• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Продвижение на месте. Любовь украинцев к иностранным брэндам заставляет швейников маскироваться под импорт

Реклама на dsnews.ua

Понимая, что на давальческих схемах сложно заработать большие деньги, отечественные швейники все чаще стремятся продвинуть одежду под собственными торговыми марками. Однако из-за дефицита финансовых ресурсов и сомнительного позиционирования большая часть этих попыток не приносит значительных успехов.

Ежегодно в Украине продается одежды более чем на $10 млрд, причем заработать на стремлении наших соотечественников обновить гардероб стремятся и местные производители, и импортеры. Поставщикам иностранной одежды везет больше. По самым скромным подсчетам, им принадлежит почти 90% украинского рынка, а остальное удерживают отечественные производители. Причем большинство наших фабрик даже не думают о полноценной конкуренции с импортерами, ориентируясь на работу с иностранцами по давальческим схемам. Но это ограничивает прибыль швейников, вынуждая их работать на износ. Продвижение одежды под собственными ТМ выглядит заманчивее, суля более весомые доходы и прибыль, но требует значительных расходов как на раскрутку брэнда, так и на создание эффективной схемы продаж. Велик и риск прогореть, если одежда не будет пользоваться спросом.

Отдельное место среди них занимают старожилы — ряд крупных швейных фабрик, работавших еще во времена СССР (винницкая "Володарка", черновицкая "Трембита", киевские "Роза" и "Каштан").

Все они продают одежду, не скрывая ее украинского происхождения, и генерируют неплохие финансовые результаты. Одна только "Володарка" ежегодно реализует пиджаков, брюк, пальто и курток более чем на 40 млн грн. Осознавая, что большая часть украинского среднего класса с недоверием относится ко всему отечественному и предпочитает видеть на бирках своей одежды иностранные надписи, швейники создают брэнды с зарубежными "корнями". Так, "Володарка" обзавелась торговой маркой Capo Carisma для классической мужской одежды, продвигая ее как итальянскую и придумывая пафосные, но малограмотные названия для отдельных коллекций, такие, как Lamborgini, Shekspir или Ricchard. А "Трембита" в этом же сегменте продвигает ТМ Stella. Однако затраты на продвижение у фабрик остаются мизерными — они не проводят широкомасштабные рекламные кампании и не открывают бутики в престижных торговых центрах, ограничиваясь созданием имиджевых сайтов и открытием бюджетных магазинов. В итоге брэнды остаются малоузнаваемыми и не приносят ожидаемой отдачи.

Более успешную тактику применяет молодое поколение швейников, которое делает ставку на активное развитие розничных продаж своих ТМ, в том числе по франчайзинговым схемам. Так, одесский бизнесмен Юрий Шпирт продвигает мужскую классическую одежду под ТМ Gregory Arber, Arber и J&A, а его киевский коллега Валерий Родин продает одежду для мужчин под ТМ VD One. Оба предпринимателя работают в среднем ценовом сегменте и старательно создают своей продукции "европейскую" репутацию. Как результат им удалось создать обширные по нашим меркам розничные сети, охватывающие основные украинские города: VD One сейчас насчитывает около 60 магазинов, Arber — 55. Из старожилов рынка по масштабам сравниться с ними может только Михаил Воронин — владелец одноименного концерна по выпуску мужской классической одежды, сеть которого (ТМ Voronin) насчитывает более 50 магазинов по всей стране.

Схожая ситуация наблюдается и в сегменте женской одежды — по-настоящему раскрученных украинских брэндов здесь как не было, так и нет. Отдельно можно выделить Natali Bolgar — брэнд, созданный одесситкой Натальей Болгар для классической женской одежды, который на сегодняшний день представлен сетью из 25 магазинов в Украине. Неплохо продвигается еще одна ТМ — Vilonna, созданная предпринимателями из Броваров Виктором и Натальей Накалюжными, которые развивают сеть из 15 бутиков. По их стопам идут и новички, которые стремятся добиться успеха малой кровью, например, парламентарий Владимир Вечерко, купивший в минувшем году Попаснянскую швейную фабрику в Луганской области. Его структуры зарегистрировали торговую марку Veche для женской одежды, авторство которой было приписано некоему европейскому дизайнеру-модельеру Виктории Вече, и занялись ее продвижением в нашей стране. Однако пока под брэндом Veche работает только один бутик в Донецке.

С учетом значительной емкости отечественного рынка и перспектив его роста у наших швейников есть теоретическая возможность продвигать собственные брэнды, что демонстрирует опыт отдельных игроков. Другое дело, что стоимость вложений в их создание и раскрутку с организацией сети фирменных магазинов в престижных торговых центрах для повышения узнаваемости весьма значительна и оценивается как минимум в $3 млн. Вкладывать такие деньги в проект, который в лучшем случае будет окупаться несколько лет, готовы не все. Даже крупные по украинским меркам предприятия аккумулировать такие средства не в состоянии. Поэтому пока швейными предприятиями не заинтересуются крупные бизнес-группы, обладающие значительными денежными ресурсами, об успешной конкуренции украинских брэндов с иностранными нашим швейникам можно будет только мечтать.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua