• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

"Голубой поток" разобьется о Nabucco. Украина не упустила шанс европеизировать свой газовый рынок, начав избавление его от монополистов

Реклама на dsnews.ua

На днях австрийская государственная нефтегазовая корпорация OMV заявила, что планирует к середине следующего года завершить начатые 21 ноября переговоры с корпорациями E.ON Rhurgas, RWE и Gas de Franse о формате их участия в самом крупном европейском газовом проекте десятилетия — строительстве газопровода Nabucco. К 2010 г. он соединит по наиболее короткому пути газотранспортные системы Европы, Ближнего Востока, Ирана и Каспийского региона. В этот поезд успела вскочить и Украина. В случае успешного старта Nabucco Киев наконец сможет избавиться от российской монополии на своем газовом рынке.

Инициатором строительства газопровода является международный консорциум, созданный в марте 2004 г. ведущими государственными газотранспортными компаниями Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Турции. Финансовым консультантом проекта в августе этого года был назначен голландский ABN AMRO Bank, по расчетам которого стоимость европейской "стройки десятилетия" составит $5,1 млрд. Уже к концу текущего года по новому маршруту планируется поставить в Европу из Ирака и Ирана 4,5 млрд куб. м газа (он пойдет по уже работающей части Тебриз–Анкара), а к 2010 г. довести их ежегодный объем до 30 млрд кубометров. Разработку технико-экономического обоснования проекта полностью профинансировал Евросоюз, правительство которого после расширения границ единой Европы методично проводит политику диверсификации источников импорта энергоносителей.

По словам главы правления OMV Вольфганга Руттенсторфера, рынками сбыта газа Nabucco станут страны Южной и Центральной Европы. В первую очередь имелась в виду Румыния, газораспределение которой контролируется корпорациями E.ON Rhur-gas, RWE и Gas de Franse. OMV хотя и не представлена в газораспределении этой страны, но владеет 25% акций государственной нефтегазодобывающей компании Petrom и надеется на дальнейшее увеличение своего пакета в ходе ее приватизации. Кроме того, проект нацелен еще и на Венгрию, Словакию и Балканские страны, газовый рынок которых полностью контролируется российскими компаниями.

Составляющими этого масштабного проекта должны стать два других, не менее амбициозных газотранспортных строительства. Речь идет о "транскавказском проекте" — сооружении Южно-Кавказского газопровода между Закавказьем и Турцией стоимостью $900 млн, которое к концу 2005 г. планирует завершить международный консорциум Azerbaijan Gas Supply Company во главе с норвежской государственной компанией Statoil. Пуск первой очереди позволит уже с января 2006 г. начать поставку в Турцию и Европу 6,3 млрд куб. м газа ежегодно, второй — поможет нарастить экспорт до 16 млрд кубов. Другой, так называемый "трансарабский проект", ЕС пока поддерживает лишь на словах. Он предусматривает строительство Арабского газопровода стоимостью $560 млн, которое финансируется правительствами Египта, Иордании, Ливана и Сирии. В 2007 г. эти страны, благодаря новой газотранспортной трубе, рассчитывают начать поставку в Турцию и Южную Европу порядка 15 млрд куб. м египетского газа.

В расширение газопроводной сети Южной и Центральной Европы в рамках газопровода Nabucco и двух связанных с ним проектов до 2010 г. планируется вложить $6,5 млрд (доля банковских кредитов в указанных проектах, по данным ABN AMRO Bank, не превысит 20% их сметной стоимости). По объему инвестиций проекты Nabucco и две его составляющие переплюнут их аналог — итало-турецко-российский проект "Голубой поток". Благодаря ему Россия рассчитывала опередить многочисленных арабских, иранских, прикаспийских и европейских конкурентов, столкнувшихся в борьбе за ключевой для региона газовый рынок Турции. На протяжении 1997–2004 гг. в сооружение этой трубы было вложено $3,4 млрд, из которых $1,7 млрд пришлось на кредиты, выданные российскому "Газпрому" итальянской государственной компанией ENI (владельцем подводной части газопровода, проходящего из РФ в Турцию по дну Черного моря).

