• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Жаркий визит в хлебный Ташкент Киев форсирует проект создания свободной торговли с Узбекистаном

Реклама на dsnews.ua

На прошедшей неделе в Ташкенте руководители Украины и Узбекистана парафировали протокол о внесении изменений к соглашению о режиме свободной торговли от 1994 г. "Украина входит в число ключевых партнеров Узбекситана в СНГ, и этот документ установит новый уровень партнерства", — заявил глава правительства Узбекистана Шавкат Мирзияев.

В 2003 г. товарооборот между странами составил $244 млн (украинский экспорт — $83,6 млн, импорт — $160,4 млн), что поставило нашу страну на пятое место в торговле Узбекистана после РФ, Великобритании, Германии и США. Негативное сальдо в двусторонней торговле было достигнуто за счет упрочнения позиций Узбекистана на ряде украинских рынков. Доля природного газа и нефтепродуктов в нашем импорте превысила 76%. Крупными статьями импорта были рафинированная медь, хлопок и хлопчатобумажные ткани, которые, соответственно, составили 9 и 3% всего объема импорта. Еще 2,45 и 1,7% поставок из Узбекистана заняли узбекский наземный транспорт (преимущественно автомобили завода "УзДЭУ"), вольфрам, молибден и плодоовощная продукция.

Кроме того, практически все указанные товары на украинском рынке конкурируют с одним или двумя аналогами из третьих стран. В то же время ведущими статьями экспорта нашего государства в Узбекистан является продукция, за сбыт которой отечественному поставщику приходится бороться с десятками конкурентов. Так, ведущими статьями украинского экспорта в Узбекистан являлись трубный прокат и продукция машиностроения (более 23,5% экспорта), энергетическое оборудование (8%), а также горнодобывающее оборудование, агротехника, двигатели, железнодорожные цистерны и контейнеры, автомобильные шины и фармацевтика (по 2–3% оборота).

Во время визита было заявлено, что с начала года тенденция формирования негативного сальдо торговли несколько уменьшилась, правда, сократился и сам оборот — в январе–апреле он составил $46,4 млн. Эта ситуация поясняется сокращением торговли природным газом, которая считается стратегически наиболее важным направлением. С середины и до конца 90-х в украинско-узбекской газовой нише монопольно доминировали швейцарская компания Gaspex и предприятия УкрСиббанка (ЗАО "Энергоресурсы Украины"), что придавало данной статье торговли стабильность. Однако в 1999 г. они ушли с этого рынка, на котором в 2000–2003 гг. успело поменяться два оператора ("Итеру" сменил консорциум "Индустриального Союза Донбасса" и компаний германской группы DymlerChrusler). Это и привело к дестабилизации упомянутого сегмента украинско-узбекской торговли. Однако, как сообщил премьер-министр Виктор Янукович, в ходе визита была достигнута договоренность о заключении соглашения на поставку в Украину 3 млрд кубометров узбекского газа.

Кроме газа, Киев с 2004 г. сократил и покупку узбекского золота и редких металлов. На фоне таких тенденций становится очевидным, что ташкентский визит требовал от первых лиц Украины не только соблюдения интересов ведущих отечественных частных компаний, но и умения сопоставлять их интересы с реалиями быстроменяющейся Средней Азии. Показателем скорости таких перемен стало состоявшееся перед визитом Януковича заседание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) — Международного военно-экономического блока, созданного в 2002 г. с целью развития стран Центральной Азии и противодействия терроризму на их территории. На этом саммите ШОС его члены (Россия, Китай, Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) разработали механизм формирования общей армии — Коллективных сил самообороны, а также проработали планы освоения $0,8 млрд китайского льготного кредита, который предоставлен для развития коммерческих региональных проектов.

Западные аналитики окрестили поддерживаемое Россией и Китаем Шанхайское содружество прямым противопоставлением союзу ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Молдова), который активно поддерживается США. Москва, заинтересованная в изоляции Киева от среднеазиатских рынков газа и металлов, вряд ли допустит интеграции Украины в ШОС, поэтому наше государство вынуждено искать иные пути сближения с новым Шанхайским содружеством. Одним из вариантов может стать участие Украины в стратегически важных проектах, связанных с обеспечением безопасности Таджикистана и Афганистана.

В их числе были названы модернизация транспортных сообщений и крупных предприятий Таджикистана, а также восстановление энергосистем Афганистана. Как уже писала "ДС", таджикские промышленные проекты реализуются Киевом на коммерческой основе и преимущественно без поддержки Ташкента. С проектами в Афганистане сложнее — портфель прямых украинских подрядов там не превышает $10 млн, остальные заказы зависят от помощи Узбекистана и финансирования международных организаций. В мае текущего года III Берлинская конференция стран-доноров Афганистана установила, что объем помощи этой стране составит $8 млрд в 2004–2007 гг. Львиная доля этих средств придется на восстановление афганской энергетики. Ведущими проектами данного направления являются восстановление Кабульской ТЭС (украинские компании уже ведут ее реконструкцию), Мазари-Шарифской ТЭС, а также ряда ГЭС. Наряду с созданием зоны свободной украинско-узбекской торговли совместное продвижение Киева и Ташкента к этим афганским проектам существенно изменит геополитическую конфигурацию региона.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua