• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

ЕС пошел на уступки

Реклама на dsnews.ua

Вместо политической интеграции Украине предлагают интеграцию экономическую

10-й саммит Украина–ЕС, состоявшийся в Хельсинки 27 октября, будет иметь для нашей страны масштабные последствия. Фактически с этой даты отечественным "еврофилам" можно было бы начать отсчет нового периода в отношениях Киева с Евросоюзом, а их оппонентам — готовить серьезные аргументы, чтобы попытаться удержать страну от европейско-интеграционного вожделения.

Дешевые визы в обмен на нелегалов
Самой результативной темой переговоров стало сотрудничество в сфере безопасности и юстиции. Саммит поддержал новый План действий Украина–ЕС в области юстиции, свободы и безопасности. Его главная цель — надежная защита общих границ от преступных группировок и террористов. В этом плане важнейшим итогом европейско-украинского диалога стали два соглашения, парафированные министром иностранных дел Украины Борисом Тарасюком и комиссаром ЕС по вопросам внешних связей и политики соседства Бенитой Ферреро-Вальднер, — соглашения об упрощении визового режима и о реадмиссии. Стороны назвали эти документы реальным свидетельством того, что Европа хочет приблизить нашу страну к себе.

Киеву удалось добиться упрощенного оформления долгосрочных многоразовых виз на пять лет для отдельных категорий украинцев: близких родственников граждан ЕС, водителей-дальнобойщиков, бизнесменов, студентов, журналистов и членов официальных делегаций — научных, спортивных и прочих. В ряде случаев для них, а также для инвалидов и пенсионеров визы могут выдаваться бесплатно. Обычным же украинцам придется выложить за них по 35 евро и ждать 10 дней. А в случае отказа консульство должно будет письменно объяснить его причину. Впрочем, Киев на этом не остановится. Он намерен вести переговоры о дальнейшем расширении списка льготников и продолжать добиваться безвизового режима поездок граждан Украины в ЕС.

А вот вероятность принятия такого решения будет зависеть от успеха выполнения второго соглашения — о реадмиссии. Тут уже Евросоюз надавил на Киев и добился, чтобы нелегалы из третьих стран и лица без гражданства возвращались на украинскую территорию, как только будет доказано, что попали они в ЕС именно через нашу страну. Причем в приграничных областях будет действовать упрощенная процедура, при которой Украина обязуется забрать нелегала назад в течение нескольких дней. Киеву не удалось добиться трехгодичной отсрочки начала действия договора о реадмиссии (что смогла сделать Россия). Нам Евросоюз дал только два года, за которые дипломаты должны успеть подписать соглашения о реадмиссии со странами, откуда нелегалы в основном попадают в Украину. Среди приоритетов — Россия, Китай, государства Центральной и Юго-Восточной Азии. Если этого сделать не удастся, нелегалов придется отправлять на родину или содержать у себя за счет государственного бюджета. ЕС, правда, пообещал помочь Киеву с развитием инфраструктуры временных лагерей: на борьбу с нелегальной миграцией Евросоюз готов выделить нам 2,4 млн евро и еще 4 млн евро пойдет на обустройство пограничных переходов на общей украинско-европейской границе. Ожидается, что процесс подписания и ратификации данных соглашений стороны закончат в следующем году, и за это время все посольства стран ЕС должны будут перейти на новую систему оформления документов.

Украина — европейская страна. Как оказалось
Саммит стал началом диалога между Киевом и Брюсселем о новом соглашении об углубленном партнерстве. Этот документ вступит в силу с начала 2008 г. и, очевидно, определит сроки, а также необходимые мероприятия для подготовки Украины к решающему этапу — подаче заявки на членство и к переговорам о вступлении в ЕС. Евросоюз еще не сформировал своей окончательной позиции для обсуждения с нашей страной условий соглашения, поэтому Виктору Ющенко позволили изложить свое видение этого документа.

Первым делом Президент попросил ЕС оставить для Украины двери открытыми — т. е. признать саму перспективу членства, "ибо без этого принципиального элемента политическая составляющая будущего соглашения не будет иметь смысла". Виктор Ющенко хотел бы, чтоб документ содержал "конкретные амбиционные планы", цели и сроки их выполнения. Заявления главы нашего государства базировалась на том, что в ряде европейских столиц, в частности Польши и Германии, муссировалась идея выделить Украину из общей массы стран–соседей ЕС и предложить ей некие привилегированные условия в диалоге с Европой по тем темам, которые представляют обоюдный интерес, — энергетика, безопасность, охрана границ, миграция и тому подобное. Возможно, эта дискуссия отчасти повлияла на то, что в обнародованных в день саммита в Хельсинки приоритетах работы Еврокомиссии на 2007 г. прогресс в диалоге с Украиной назван одной из главных задач руководства Союза.

Реклама на dsnews.ua

В то же время в Европе по-прежнему сильны изоляционистские настроения, и в этом плане весьма показательным является скандал, возникший после заявления председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу. Накануне саммита г-н Баррозу заявил: "Украина — европейская страна и уже поэтому должна иметь европейское будущее". В Киеве на его слова не обратили внимания, а вот в Брюсселе это короткое заявление от 26 октября наделало много шума. Эмме Удвин, представителю комиссара ЕС по вопросам внешних связей и политики соседства Бениты Ферреро-Вальднер, пришлось даже разъяснять журналистам, что, дескать, шеф Еврокомиссии в данном случае говорил об Украине в смысле географическом, а не политическом. Тогда как в целом ЕС придерживается позиции, что в ближайшее время никому из стран-соседей и кандидатов полноправное членство в ЕС обещано не будет. Киеву может быть предоставлено лишь "углубленное партнерство". Что это такое — сказать трудно, потому что представители разных государств понимают данный термин по-разному.

Экономика вместо политики
Увы, слова Виктора Ющенко об "открытых дверях ЕС" зависли в воздухе. Причина в том, что на данный момент все европейские политики придерживаются сентябрьской директивы Еврокомиссии о проведении переговоров с Киевом. В этом документе ключевым элементом будущего соглашения названо создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, с обсуждения которой и начнется диалог об углубленном соглашении в 2007 г. Правда, прежде мы должны вступить в ВТО, для чего парламенту необходимо принять пакет из двух десятков законов. При нынешней внутриполитической ситуации в стране дело это не простое, вот почему еще из Хельсинки Президент начал требовать от Кабмина и Верховной Рады слаженных действий, дабы не сорвать и без того сложные переговоры со Всемирной торговой организацией, а заодно и не сбить хороший темп в диалоге с Евросоюзом. Руководитель миссии Украины при ЕС Роман Шпек все еще надеется, что Еврокомиссия начнет переговоры с Киевом раньше формального решения в женевской штаб-квартире ВТО.

Похоже, что вместо политической интеграции нам предлагают интеграцию экономическую, и интенсивность именно экономического диалога с Украиной в последние дни и недели была особо ощутима в ряде конкретных секторов. Прежде всего, энергетическом, где Киев и Брюссель действительно действуют как партнеры, обеспечивая бесперебойную подачу российского газа европейским потребителям. В Хельсинки Жозе Мануэль Баррозу заявил, что в ближайшие три года Украина получит от ЕС 100 млн евро кредита на развитие энергетики. В ответ Виктор Ющенко предложил ускорить интеграцию отечественной газотранзитной системы в общеевропейскую и призвал к созданию "общего паневразийского газового энергетического пространства", которое действовало бы с учетом интересов всех стран-участниц на основе транспарентности. Президент также предложил рассмотреть участие Киева в новом проекте Nabucco по доставке газа в Европу из месторождений прикаспийских государств и просил не забывать о нефтепроводе Одесса–Броды, рассмотрев вариант его аверсного использования уже сейчас. Всего европейские инвестиции в энергетические проекты в Украине, о которых шла речь на саммите, могут составить 3,5 млрд евро. Кроме энергетики, стороны отмечали значительный прогресс в налаживании и создании договорной базы для прямого авиасообщения между нашей страной и государствами ЕС, а также подтвердили намерение продолжить диалог по вопросам аграрной политики и о поставках украинской металлургической продукции на европейский рынок.

Оценивая парафированные на саммите соглашения, министр иностранных дел Борис Тарасюк сказал, что все это — компромиссы, и, по сути, ни одна из сторон не добилась того максимума, который ставила перед собой. Но, похоже, это и есть главный итог саммита и предшествовавших ему достаточно активных переговоров: Украина научились разговаривать с ЕС, а европейцы, похоже, — нас слушать. На следующем этапе уже мы, по-видимому, должны научиться слушать европейцев (не просто выполнять указания из Брюсселя, а вникать в глубинный смысл сказанных слов и поданных идей), а они, в свою очередь, попытаются понять нас.

    Реклама на dsnews.ua