• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

PR-подъем на Говерлу

Реклама на dsnews.ua

Так уже повелось у нас — если нужно сделать что-то общенациональное и без особых денежных затрат, лучше всего это сделать на Говерле. Вот и Виктор Андреевич сделал свое символическое заявление на самой высокой вершине Украинских Карпат. Говорил он, как всегда, многозначно. Настолько многозначно, что после заявления, которого все так долго ждали, стало понятно лишь одно — экс-премьер сделал заявление. Что касается сути, то она все так же покрыта мраком. Единственное, что стало ясно, — Ющенко все-таки возглавит блок и работа над его созданием уже ведется. Но кто войдет в этот блок, остается только догадываться.


Первый вариант, от которого, как может, отбивается Виктор Андреевич, — организация широкого  правого блока. Но это, пожалуй, худшее, что может случиться для Ющенко. Склочные, безденежные Рухи, которые погрязли в собственных интригах, ссорах и желании любой ценой сохранить свои места в парламенте, — более чем нестабильные партнеры для создания серьезной политической силы. 

Герой-любовник в театре лилипутов
Тому подтверждение — первые после заявления действия НРУ. Несколько горячих голов во главе с руководителем секретариата Сергеем Коневым выступили с инициативой немедленного объединения всех Рухов, включая квазипартию Богдана Бойко, чтобы обеспечить старейшей партийной структуре лидирующее положение в переговорах о создании демократической коалиции. Теперь коллеги по блоку вычисляют, то ли Банковая непосредственно влияет на руководство НРУ, то ли Геннадия Иосифовича по старой дружбе попросили не мешать "инициативе руховских низов". Во всяком случае, Удовенко не против возвращения "пропрезидентского" Бойко в родные пенаты. А ведь в его непредсказуемом поведении коллеги по блоку видят главную угрозу для еще не родившейся коалиции. Вдруг накануне выборов он снова устроит демарш, и вся коалиция начнет разваливаться?
Второй вариант развития блока, ранее озвученный людьми из окружения Ющенко, — создание списка не на базе партий, а на основе имен известных политиков. Так, предлагалось собрать 20–25 "имен" и вокруг них сплотить всех остальных. Но проблема в том, что во всем украинском политикуме трудно найти столько звезд первой величины, а в окружении Виктора Андреевича и подавно.
Кроме того, возникает проблема распределения мест в будущем списке. Пожалуй, опасение многих политиков средней руки остаться за границами проходной части списка станет решающим фактором при формировании этого блока. А пока можно лишь констатировать, что о ющенковской коалиции практически ничего неизвестно. Ее просто еще нет.
Как бы то ни было, но Ющенко настаивает на том, что блок будет неоппозиционным. При этом рассчитывать на поддержку админресурса не приходится. Харизмы одного Ющенко, конечно, достаточно для того, чтобы преодолеть 4%. Но проблема в том, что при определенных обстоятельствах этот же барьер могли поодиночке осилить и ПРП, и НРУ. Но задача, которая ставится перед блоком, — это минимум 20%. А быть неоппозиционным, не имея поддержки админресурса и пока даже приблизительной конфигурации блока, и набрать такой процент более чем сложно.

Белоснежка и семь гномов
Тимошенко, как всегда, успела первой. Пока все остальные увлеченно делят пропорции избирательной системы, админресурс и Ющенко, самая ярая оппозиционерка страны за три месяца до начала избирательной кампании объявила о создании своего избирательного блока демократической оппозиции под скромным названием Форум национального спасения, тем самым застолбив за собой статус главной спасительницы нации. Таким образом, созданный в разгар "кассетного скандала" для координации действий оппозиции, ФНС плавно трансформировался в избирательный штаб одного из лидеров антипрезидентского движения.
Первым номером в списке блока, безусловно, будет стоять имя Юлии Тимошенко. У нее за плечами темное "олигархическое" прошлое, тяжелая дружба и скандальный развод с главным коррупционером страны Павлом Лазаренко, бурная парламентская деятельность во главе бюджетного комитета, борьба с олигархами в энергосекторе на посту министра ТЭК, тюремные нары и триумфальное возвращение в большую политику. Рядом с ней ветераны борьбы за независимость Украины, первые легендарные строители нового государства, непримиримые оппозиционеры и мужественные разоблачители мафии. Она опирается на взбудораженный и приумноженный политическими скандалами протестный электорат. Ее цели четки и ясны: победа на парламентских выборах, создание демократического большинства, формирование собственного правительства и, наконец, цель жизни — досрочное отстранение от власти Президента Леонида Кучмы. Ну и, конечно, последующее занятие вакантной должности, о чем, правда, пока речь в открытую не идет. Но подразумевается, поскольку Тимошенко во всем должна быть "номером один".
Форум нацспасения, при всей красоте идеи, стартует не с самой выгодной позиции. Во-первых, в этом сосуде с жуткой смесью из разноидеологических "микропартий" растворяется раскрученная марка "Батьківщина". Вместо аполитичной структуры "под лидера", работающей исключительно на имидж Юлии Владимировны, она получает самодостаточное образование четкой идеологической направленности. "Батьків-щина" могла маневрировать как угодно, от крайней оппозиционности до конструктивного сотрудничества с властью и обратно. ФНС должен будет спасать нацию, несмотря ни на что, до полного очищения от Президента. Во-вторых, сильно пострадать может инфраструктура Тимошенко в регионах. И без того она создавалась с большим трудом, очевидно, не так-то легко ей было рекрутировать под свои знамена более-менее влиятельных людей. И вдруг вместо проправительственной "Бать-ківщини", воюющей с "плохими" олигархами, они оказываются в крайне оппозиционном ФНС и вместе с ним борются с Президентом. И в-третьих, соседями по списку у Тимошенко являются люди, безусловно, уважаемые, но по потенциалу с ней абсолютно не сопоставимые. А как известно, союз сильного со слабым не усиливает слабого, зато ослабляет сильного. Во всяком случае, тройка "самодостаточных" оппозиционеров — Сергей Головатый, Александр Ельяшкевич и Виктор Мусияка — так и не смогли увидеть свою роль в объединении и в результате очутились "за бортом".


