• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Нерабочая смена

Планы государства переориентировать выпускников школ на рабочие профессии с треском провалились. Училища недовыполнили госзаказ, причем больше всего п
Реклама на dsnews.ua

Планы государства переориентировать выпускников школ на рабочие профессии с треском провалились. Училища недовыполнили госзаказ, причем больше всего пустующих мест на стратегических для отечественной экономики промышленных направлениях.

Но даже тем, кто согласен работать руками, впоследствии будут рады не все работодатели, ведь уровень подготовки в отечественных ПТУ стремительно падает. И хотя попытки изменить ситуацию предпринимаются, первые качественные специалисты появятся на рынке труда только через четыре-пять лет.

Запасной аэродром

В этом году правительство увеличило госзаказ на подготовку рабочих кадров почти на треть в сравнении с прошлым годом, до 188 тыс. чел. По некоторым специальностям, в частности машиностроительным и энергетическим, "прибавка" превысила 40%.

Для сравнения: госзаказ в вузах за это же время вырос всего на 22% (до 200 тыс. чел.). Так что, по сути, бюджетное финансирование подготовки специалистов в училищах и вузах практически сравнялось. Перенаправить абитуриентов из университетов в ПТУ должно было и повышение минимального проходного балла сертификатов внешнего оценивания по профильным предметам со 124 до 140, что, казалось бы, закрывало дорогу в высшие учебные заведения поступающим с посредственными знаниями.

Но большинство школьников эти аргументы не убедили. Училищам удалось привлечь всего 170 тыс. первокурсников, что почти на 30% меньше, чем в прошлом году. Многие не смогли выполнить даже госзаказ, не говоря уже о контракте. Самый большой недобор (более 30% от плана) зафиксирован в ПТУ Сумской и Запорожской областей. В западных регионах и столице система профориентации сработала лучше — здесь пустует не более 10% бюджетных мест.

Такое положение можно объяснить тем, что в восточных и южных областях страны больше техникумов и колледжей, которые и подхватили не попавших в институты абитуриентов. Чтобы не провалить кампанию, в этом году они закрывали глаза на успеваемость потенциальных студентов и зачисляли буквально всех желающих, что позволило не только выполнить, но и перевыполнить планы набора.

Реклама на dsnews.ua

Всего в техникумы поступили более 300 тыс. чел., что на 10% больше, чем в минувшем сезоне. Не пострадали даже контрактные отделения, хотя цены в текущем году выросли на 15–20% и достигают 10–15 тыс. грн. в год. Многие родители готовы платить, собственно, за те же специальности в техникумах, формально относящихся к высшим учебным заведениям (считаются вузами I–II степени аккредитации), которые в ПТУ можно получить бесплатно.

Сами преподаватели поясняют этот факт непрестижностью профессионально-технического образования. Результаты опроса, проведенного в этом году Министерством образования и науки, показывают, что, по меньшей мере, половина абитуриентов выбирают будущую профессию и учебное заведение, руководствуясь советами родителей. Те же хотят видеть своих чад исключительно студентами вузов. И даже среди украинцев, дети которых пошли в ПТУ, почти 60% мечтают, что в последующем они продолжат обучение в более "приличном" учебном заведении.

Секретари вместо токарей

Выпускники, которые все-таки пришли в ПТУ, выбрали отнюдь не те специальности, которые наметили чиновники. В училищах с промышленной специализацией недобор побил все рекорды. Некоторые металлургические и машиностроительные учебные заведения, на которые сделало ставку профильное министерство, выполнили лишь 50–60% госзаказа.

В этом году снизилась популярность даже традиционно ходовых строительных профессий: каменщиков, штукатуров, сантехников и пр. Эта тенденция поясняется значительным падением заработков в отрасли. Если до кризиса даже начинающий мастер мог рассчитывать на 4–5 тыс. грн. в месяц, то сейчас зарплаты стартуют с отметки 2,5 тыс. грн.

По-прежнему невысок интерес поступающих и к заводским профессиям (токарь, станочник, фрезеровщик и пр.). Сравнительно высокий набор наблюдался разве что на специальность автослесаря, но и тут показатели далеки от докризисных.

А вот училища, готовящие более "гламурных" специалистов: парикмахеров, флористов, секретарей, деловодов, операторов компьютерного набора, чувствуют себя сравнительно хорошо. Многие из них отрапортовали о 100%-ном выполнении плана. Уловив тенденцию повышения интереса абитуриентов к подобным профессиям, ПТУ продолжают расширять их перечень.

Сейчас в училищах, помимо перечисленных выше специальностей, можно выучиться на кассира, массажиста, помощника бухгалтера, дизайнера и пр. И хотя перспективы трудоустройства таких выпускников более чем сомнительны, поскольку работодатели предпочитают соискателей с вузовскими дипломами, недостатка в желающих получить модные профессии не наблюдается.

С отрывом от производства

На первый взгляд, упорное нежелание украинцев учиться в ПТУ выглядит более чем странно. Ведь, как показывает статистика Министерства образования и науки, более 90% выпускников профтехучилищ трудоустраиваются сразу же по окончании учебного заведения. В то время как среди молодых специалистов с дипломами вузов и техникумов этот показатель не дотягивает и до 50%. Но реальная ситуация не столь оптимистична.

В официальных отчетах чиновники умалчивают о том, сколько новичков удерживаются на первом рабочем месте. По данным "ДС", как минимум треть из них по истечении года увольняются либо их увольняют. И хотя спрос со стороны отечественных предприятий на рабочие кадры бьет все рекорды, нянчиться с молодежью готовы единицы.

