• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Александр Васильченко: Кто будет есть борщ с хлебом с курагой?

Украинские пекари утверждают, что они работают чуть ли не на грани рентабельности. Однако в последнее время сделки по покупке-продаже активов на рынке
Реклама на dsnews.ua

Украинские пекари утверждают, что они работают чуть ли не на грани рентабельности. Однако в последнее время сделки по покупке-продаже активов на рынке заключаются практически ежемесячно. О перспективах развития отрасли в интервью "ВД" рассказал председатель совета объединения предприятий хлебопекарной отрасли "Укрхлебпром" Александр Васильченко.

Много лет на хлебном рынке Украины не было сколь-либо существенных изменений. В то же время в последние месяцы сразу несколько предприятий нашли новых хозяев. С чем это связано?

— Да, видно, что отдельная группа предпринимателей скупает активы на рынке. Но то, что сейчас происходит, нельзя назвать приходом новых инвесторов, это перепродажа собственности, не более. За минувшие полтора года поменялись соб­ственники хлебопекарных предприятий в Полтаве, Николаеве, Харькове, Луганске, Крыму, Одессе. Кроме того, ряд предприятий просто закрывается.

Только в Киеве в течение пяти лет с рынка ушли три предприятия. Факты говорят сами за себя — за последние годы у нас не было ни одного иностранного инвестора. В то же время в хлебопекарную отрасль России идут иностранные инвесторы, в частности, финская компания Fazer. Это действительно новый инвестор для отрасли, он приносит или внедряет новые технологии. У нас же этого нет.

Почему же украинские хлебопекарные предприятия закрываются, а новые инвесторы не приходят?

— Хлебопекарная отрасль Украины по-прежнему непривлекательна для инвесторов. А происходит это из-за того, что цены на хлеб смешали с политикой. Все годы независимости цены на хлеб находятся под пристальным вниманием правительства, их постоянно пытаются регулировать административными мерами. А это имеет колоссальные негативные последствия для хлебопекарной отрасли.

Возможно, в 1990-е годы такие методы были оправданны: население Украины бедствовало, и основной продукт питания должен был быть дешевым. Тогда правительство имело полное право не допустить роста цен на хлеб до рыночного уровня.

Реклама на dsnews.ua

Но ситуация кардинально изменилась: доходы населения растут, расслоение общества уже произошло. Как следствие, необходимость в административном регулировании цен на хлеб отпала, поскольку таким образом хлебопекарные предприятия субсидируют и зажиточные слои населения. Но, к сожалению, его продолжают применять. Это стало бичом для отрасли. Если в 2010 году убыточным было только каждое третье предприятие, то по итогам прошлого года таких уже свыше 40%.

В общем прибыль всех предприятий отрасли составила 133 млн грн. То есть в среднем на каждый завод получается чуть больше 80 тыс. грн. Ни о каком техническом развитии при таких финансовых результатах речь идти не может, поскольку сейчас только одна промышленная хлебопекарная печь стоит порядка €180 тыс.

Какой же тогда смысл скупать предприятия столь убыточной отрасли?

— Возможно, новые собственники рассчитывают на лояльность со стороны местных органов власти, на дружбу с ними. Но те предприниматели, которые сейчас покупают заводы, завтра инвестировать в них не будут. Как у нас принято? Если предприниматель потратился на покупку, то сначала ему нужно вернуть вложенные средства, а только потом думать, как развивать предприятие.

Кроме того, я думаю, что нынешняя концентрация активов происходит с целью дальнейшей структуризации и выхода на IPO. Покупка их в различных регионах необходима для того, чтобы показать иностранным инвесторам, что компания работает на большой части страны, что это не маленькая региональная компания.

Вы говорите, что предприятия закрываются, но тем не менее при этом строятся новые. Очевидно, если бы подобный бизнес не был выгоден, это вряд ли бы происходило?

— За все годы независимости в Украине были построены всего несколько новых хлебопекарных предприятий, в частности: хлебокомбинат №10 в Днепропетровске, хлебозавод "Кулиничи" в Харькове и хлебокомбинат в Полтаве (мощность 200 и 65 т/сутки соответственно — прим. "ВД"). Удалось построить эти предприятия, очевидно, благодаря преференциям со стороны местных органов власти. Но надо делать преференции не для отдельных компаний, а для всех инвесторов в отрасли.

Официальная статистика свидетельствует о планомерном снижении производства хлеба. Если в 1990-е годы мы производили 6,7 млн т хлеба и хлебобулочных изделий, то в 2011 году — только 1,7 млн т.

Если мы посчитаем по физиологической потребности — 277 г хлеба на человека в сутки, которые де-факто потребляются украинцами, — то реальный объем производства составит порядка 4,6 млн т. Такие диспропорции связаны с тем, что большая часть рынка хлеба перешла в "тень".

Благодаря чему тогда работают предприятия?

— Кроме массовых сортов хлеба существуют еще булочные и кондитерские изделия, на которые не распространяется ограничение рентабельности. На них производители устанавливают более высокие цены, чем это разрешено на массовые сорта хлеба.

