• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Кучерявая нефть. Игорь Коломойский может продать Надвирнянский и Дрогобычский нефтеперерабатывающие заводы

Реклама на dsnews.ua

Третий месяц лихорадит Надвирнянский и Дрогобычский НПЗ: с октября "Укрнафта" практически прекратила поставку нефти на заводы, из-за чего они недавно остановились. Весь высвобожденный ресурс днепропетровский бизнесмен направил на свой новый актив — Кременчугский НПЗ. Если в ближайшей перспективе "Привату" удастся окончательно закрепиться на нем, а Минтопэнерго введет жесткие требования к качеству производства топлива в Украине, то днепропетровец продаст "Надвирную" и "Дрогобыч".

Два баловня
Нефтяные приоритеты Игоря Коломойского изменились еще в августе 2007 г., когда он, будучи владельцем 2% акций ЗАО "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ), добился назначения директором этого предприятия Павла Овчаренко. Официально Павла Владимировича восстановил в должности суд. В действительности — ситуативная договоренность г-на Коломойского с главой Минтопэнерго Юрием Бойко, который через НАК "Нафтогаз України" (принадлежит 61% акций "Укртатнафты") полностью контролирует кременчугский завод. Российская "Татнефть", владеющая 38% "Укртатнафты", без восторга отнеслась к назначению г-на Овчаренко и с октября прекратила поставку нефти. Украинские компаньоны стали замещать ресурс "Татнефти" в меру собственных возможностей. К примеру, Юрий Бойко, как говорят сплетники, недавно договорился с "Роснефтью" об отправке двух танкеров по 80 тыс. т нефти каждый, а Игорь Валерьевич стал направлять на завод практически все сырье контролируемой им "Укрнафты". Из-за этого с ноября полностью прекратил работу Надвирнянский (ОАО "Нафтохімік Прикарпаття"), а на прошлой неделе остановится "на профилактический ремонт" и Дрогобычский НПЗ (ОАО "НПК "Галичина"). Оба принадлежат "Привату" и перерабатывают нефть "Укрнафты".

Хотя последняя всегда снабжала сырьем эти заводы по остаточному принципу. Главной причиной прохладных отношений между родственными предприятиями является низкая рентабельность западноукраинских НПЗ. В первую очередь она связана с тем, что оба переработчика обладают устаревшими технологиями и не способны выпускать топливо с низким содержанием серы, чего требуют отечественные стандарты. Такое горючее в нашей стране запрещено реализовывать в розницу. Зачастую Игорь Валерьевич игнорировал это требование, но благосклонность Госпотребстандарта, контролирующего качество топлива на АЗС, стоит дорого. Поэтому он предпочитал продавать топливо Министерству обороны. Но у военных скромный бюджет, и они не могли много платить за дизельное топливо и 75-й бензин. Как только у "Укрнафты" появлялась возможность перерабатывать нефть собственной добычи "на стороне" (к примеру, на тогда еще не контролируемом г-ном Коломойским Кременчугском НПЗ), компания сразу же этим пользовалась.

Сейчас Игорь Коломойский и его нефтяной партнер Михаил Киперман рассматривают возможность консервации Надвирнянского и Дрогобычского НПЗ. По данным источника агентства "Интерфакс-Украина" в Минтопэнерго, консервация первого, скорее всего, продлится до стабилизации ситуации с поставками российской нефти на "Укртатнафту", когда часть украинского ресурса — около 70 тыс. т в месяц — сможет быть высвобождена. О дрогобычском предприятии собеседник агентства сообщил, что "в начале декабря завод остановился, хотя и обладает четырехдневным запасом нефти". По всей видимости, Игорь Валерьевич приберегает микроскопические резервы на самые черные дни "Укртатнафты".

Нынешний расклад наводит на мысль, что днепропетровские бизнесмены заморозят переработку на обоих западноукраинских заводах на очень длительный срок. Ведь даже если Юрий Бойко договорился о стабильном снабжении Кременчугского НПЗ танкерной нефтью, г-ну Коломойскому невыгодно сокращать нынешние объемы поставок сырья "Укрнафты" на "Укртатнафту". Во-первых, потому что переработка украинского низкосернистого ресурса на кременчугском заводе позволяет производить популярный А-95 неплохого качества (а соответственно, заработать больше денег на реализации). Во-вторых, из-за высоких транспортных издержек тонна танкерной нефти обходится предприятию более чем на $100 дороже сырья "Укрнафты".

Шансы главы Минтопэнерго договориться с одной из российских компаний о снабжении предприятия ресурсом по нефтепроводам (что значительно удешевит нефть) призрачны. Во-первых, со дня на день он будет уволен (по крайней мере, так считает без пяти минут премьер Юлия Тимошенко). Во-вторых, "Татнефть", не чуждая президенту Татарии Минтимеру Шаймиеву, второй месяц активно агитирует российских нефтяных магнатов бойкотировать поставки нефти господам Коломойскому и Бойко. Судя по тому, что пока никто из Москвы не отозвался на частые предложения украинских бизнесменов, "Татнефть" с этой задачей справляется.

Оптимизация — это Коломойский
Но даже когда Юлия Тимошенко станет премьером, кременчугский бизнес Игоря Коломойского, скорее всего, не пострадает. Максимум, что может произойти, — это то, что Игорь Валерьевич лишится Юрия Бойко и с ним танкерного ресурса, от переработки которого он все равно не получал ощутимых прибылей.

Реклама на dsnews.ua

Безусловно, нельзя отвергать вероятность того, что Юлия Владимировна вернет "Татнефть" на Кременчугский НПЗ. Ведь она знакома со щедростью татар еще с первой каденции премьерства (тогда подчиненных Минтимера Шаймиева безуспешно пытался сместить экс-глава "Нафтогаза" Алексей Ивченко). Но эксперты сомневаются в таком развитии событий. Во-первых, в Днепропетровске тоже есть деньги. Во-вторых, дружба с земляком позволит г­же Тимошенко влиять на работу завода (что для премьер-министра очень важно, ведь доля предприятия в общем объеме переработки нефти украинскими НПЗ превышает 45%), а значит, и контролировать цены на бензин в стране.

Такой расклад практически гарантирует, что г-н Коломойский очень долго не будет возобновлять поставку нефти на надвирнянский и дрогобычский заводы. Предполагают, что если "Привату" удастся окончательно закрепиться на "Укртатнафте" (к примеру, за счет выкупа части пакета акций ЗАО у "Нафтогаза"), то группа может решиться на продажу западноукраинских предприятий. Окончательно к такому решению Игоря Коломойского и Михаила Кипермана может подтолкнуть грядущее ужесточение условий производства топлива в Украине. В сентябре 2008 г. вступает в силу решение Госстандарта, которое требует от отечественных НПЗ производить топливо, соответствующее стандартам качества EN228 (для бензинов) и EN590 (для дизеля), то есть стандартам евро-4.

Западноукраинские заводы не дотягивают даже до действующих в Украине требований, которые существенно мягче. На их модернизацию нужно потратить как минимум $2 млрд. Игорь Валерьевич наверняка считает бездарное расходование таких денег преступным и попытается сбыть активы. Другое дело, что в таких обстоятельствах никто из здравомыслящих бизнесменов не захочет приобрести у него самые старые и изношенные НПЗ в Украине. Хотя если вспомнить, что Иса и Муса Бажаевы смогли выгодно продать несколько тысяч тонн металлолома (Херсонский НПЗ) Игорю Еремееву, то, может, и у г-на Коломойского есть шанс найти покупателя.

    Реклама на dsnews.ua