsnews.ua

А на греческий Пелопоннес чудесный фрукт попал самое позднее на рубеже XIII - XII вв. до н.э. - т. е. по окончании Троянской войны. Там он сразу стал членом "великой ботанической тройки" виноград-олива-инжир, которая неизменно привозилась и на земли отдаленных греческих колоний, включая Крым.

Тем не менее старейшие образцы смокв обнаружены не в этих признанных инжирных краях, а в долине реки Иордан, где в 1979 году археологи нашли остатки неолитического поселения, датируемого XII тысячелетием до нашей эры. Оно получило название Галгал (в ином прочтении Гилгал) - по имени описанного в еврейском Танахе (и, соответственно, Ветхом Завете Библии) места, где возвращающиеся в Обетованную землю израильтяне впервые остановились после переправы через чудесным образом расступившийся Иордан. При этом самым большим сюрпризом для ученых стали несколько раскопанных там хранилищ с запасами зерен дикого ячменя, овса, желудей и плодов фигового дерева, имевших, как ни странно, культурное происхождение.

Абсолютная уверенность в этом возникла по той причине, что большинство знакомых нам видов инжира имеет внутри множество мелких, похрустывающих на зубах семян. В свою очередь, для их образования смокве, которая представляет собой удивительное "соплодие навыворот", цветки которого направленны не наружу, а во внутреннюю полость, нужна помощь особого вида паразитических ос-наездников. И хотя выведение каждого из этих крошечные опылителей в 2,5 мм длиной стоят дереву одного будущего семечка и определенного вида отметин на ягодах, без них с урожаем вообще не сложится.

Исключение составляют только сорта, плоды которых развиваются без оплодотворения (на языке науки они называются партенокарпическими). Так вот, "фигушки" Гилгала, в которых не было ни ос, ни, соответственно, семян, были воплощением именно этого ботанического феномена. То есть по сути такими же удачными мутантами, как не содержащие косточек арбузы (гордость современных селекционеров), "правильные" мандарины и виноград кишмиш. А так как самовоспроизводство подобной культуры самосевом принципиально невозможно, значит, роща, достаточная для формирования обнаруженных археологами запасов, могла появиться только благодаря сознательному разведению. Скорее всего, за счет укоренения черенков, взятых у случайно обнаруженного растения "со странностью".

Таким образом возраст культуры инжира сразу увеличился вдвое: до совершенного в Иудейской пустыне открытия считалось, что люди начали разводить смоковницу "всего лишь" в 5 тысячелетии до н.э. Соответственно, древнейшим из "прирученных" людьми фруктов называли виноград. Теперь же пальму сладкого садового первенства надлежит передать фигам.

История, вера, искусство

О том, насколько важное место смоквы всех мастей занимали в жизни и культуре древних иудеев, позволяет судить неоднократное упоминание о них в Библии. Даже Адам и Ева, вкусившие запретный плод с Древа познания, смастерили себе одежды из фиговых листьев. Сегодня же аналогичный факт "инжирозависимости" вернее всех докажут израильские лингвисты. Согласно их подсчетам, в современном иврите имеется 16 различных слов, описывающие только вид и состояние фиг. Например, смоква, созревшая раньше других, именуется "бхора", ягода идеальной спелости - "цемель", а плод, утративший весь сок (иначе говоря, вяленый) - "грогерет".

Впрочем, утверждать, что трепетным отношением к инжиру исторически отличались только обитатели долины Иордана, было бы нечестно. Например, согласно классическим древнегреческим легендам, инжир людям в разное время приносили как сама богиня плодородия и покровительница земледелия Деметра, так и вечно юный хранитель земледельцев, садоводов и виноградарей Дионис. Под законодательную же опеку это сокровище впервые взял один из "семи мудрецов", поэт и выдающийся афинский политик Солон (ок. 640 - 560 гг до н.э.), сыгравший значительную роль в формировании Афинского государства. В своде его реформаторских законов, направленных в том числе на серьезное развитие внешней торговли, нашлось место весьма говорящему запрету на вывоз местных плодов смоковницы за границы афинских земель. Известны даже факты судебного преследования нарушивших его фиговых контрабандистов.

В Древнем Риме смоква уже прочно ассоциировалась с местной "версией" Диониса - богом виноделия Вакхом (Бахусом). Вероятно, тогда же за инжиром и закрепилось прозвище "винная ягода". Одно из самых известных изображений его листьев и плодов среди основных атрибутов юного Вакха-Бахуса-Диониса принадлежит кисти знаменитого итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio) - основателя реалистичной европейской живописи XVII века и великого мастера барокко.

