• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

"Дорожная карта" будет без энергообложки. Вялое реформирование в энергетической и нефтегазовой сферах лишают евроинтеграцию Украины экономической базы

Реклама на dsnews.ua

Сразу же после подписания Плана действий Украина—ЕС Президент поручил создать межправительственную украинско-европейскую рабочую группу по вопросам сотрудничества в сфере энергетики и транспорта энергоносителей. Именно эту отрасль намечено превратить в экономический фундамент политической интеграции Украины в единую Европу.

Основные направления сотрудничества в энергетической сфере были определены во время переговоров Виктора Ющенко и главы Еврокомиссии Хосе Мануэля Баррозу. К первоочередным были причислены три проекта — качественное развитие украинского рынка транзита газа, расширение экспорта электроэнергии в прилегающие к Украине страны ЕС, а также завершение Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), предусматривающего строительство нового нефтепровода из Украины в Польшу.

Изложенное Киевом видение дальнейшего развития этих проектов было насыщено идеологией повышения безопасности энергоснабжения Европы, уменьшения риска ее топливной изоляции и прочими лозунгами, сладкими для ушей брюссельской бюрократии. Наша ставка на повышение безопасности работы европейских энергетических рынков гарантировала внимание Брюсселя к этим достаточно сложным украинским проектам. Однако надежды европейцев могут не сбыться — внутриукраинское политическое противостояние вокруг большинства из представленных Брюсселю проектов ставит под сомнение скорое обрамление "Дорожной карты" нашей евроинтеграции в глянцевую "энергетическую обложку".

Главным тормозом на пути в Европу угрожает стать проект ЕАНТК. В середине 90-х годов прошлого столетия была сорвана попытка ЕБРР принять участие в украинской его части, предусматривавшей строительство терминала Южный и нефтепровода Одесса–Броды. Тогда Киев не ответил банку взаимностью. А такая холодность привела к непредсказуемым последствиям — отсутствие должного участия в проекте европейских институтов и корпораций в 2004 г. позволило старой власти без особых последствий отказаться ориентировать его на Европу и повернуть вспять поставки нефти по нефтепроводу Одесса–Броды. Трубопровод был поставлен в кабальную зависимость от российской нефтекомпании ТНК-ВР, а вместо поставок каспийской нефти в Словакию, Чехию и Польшу турецкий пролив Босфор перегрузили дополнительными танкерами, наполненными благодаря "деевропеизации" украинского сегмента ЕАНТК.

В то время как Виктор Ющенко вел энергетические переговоры в Брюсселе, Минтопэнерго общалось с представителями упомянутой российской нефтекомпании. Из уст ее руководителей прозвучали очередные заверения в незыблемости дальнейшей эксплуатации украинского трубопровода "по-российски", что можно расценить как бесцеремонный вызов Брюсселю и Киеву. Подобная политизация, навязываемая Москвой, свойственна и другим украинским энергетическим проектам, упомянутым в Брюсселе — расширению транзита газа за счет привлечения европейского капитала в украинский газовый сектор и увеличению поставок электроэнергии в близлежащие страны ЕС.

В отличие от сложного положения с нефтяным проектом ЕАНТК, намерения украинской власти увеличить экспорт электроэнергии молодым восточноевропейским членам ЕС, на первый взгляд, выглядят вполне безоблачными. Благодаря поддержке со стороны либерально настроенных российских администраторов, таких как глава РАО "ЕС России" Анатолий Чубайс, Украине в 2003–2004 гг. удалось оживить экспорт электроэнергии в Венгрию и Словакию. Однако и в этом направлении сближения Украины и ЕС не все проходит гладко. На самом перспективном южноевропейском направлении, которое охватывает обширные энергетические рынки Молдовы, Болгарии и балканских стран, евроинтеграционные усилия украинских энергетиков не увенчались успехом . Политическим "рубильником", фактически перекрывшим Киеву доступ на эти рынки, стал инспирированный Москвой "приднестровский кризис-2004". Тогда сепаратные власти Приднестровской автономии провели приватизацию стратегически важных ТЭС и газокомпрессорных станций, осложнив нам доступ к рынкам юга Европы.

Кроме украинских экпортеров газа и электроэнергии, от этого кризиса косвенно пострадали крупнейшие западные инвесторы региона, засомневавшиеся в целесообразности своего дальнейшего присутствия там (крупнейшими участниками южноевропейского энергетического рынка являются российские газоэнерготрейдеры и испанская Union Fenosa, скупившая энергосети Румынии и Молдовы).

Реклама на dsnews.ua

Устроенный Москвой и Тирасполем тупик на пути дальнейшего развития экспорта электроэнергии из Украины в Южную Европу стал очевиден как раз накануне нынешних брюссельских переговоров Виктора Ющенко. Главы МИД России и Румынии заявили о том, что их страны намерены установить совместные правила игры на энергетическом рынке региона, выработав румыно-российские критерии безопасности энерго- и газопоставок. Украине найти свое место в этом новом румыно-российском энергетическом альянсе будет достаточно проблематично.

Еще одним стопором нынешнего порыва украинской евроинтеграции может стать вялое продвижение Киева в важном для Европы проекте создания международного консорциума по расширению мощностей украинских газопроводов, поставляющих газ в Европу. Бывшее правительство приложило максимум усилий, чтобы не допустить к консорциуму независимые от российского "Газпрома" европейские корпорации. В итоге консорциум был создан в узком украинско-российском формате (в форме ООО под трудно выговариваемой аббревиатурой МКУРГТС). На сегодня он уже готов стать собственником украинских земель под новыми газопроводами и, будучи компанией с непубличным капиталом и ограниченной ответственностью, явно не собирается напрямую работать на европейских финансовых и газовых рынках. Пришедшим же на газовые рынки Польши и Румынии европейским газовым корпорациям только и остается, что смотреть на происходящие в Киеве процессы с недоумением. Последнее совещание правления консорциума, кстати, состоялось в начале февраля, уже после формирования правительства Юлии Тимошенко. Ни о каких намерениях увеличения капитала, а тем более о привлечении европейских инвесторов на этом заседании речь, конечно же, не шла. Так что "глянец" украинской евроинтеграции в энергетической сфере в действительности выглядит изрядно матовым.

    Реклама на dsnews.ua