Несмотря на огромные средства, вложенные в строительство, "Голубой поток" уже в первые месяцы работы погрузился в глубокую стагнацию: в 2003–2004 гг. он фактически простаивал, поставив в Турцию при проектной мощности в 16 млрд куб. м соответственно 2 млрд и 3,2 млрд кубометров российского газа. Причиной этого назывались технико-финансовые просчеты, допущенные в ходе строительства, главный из которых — отсутствие хранилищ газа на маршруте прохождения газопровода, что не позволяло поддерживать постоянное давление. А потому в 2004 г. в проект было вложено еще $0,5 млрд, которые понадобились "Газпрому" для покупки одной из турецких газораспределительных сетей и проектирования искусственного подземного хранилища (оно не построено до сих пор). Кроме того, инициаторы проекта не учли стартовавшей процедуры присоединения Турции к ЕС — в прошлом году Анкара начала европеизацию своего газового рынка и посчитала предложенную "Газпромом" цену на газ в $125/тыс. куб. м монопольно завышенной. А потому дальнейшая реализация проекта снова зависла.

И только активизация конкурентного проекта Nabucco заставила Россию пойти на уступки Турции. 17 ноября стороны заключили договор, который предусматривает стабильную цену $115/тыс. кубометров при следующих объемах: 4,5 млрд куб. м — в 2006-м, 6 млрд — в 2007-м и 16 млрд — в 2010 гг. Одна деталь — на подписании договора, которое состоялось в турецком порту Самсун, присутствовали президенты РФ Владимир Путин и Италии Сильвио Берлускони. Зато глава Турции мероприятие проигнорировал, вероятно, сомневаясь в том, что эта договоренность вообще будет когда-нибудь реализована. Ведь даже если "Голубой поток" через пять лет и сможет выйти на проектную мощность, на турецком рынке транзита к этому времени уже будут присутствовать 30 млрд куб. м газа, поставляемых по проекту Nabucco.

Реклама на dsnews.ua

Украина, в отличие от России, склонной политизировать свою газоторговлю с начала 2005 г., с прагматизмом отнеслась к небывалому газостроительному ажиотажу на юге Европы. Летом этого года наша страна подала заявку на членство в межгосударственном консорциуме по строительству Арабского газопровода. А осенью наше Минтопэнерго и Министерство нефти Ирана подписали договор о сотрудничестве в экспорте газа, по которому стороны взяли на себя обязательство развернуть новый газотранспортный маршрут Иран–Украина–Европа с возможностью поставок до 30 млрд куб. м газа в год, в том числе по упомянутому выше газопроводу Nabucco. После того как этот проект будет завершен, Киев вполне может по примеру Турции избавиться от настойчивого навязывания Москвой своей газовой политики и начать реальную диверсификацию топливного импорта.

Правда, к этому решению Киев шел довольно болезненно. Вспомнить хотя бы газовые переговоры с Ираном. Первой о необходимости включения нашей страны в евразийский газостроительный проект заявила экс-премьер Юлия Тимошенко — во время своего визита весной этого года во Францию она настояла на расширении договоров между НАК "Нафтогаз України" и Gas de France в части сотрудничества по совместному развитию новых маршрутов газа в Европу. Сразу после того, как Киев и Париж начали работу над этим соглашением, экс-премьер засобиралась в Иран. Целью визита тогда называлось подписание полномасштабного украинско-иранского газового контракта, к реализации которого уже к началу осени планировалось подключить если не ЕС, то хотя бы Францию. Но эта инициатива с треском провалилась. В считанные недели после упомянутого заявления визит премьера был блистательно сорван тогдашними политическими оппонентами экс-премьера — вместо нее 12 июля в Тегеран молниеносно направился экс-секретарь СНБО Петр Порошенко. Тогда по итогам переговоров он сообщил о необходимости дополнительно обсудить украинско-иранский газотранспортный проект и поручил экспертам подготовить договор ориентировочно на осень. Таким образом, инициатива заключения в короткие сроки международного соглашения в результате вылилась в подписание "половинчатого" меморандума с гибкими обязательствами сторон.

    Реклама на dsnews.ua