Правда, это никак не помешало появлению легенды о том, что именно под фиговой сенью укрывалась знаменитая волчица, вскормившая своим молоком Ромула и Рэма. Рассказывают также, что последняя из Пунических войн (149-146 гг до н. э.) началась с того, что один из древнеримских государственных деятелей Марк Порций Катон предъявил сенаторам горсть великолепного карфагенского инжира, а затем пафосно указал на то, что принесшая это сокровище земля, до которой не более трех дней пути, до сих пор принадлежит врагу. В итоге Карфаген пал.

В Индии инжир снискал особую любовь и уважение как дерево, под которым обрел просветление Будда. Священным его также считали в Армении - первой стране мира, принявшей в качестве государственной религии христианство (год крещения - 301). Возможно, на это повлияли оформившиеся во II веке евангелические тексты, где инжир был назван среди райских растений. Не обошел фигу вниманием и Коран - первый и, безусловно, наиболее знаменитый литературный памятник арабской письменности. Его сура №95 начинается со слов (аята) "Клянусь смоковницей и оливой".

Еда, лекарство и доход

Невзирая на безусловные гастрономические достоинства, свежий инжир остался почти незамеченным "большой кулинарией", так как имел крайне ограниченный срок хранения.
К счастью, смоквы отлично подходили для вяления, превращавшего их в "долгоиграющий" продукт. При этом концентрация в изобилии содержащихся в них полезных веществ только возрастала - включая сахаристость, взлетающую с 27% до 35%. А так как до широкого распространения чистого сахара (вначале тростникового, а затем свекловичного) единственной доступной человечеству концентрированной сладостью был мед, то сушеный инжир, как и финики с изюмом, стал пользоваться большим спросом не только в местах произрастания соответствующих растений, но и далеко за их пределами.

Так фиги стали важным продуктом экспорта "инжирных" регионов. В том числе и по пути "из варяг в греки". А так как на территории Киевской Руси ни один сухофрукт не мог сравниться с инжиром по сладости, заморская диковина получила прозвище смоква - от древнеславянского "смак" (вкус). Но так как "смакувала" она не только нашим предкам, то аналогичные названия винной ягоды сегодня существуют также у хорватов (smokve), сербов (смокве) и болгар (смокини).

Но инжир был хорош не только вкусом. Уже великий персидский врач и ученый Авиценна (980-1037), труды которого, кстати, пользовались у лекарей Древнекиевского государства большим вниманием и почетом, установил, что винная ягода помогает "от всех болезней старости". Сегодня эти выводы многократно подтвердились: обилие в смокве железа помогает при алиментарной анемии, калий и магний полезны сердцу и нервам, кальций укрепляет кости, полиненасыщенные жирные кислоты семян нормализуют обмен холестерина. А протеолитический фермент фицин объясняет эффект от применения чудо-фрукта в качестве средства от "мокрого" кашля, тромбов, нагноений и еще ряда кожных болезней. Плюс мягкое слабительное действие.

По этой причине вкусные и полезные фиги и в наши дни остаются высоковостребованным товаром. Их выращивают во всех районах с подходящим климатом, включая страны Нового света, куда и сам инжир, и опыляющие его осы-симбионты были успешно интродуцированы в XVII веке. По данным статистики за 2017 год, общая сумма продаж инжира на международном рынке составила $4,5 млрд. Ведущим экспортером смоквы с долей около 57% общего рынка является родина инжира - Турция. Следующие позиции в тройке лидеров занимают Афганистан и Испания. При этом инжирное производство с начала нынешнего столетия возрастает в среднем на 1% в год.

Единственное, чем так и не смогла прославиться винная ягода - это вином. Что, впрочем, не помешало ей стать основой оригинального крепкого алкоголя под названием буха. Сегодня этот напиток, изобретателем которого в 1880 году стал тунисский еврей Авраам Бокобса, считается национальной водкой Туниса. Кроме того, буху выпускают в соседнем Марокко, а также Франции, ставшей для семьи Бокобса новой родиной. Оригинальную инжирную ракию производят и в Хорватии. В отличие от многих других видов этого фруктового бренди, она имеет собственное название - смоковача (хорв. smokovača).

Но, безусловно, главная область применения плодов смоковницы - это гастрономия. Варенье, десерты, выпечка, соусы, яства из мяса и птицы, закусочные блюда, прохладительные напитки и компоты - вот лишь небольшая часть того, что может украсить попавший в хорошие руки инжир. Задача гурмана - не упустить возможность насладиться результатом соответствующего творчества. Тем более что это обычно не только вкусно, но и красиво.

    Реклама на dsnews.ua