Сыновья таращанского полка
Не исключено, что всю троицу в результате можно будет увидеть в блоке Соцпартии, испытывающем острый звездный дефицит. Александр Мороз и Юрий Луценко — личности, безусловно, не нуждающиеся в особой рекламе, но в остальном этот список выглядит несколько бледнее тимошенковского. Другое дело, где найти причину, по которой в социально ориентированной компании окажутся ярко выраженные правые прозападной ориентации. Александру Морозу об этом придется серьезно задуматься. Очевидно, предвыборная тактика этого блока будет строиться на раскрутке именно первого имени, получившего мощный электоральный заряд в результате обнародования разоблачающих "записей Мельниченко". И если ФНС претендует на продюсирование массовых акций протеста, то Мороз должен оставаться главным "паблишером" пленочного компромата, в результате чего неминуемо столкновение интересов.
Как не крути, а играть всем трем блокам придется на одном электоральном поле. Что бы ни говорил Виктор Андреевич, но его избиратель уж никак не может похвастаться любовью к власти.
Можно сколько угодно договариваться о ненападении, но когда счет пойдет о долях процента, партнерам будет уже не до джентльменства. Идея стянуть разбегающуюся по идеологическим норам оппозицию в один блок у многих все еще крутится в голове на уровне подсознания, но реализоваться ей уже не суждено. Принцип "разделяй и властвуй" универсален. Субъекты оппозиции, как крайней, так и умеренной, бросают друг на друга подозрительные взгляды, пытаясь определить, кого уже "разделили". Возможно, наученная кризисом власть действительно демонстрирует чудеса тонкости в отношениях со своими оппонентами. Но скорее всего, на "разделение" никаких усилий ей так и не потребовалось. Остается только "властвовать".

<СПРАВКА>
Сергей Телешун, политолог
Реклама на dsnews.ua

Заявление Ющенко не определило окончательно группу его политико-партийной поддержки. Оно лишь обрисовало краеугольные камни этого блокирования: кто хочет быть возле экс-премьера, кто воспринимает его скорее как лидера, нежели как партнера. Заявление не определило механизмов взаимодействия партий, объединившихся вокруг Ющенко: каковы организационные, финансовые, информационные ресурсы.

В какой-то мере Виктор Андреевич сказал "а", но не сказал "б". И, возможно, на данный момент это нормально. Говорить-то он начал. Ведь, когда молчал, у многих поддерживающих его политиков уже возникли сомнения: а знает ли он, что говорить?

Почему бывший премьер тянул? Не исключено, что технологически это было оправдано. Он разрешил бороться за себя политическим силам. Об этом свидетельствовали заявления Плюща, Президента, Литвина, "Трудовой Украины" и "Демсоюза". Но сегодня Ющенко понимает, что, затянув паузу дальше, он лишится всего. Поход на Говерлу — пиаровский ход, от которого он, возможно, немного потерял: центристов, левоцентристов, отошел от ФНС... Но не отрубил для себя попыток торговаться с ним и торговать его брэндом.

Александр Дергачев, политолог
Ющенко сейчас стремится не совершить главной ошибки — не сузить своей поддержки. Но при этом остается неясным вопрос, как Виктор Андреевич сможет ее сконцентрировать, поскольку вне его планов происходит бурное партийное и блочное строительство и многие потенциальные участники движения, которое мог бы возглавить экс-премьер, уже для себя иначе решают вопрос о выборах. От Ющенко не отвернутся миллионы избирателей, но он может остаться без организационных и информационных ресурсов.
Конечно, до сентября пауза так или иначе продлится. Будут ли дальнейшие шаги Виктора Андреевича действительно достаточными для того, чтобы вокруг него образовался широкий фронт, не потеряет ли он при этом возможность управлять процессом самостоятельно — большой вопрос. У него нет нормальной политической команды. И неизвестно, будет ли это объединение новым.

    Реклама на dsnews.ua