• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

"Я скажу все, назову и фамилии, и фирмы". Прокурор Крыма Виктор Шемчук считает, что его отставки желают силы, вершащие политику на полуострове

Реклама на dsnews.ua

Еще в канун Нового года в автономии появились слухи, что всех силовиков в АРК будут менять. А уже в середине января г-н Шемчук был вызван в Генпрокуратуру, и глава этого ведомства Александр Медведько предложил "добровольно" написать рапорт об увольнении, пообещав подыскать другое место. Прокурор Крыма категорически отказался от предложения. "ДС" попросила лично Виктора Шемчука прояснить ситуацию, сложившуюся вокруг занимаемой им должности.

— Правда ли, что Генеральный прокурор потребовал от вас написать рапорт об увольнении?

— Действительно, 16 января у нас с Александром Медведько состоялся разговор относительно моего будущего, но я не считаю это событие выдающимся. Он предложил мне не уволиться, а возглавить прокуратуру другого региона. Генпрокурор вправе инициировать замену прокуроров в областях, предлагать им перейти на работу в другой регион и предъявлять претензии к их работе. У нас был спокойный разговор, претензии ни мне, ни работе прокуратуры АР не предъявлялись. От предложения я отказался. Сведения об этом дошли до Крыма раньше, чем я вернулся, — появились анонимки, комментарии, поползли разные слухи. Чтобы прекратить нервозность в коллективе и обеспечить спокойную работу прокуратуры автономии, на плановой коллегии по итогам работы за 2006 год я довел до сведения сотрудников, начальников районных прокуратур и руководства АРК, что мне действительно было предложено поменять место работы, но я отказался. И попросил их не комментировать это событие, не поддаваться на провокации, не верить слухам и продолжать спокойно работать.

— Не вызвал ли ваш отказ негативной реакции Генпрокурора и не ожидаете ли вы репрессий?

— Я не считаю произошедшее конфликтом между Генеральным прокурором и прокурором Крыма — это рабочие моменты. Комментарии некоторых журналистов, что, мол, г-н Шемчук отказался подчиняться г-ну Медведько, — это домыслы. Мы, как и раньше, продолжаем вместе работать и поддерживаем нормальные отношения. Александр Медведько не из тех людей, которые для достижения цели будут использовать какие-то провокации, выплескивать компромат либо устраивать репрессии. Что касается действий Генпрокуратуры в целом, то я не боюсь проверок. Если есть основания — пусть приезжают, инспектируют. Тем более что за время моего прокурорства таких проверок было уже больше сорока. Мы готовы, окажем содействие, покажем все документы.

— Как Александр Медведько мотивировал свое предложение оставить автономию?

— Честно говоря, я не спрашивал, почему мне предлагают перейти в другую область, все-таки между Генпрокурором и прокурором существует субординация. Но если я правильно понял посыл, то стоял вопрос о восстановлении в должности моего предшественника. Чтобы освободить ему место в Крыму, мне предложили уйти в другой регион.

Реклама на dsnews.ua

— По-вашему, это была личная инициатива Александра Медведько?

— Не думаю. Прокуратура два года отработала активно, Генпрокурор результатами деятельности нашего коллектива был доволен. За эти годы было возвращено больше 26 тыс. га незаконно выделенной земли, ее приблизительная стоимость — 200 млн грн. Думаю, что некоторые люди, которые хотят жить и работать в Крыму так, как они жили и работали до 2005 года, заинтересованы в появлении более сговорчивого прокурора, более сговорчивых начальника милиции, налоговой и СБУ. Для чего им это надо? Почитайте прессу. Предлагается изъять 800 га Ялтинского горно-лесного заповедника и передать под коммерческие инвестиционные проекты. А недавно, например, на заседание Совета Министров выносился вопрос о выделении 120 га в Гурзуфе под строительство гольф-клуба, неясно, какому предприятию, без соответствующих согласований. На полуострове есть люди, которым хочется, чтобы все вернулось к тому, что творилось в АРК в 1995–1996 годах. Не утверждаю, что я "великий прокурор", я просто тот, кто не даст разбазаривать землю и не закроет глаза на нарушения закона, кто громко говорит об этом. Поэтому я считаю, что корни предложения оставить Крым находятся и в Киеве, и здесь. Но, по большому счету, именно на месте и будут продолжаться какие-то действия против меня.

— Вы чувствуете какое-то давление со стороны местной власти?

— Не совсем так. В принципе у нас нормальные деловые отношения и с Совмином, и с ВС автономии. Однако еще никогда не хвалили прокурора те, за кем он надзирает. Это что касается органов местной власти и местного самоуправления. Именно они ругают его, причем делают это без каких-либо оснований: мол, прокуратура нам мешает, опротестовывает наши решения, судится. На самом деле это высшая похвала, она свидетельствует о том, что прокурор пресекает нарушения закона без всякой выгоды и корысти. Хотя, кроме критики, других препятствий со стороны крымской власти нет. Например, мы добились рассмотрения в суде дела руководства Рескома по культурному наследию и вынесения приговора. В настоящее время рассматриваются дела глав республиканского комитета по земле. Возбужден ряд дел, в частности, по Госуправлению делами, это связано с продажами санаториев. То есть я не могу сказать, что органы крымской или центральной власти влияют на деятельность прокуратуры. Думаю, некоторые политические силы все же хотят заполучить "своего" прокурора. Я не считаю совпадением, что 16 января состоялся мой разговор с Александром Медведько. 17 января у нас прошла коллегия, уже на следующий день речь шла о выделении земли в Ялтинском горно-лесном заповеднике, а 22-го в Совмине рассматривался вопрос о землеотводе в Гурзуфе. Это и есть цена прокурорского кресла.

— Поговаривают, что сейчас большинство кадровых вопросов в Генпрокуратуре решает не глава этого ведомства, а его заместитель Ренат Кузьмин?

— Ренат Кузьмин не вмешивается в дела крымской прокуратуры. Генпрокуратурой руководит Генеральный прокурор Украины Александр Медведько. Рената Равилиевича я знаю давно, с тех времен, когда он работал зампрокурора Донецкой области, а я в составе бригады ГП приезжал туда с проверкой. У нас сложились нормальные рабочие отношения, которые остаются такими и сейчас. Я заявляю, что Александр Медведько — самодостаточная личность и ему не нужны серые кардиналы. Повторюсь, моей отставки желают те силы и люди, которые вершат политику в Крыму или таковыми себя считают. Причем свои вопросы они пытаются решать в киевских кабинетах. Я не хотел бы называть конкретные имена, потому что привык отвечать за свои слова. Считаю, что сейчас персонифицировать мои предположения преждевременно. Но если процессы, направленные на мое увольнение, станут необратимыми, начнутся, как вы говорите, репрессии против коллегии и коллектива прокуратуры автономии, тогда я скажу все, назову фамилии и фирмы…

<справка>
Шемчук Виктор Викторович родился в 1970 г. в Тернополе. В 1993 г. окончил Львовский государственный университет им. И. Франко. В 1993–1994 гг. работал в структурах прокуратуры Тернопольской области. С 1999 г. — замначальника отдела контроля над соблюдением законности органами по борьбе с оргпреступностью прокуратуры Крыма, в 2000–2005 гг. — начальник этого отдела. С февраля 2005 г. прокурор АРК.

    Реклама на dsnews.ua