• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Георгий Дзекон:. "Мобильные операторы сегодня получают глубокое удовлетворение от жизни"

Реклама на dsnews.ua

Мобильные операторы серьезно теснят государственное ОАО "Укртелеком". За последние годы доля компании в общем объеме доходов рынка телекоммуникаций упала до 29%. В ближайшее время ситуация может усугубиться. О стратегии развития своей компании, а также перспективах конкурентной борьбы на рынке связи в интервью "ДС" рассказал председатель правления ОАО "Укртелеком" Георгий Дзекон.

— Какие стратегические изменения в работе компании могут произойти в ближайшее время?

— В этом году серьезных изменений не будет. Бизнес-план на текущий год делался еще в прошлом. Тогда мы не знали, какими будут требования основного акционера компании — правительства, насколько изменится отношение к вопросу приватизации, перспективам выхода на рынок мобильной связи и прочим важным факторам. Сейчас мы уже понимаем, какие подходы будет исповедовать Кабинет Министров, а самое главное, появились правила игры в виде финансового и инвестплана. Изменения в работу будет включать в себя бизнес-план 2006-го, который начнем делать уже в августе. В текущем же году главное, что нам предстоит, — продолжить работу по изменению корпоративной психологии. Я считаю, что в компании должны появиться продавцы. "Укртелеком" уже давно де-факто утратил свое монопольное положение на рынке, а многие наши руководители и сотрудники до сих пор продолжают считать, что ничего не изменилось и ни у кого, кроме нас, купить услугу нельзя. В результате мы активно теряем потенциальных клиентов, которые идут к другим операторам.

— Недавно председатель наблюдательного совета "Укртелекома" Александр Третьяков поручил вам разработать план повышения капитализации компании. Ведется ли эта работа?

— Вскоре мы представим план на утверждение наблюдательного совета. Повышая капитализацию, правительству нужно решить вопрос социальной нагрузки на компанию — это сельская связь, льготники, за которых бюджет не очень хорошо с нами рассчитывается, силовые ведомства — таможня, СБУ, МВД, Минобороны, которое не рассчитывается вообще. Кроме того, на капитализацию будет влиять тарифная политика, которую в ближайшее время может изменить НКРС. В своем плане мы выделили эти вопросы как не зависящие от менеджмента. Во-первых, мы монополия, которая регулируется государством; во-вторых, есть НКРС; в-третьих, существует конкурентный рынок; в-четвертых, социальная нагрузка; в-пятых, расчеты с бюджетом. То, что можем сделать сами, мы делать будем. В частности, хотим активно заявить о себе на рынке корпоративных услуг, на котором компания ранее практически не была представлена. Он для нас очень важен, так как доход от одного клиента здесь гораздо выше, чем при обслуживании обычных абонентов. Также планируем развивать рынок доступа к интернету по выделенным линиям. Сегодня "Укртелеком" имеет 9,5 миллиона медных пар, и на этом рынке мы хотим занять доминирующее положение. Считаем, что как минимум 10–15 процентов наших абонентов — это клиенты, которые готовы сию секунду купить у нас услугу широкополосного доступа. Сейчас мы уже развернули 60 тысяч линий, а наша стратегия — в ближайшие три года в 5–10 раз увеличить емкость данного рынка.

— Каким образом развивается конфликт компании с интернет-провайдерами?

— Провайдеры действительно недавно пожаловались на наши действия в Минтранссвязи. Я считаю, что в данном случае их претензии были совершенно обоснованными. Тарифы на ADSL получились несбалансированными, в частности, стоимость доступа к интернету по одной из категорий тарифов для конечного пользователя у нас оказалась ниже, чем для провайдеров. По этой позиции "Укртелеком" еще ничего не продавал и уже скорректировал свою тарифную сетку. Наши специалисты действительно просчитались.

Реклама на dsnews.ua

— НКРС недавно заявила, что планирует в ближайшее время выдать "Укртелекому" лицензию на мобильную связь. Расскажите о перспективе работы компании на этом рынке.