Ведь, по словам представителя Федерации работодателей Родиона Колышко, компаниям приходится доучивать, а то и полностью переучивать вчерашних выпускников ПТУ. Соответственно, предложить достойные зарплаты начинающим работникам они не могут, а учиться и ждать повышения окладов согласны немногие. Работодатели все активнее заявляют о том, что уровень подготовки в училищах их не устраивает. "Низкий уровень знаний выпускников ПТУ заставляет даже на рабочие специальности брать инженеров, а на должности продавцов и кассиров — выпускников экономических вузов в надежде, что те хоть что-то умеют", — говорят в компании СКМ.

Учебные планы в училищах давно устарели, а лучшие преподаватели ушли из системы профессионально-технического образования. Те же, кто остался, вынуждены работать за копейки. Материально-техническая база училищ вообще не выдерживает никакой критики. У многих ПТУ нет не то что современного, а вообще никакого оборудования, поэтому практический опыт их выпускников минимален.

И хотя практически все училища имеют партнерские договоры с предприятиями о прохождении на них практики учащимися, на деле такие занятия зачастую сводятся к формальности. Будущим рабочим просто проводят экскурсии по производству и не допускают к высокотехнологичному оборудованию, "чтобы чего не случилось". Особенно эта проблема обострилась на волне кризиса, когда отечественные предприятия максимально подчистили штатные расписания. И сейчас выделить опытных наставников для практикантов из числа оставшихся рабочих, а тем более достойно оплатить их труд большинство компаний просто не в состоянии.

Работодатели хотят учить

На словах чиновники заинтересованы в том, чтобы повысить уровень подготовки рабочих кадров. В прошлом году Министерство образования и науки утвердило план перехода отечественного профтехобразования на новые стандарты, который планируется реализовать к 2015 г. К тому времени государственные мужи хотят разработать порядка 300 стандартов, 50 из которых уже практически готовы (для кулинаров, водителей, слесарей, визажистов, флористов и ряда других профессий). На основании этих стандартов впоследствии должны создаваться так называемые квалификационные рамки — своего рода эталоны для рынка труда, содержащие перечень всех навыков и умений, которыми должен владеть тот или иной специалист.

Но результаты труда преподавателей и чиновников работодателей не впечатлили. По информации Родиона Колышко, новые стандарты сформированы по старой методике и представляют собой лишь слегка подкорректированные программы десятилетней давности. В профильном министерстве заявляют, что привлекали к разработке стандартов работодателей, но в Федерации работодателей этот факт опровергают.

"Если какие-то предприятия и участвовали в проекте, то разве что для галочки. К системной работе компании — лидеры отечественной промышленности не допускаются, хотя заинтересованы в этом", — говорит г-н Колышко.

По его словам, после вступления в силу 5 августа этого года закона о профессиональных сообществах работодателей, в котором оговорено право предприятий участвовать в разработке образовательных стандартов, Федерация работадателей будет настаивать на включении ее представителей в министерскую профильную группу. Но насколько оперативно удастся переписать все стандарты под требования рынка, пока неясно.

В компании СКМ рассказывают, что они уже разработали "паспорт" для специальности "подручный сталевара" и начинают внедрять его на практике. "Теперь будут организованы мастер-классы для преподавателей на предприятиях, разработан план качественно новой производственной практики", — говорят в компании. Но это скорее исключение из правил.

В лучшем случае украинские ПТУ начнут учить молодежь по обновленным программам не ранее 2014 г., и на рынке труда профессионально подготовленные специалисты появятся лишь в 2016–2017 гг. А до тех пор из училищ будут выходить рабочие, которые с трудом понимают, как держать в руках молоток, и впадают в ступор при фразе "ключ на семнадцать".

Модные, но бедные

Вузовский диплом остается навязчивой идеей абитуриентов. В этом году отечественные институты и университеты штурмовали более 600 тыс. поступающих, что почти вчетверо превышает количество желающих получить рабочую специальность в ПТУ. Молодежь мечтает о профессиях юриста, экономиста или переводчика, хотя, как показывает практика, устроиться по специальности после окончания вуза в состоянии лишь единицы обладателей модных корочек.

Конкурсы на вакансии по этим позициям достигают 15–20 человек на место, что позволяет работодателям перебирать соискателями и платить им все меньшие зарплаты. Да и конкурентоспособность новоиспеченных юристов и экономистов на рынке труда оставляет желать лучшего. Стараясь любой ценой запихнуть свое чадо на престижный факультет, родители платят баснословные деньги, не всегда трезво оценивая реальные возможности ребенка.

Этим пользуются вузы, готовые за дополнительную плату обучать даже студентов с самыми посредственными знаниями. В итоге многие дипломированные переводчики и адвокаты получают должность секретаря или мелкого клерка с окладом в 2–3 тыс. грн., а их шансы хоть когда-нибудь вернуться в профессию минимальны.

Тогда как, овладев рабочей специальностью, они могли бы не только обеспечить себя гарантированным куском хлеба с маслом на всю жизнь, но и, приложив определенные усилия и достигнув высот в профессии, претендовать на вполне приличные доходы. Проблем с трудоустройством у выпускников ПТУ сейчас практически нет, а растущий дефицит рабочих кадров вынуждает предприятия повышать им оклады. И зарплаты высококлассных рабочих достигают 15 тыс. грн. в месяц.

Но, не желая работать руками, выпускники школ по-прежнему игнорируют училища. И изменить ситуацию пока не в состоянии ни растущий госзаказ на подготовку рабочих кадров, ни попытки чиновников усовершенствовать отечественную систему профтехобразования. И если эта тенденция в ближайшее время не изменится, учиться в ПТУ и работать в цехах в скором времени будет просто некому.

{(39)}

    Реклама на dsnews.ua