И насколько прибыльнее продукция, которая не подпадает под ценовые ограничения?

— Все равно рентабельность на нее не выше 20%.

Насколько увеличивается или снижается доля массовых сортов хлеба в производ­стве?

— Доля массовых сортов сокращается. Из-за того что рентабельность на них существенно ограничена, предприятия под всеми предлогами уходят от выработки этой нормальной, хорошей продукции. Если пять-семь лет назад она составляла 60%, то по итогам прошлого года эта цифра снизилась уже до 38%. Производят хлеб то с орехами, то с маком. Но кто ж будет есть борщ с хлебом с курагой?

Время от времени правительство через Аграрный фонд поставляет хлебопекарным предприятиям муку по льготным ценам. Насколько это действенный механизм для более прибыльной работы предприятий отрасли?

— Наиболее эффективно этот механизм работал в IV квартале 2010 года. В то время Аграрный фонд отпускал нам муку на 300-400 грн./т дешевле, чем можно было купить на рынке. Однако далее возникли проблемы. В 2011 году приказы Минагропрода об отпуске муки из Аграрного фонда появились только в феврале, а фактически муку начали отгружать только в конце марта. За счет того, что цены на нее повышались более высокими темпами, чем рыночные, к концу 2011 года сырье из Аграрного фонда стало дороже, чем на рынке.

Ситуация начала прошлого года вновь повторилась в 2012-м: до сих пор нет приказов Минагропрода об отпуске муки и установлении цен на нее. Кроме разговоров и обещаний ничего не делается. И очевидно, что не будет этого и в марте.

Какими же методами целесообразно было бы стимулировать развитие отрасли?

— Во-первых, пекари должны получить возможность не платить НДС, а направлять его на техническое развитие. Потенциально от этой нормы госбюджет недополучит 500-520 млн грн. Но он и сейчас их недополучает. Хлебопекарные предприятия, находясь в сложных условиях административного регулирования, научились настолько минимизировать свои налоговые обязательства, что, я уверен, государство не получает и этих денег.

Во-вторых, в сотрудничестве с Минагропродом мы подготовили два проекта постановления Кабмина. Один направлен на ослабление регулирования рентабельности пекарей. Местные органы власти получат право ограничивать ее на уровне не менее 10%, но максимум 15%. Второй предусматривает изменения в Перечень энергосберегающих материалов, оборудования и комплектующих, которые освобождаются от ввозной пошлины и НДС.

Это касается импортного оборудования для производства хлебобулочных изделий, хлебопекарных печей, паровых котлов и газовых горелок. Принятие такого постановления необходимо, чтобы дать толчок технологическому обновлению хлебопекарной отрасли. Сейчас же предприниматели, желающие модернизировать заводы, должны заплатить пошлину и НДС на оборудование, которое еще даже не пересекло границу.

Как вы думаете, удастся Минагропроду пролоббировать эти проекты на уровне Кабмина и Верховной Рады?

­— Недавно был интересный случай. Специалисты Кабмина готовили для Николая Азарова, премьер-министра, доклад относительно инфляции за январь 2012 года. По итогам этого месяца индекс потребительских цен составил 0,2%, а хлеб подорожал всего лишь на 0,1%. Мне звонят консультанты Азарова и спрашивают, почему подорожал хлеб.

Я говорю: потому что с 1 января природный газ подорожал на 3,8%, электроэнергия — на 5%, минимальная зарплата — на 6,9%. Мне же отвечают, что этого допускать нельзя. Но это же нелогично.

Почему-то никого из контролеров не интересуют цены на продукцию, которая выпекается непосредственно в супермаркетах.

А ведь они продают 300-граммовые булочки по 5 грн. за штуку. Если посчитать, то получается, что килограмм такой продукции стоит свыше 15 грн. Почему тогда килограмм ржано-пшеничного хлеба, изготовленного промышленными хлебопекарными предприятиями, должен стоить в среднем 4,60 грн., а из пшеничной муки первого сорта — 4,45 грн.?

Правда, продукция из муки высшего сорта стоит дороже, но не намного, в среднем 6,80 грн./кг. Сегодня даже пенсионеры все чаще покупают более качественные сорта хлеба. А это значит, что цена на хлеб уже не имеет такого большого социального значения для населения, как это было в 90-е годы. Да, для кого-то разница в 40-50 копеек важна, но для таких потребителей необходимо вводить адресные дотации. Уже несколько раз мы пытались пролоббировать такую идею на уровне Кабмина, но ничего не получается.

Административное регулирование потеряло всякий смысл, потому что низкая цена должна быть связана с низкими доходами. Но что получается? Меньше всего зарабатывают жители западных областей, в частности Закарпатской и Волынской, а больше всего — в Киеве. Но почему-то именно киевлянам предоставлена возможность покупать массовые сорта хлеба по 4 грн./кг, а жители западных областей должны платить за нее на 30% больше.

    Реклама на dsnews.ua