— Мобильная связь, несомненно, повысила бы капитализацию компании. А самое главное — подняла бы ее конкурентность. У нас уже есть ориентировочный бизнес-план. Согласно ему в течение трех ближайших лет — в 2006–2008 годах — необходимо потратить 250–300 миллионов долларов, чтобы к концу этого периода получить миллион-полтора абонентов. Сегодня для оператора, который хочет занимать достойное положение на рынке, услуга мобильной связи — абсолютно необходимая стратегическая составляющая. Это не только важный компонент повышения капитализации, но и стратегический фактор в конкурентной борьбе. Мобильная связь завоевывает мир — во многих странах ее покрытие уже достигло 100 процентов. Мы также не останемся в стороне от этого процесса. Даже если предположить, что в настоящее время у нас 20 миллионов действующих мобильных абонентов, то в ближайшие три года на рынке будет вестись ожесточенная борьба еще за 10–15 миллионов человек.

— Насколько активно мобильщики сегодня теснят "Укртелеком" и как будет развиваться этот процесс в дальнейшем?

— Наши конкуренты — это операторы с самой большой абонентской базой — UMC и "Киевстар". Мобильные операторы сегодня получают глубокое удовлетворение от жизни. Кроме мобильной связи, они имеют лицензии на все прочие наши услуги. Поэтому качественно конкурировать с ними мы сейчас не можем — это все равно, что одноногий будет бежать наперегонки с двуногим. Доля доходов "Укртелекома" в общем объеме услуг связи за последние шесть-семь лет упала с 80 до 29 процентов. Складывается странная ситуация, при которой государство не поддерживает свою собственность в конкурентной борьбе с другими операторами. Кроме того, абонентская база мобильных операторов, по нашим подсчетам, ныне составляет более 15 миллионов человек, хотя они называют цифру в 20 миллионов. В то время как у нас 9,5 миллиона абонентов. Мобильщики уже "нарастили мускулы" для того, чтобы угрожать, что уже завтра они смогут выйти на рынок местной связи с тарифами, которые ниже наших. Опыт некоторых стран показывает, что это весьма действенная мера — абонентская база национального "телекома" просто вымывается. Потребителю будет невыгоден стационарный телефон от "Укртелекома", так как минута по городу у нас будет стоить 3,5, а у конкурентов — 3 копейки. Крупнейшие мобильные операторы уже могут позволить себе подобные цены. Поэтому оставить государственного оператора без такого конкурентного преимущества, как мобильная связь, по моему мнению, означает медленную стагнацию компании. Через какое-то время государство останется наедине с селом, льготниками, инвалидами и силовыми ведомствами.

— Мобильные операторы заявляют, что "Укртелеком" сдерживает их развитие, не желая запускать новые коды для привлечения и обслуживания абонентов.

— Я считаю, что проблема кодов высосана из пальца. В ней больше PR, нежели вопросов технологий. И у UMC, и у "Киевстара" вполне достаточно номеров, чтобы еще долго работать, не пользуясь дополнительными кодами. То, что эти компании сегодня проводят маркетинговые акции, позволяя абоненту сохранять номер, не пользуясь им, в течение года, — это их проблемы. Для нас же запуск новых кодов — достаточно большие капиталовложения, хотя они предусмотрены бизнес-планом, и уже в августе–сентябре мы планируем их запустить.

— Недавно мобильные операторы достаточно остро выступили против намерения НКРС повысить плату за использование фиксированных сетей и пересмотреть схему их взаиморасчетов с "Укртелекомом". Каково ваше мнение?

— На базе решения комиссии компания может корректировать договоры с другими операторами. Мы считаем, что необходимо продолжать договариваться с мобильщиками, но НКРС должна установить определенный коридор. Комиссии пока что весьма сложно регулировать отношения между операторами — для этого нужно анализировать в целом все аспекты работы рынка. Гораздо проще менять тарифы для конечных потребителей. Я в большей степени склонен к тому, чтобы она установила нам четкий фиксированный порядок взаиморасчетов. Это сняло бы с менеджмента всю ответственность. Хотя с точки зрения бизнеса и технологии логичнее было бы оставить определенный коридор, в рамках которого операторы договаривались бы самостоятельно.

— Каким образом может измениться тарифная политика?

— Недавно мы направили НКРС свои предложения по этому поводу. Какое она примет решение, будет понятно уже скоро. Я считаю, что тарифы на наши основные услуги нужно изменять, соблюдая при этом четкий баланс. Вырывать из контекста только одну услугу, например звонки с мобильных сетей на фиксированную, на мой взгляд, нецелесообразно. Поэтому предлагаем НКРС провести оптимизацию всей тарифной политики — увеличить расценки на местную связь, снизить на междугороднюю и международную, но повысить на внутриобластные звонки.

Беседовал Станислав Яблонский

    Реклама на dsnews.ua