• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Виктория Сюмар

Реклама на dsnews.ua

На прошлой неделе парламент дал согласие на назначение Александра Курдиновича главой Госкомтелерадио. Как это кадровое решение отразится на деятельности ведомства?

В.С. Решение, очевидно, было продиктовано необходимостью активизации работы Госкомтелерадио. Власть сегодня стремится создать более лояльную информационную среду, поэтому когда на Банковой поняли, что далеко не всего можно достичь привычными методами работы, то решили действовать более тонко. Александр Курдинович — человек опытный, молодой и энергичный. Он работал зампредом Госкомтелерадио еще во времена "оранжевой" команды и смог удержаться в кресле, когда цвет власти поменялся. После Дарки Чепак, получившей в марте должность пресс-секретаря Президента, это второе назначение в команду главы государства человека не совсем "сине-белого" лагеря, что нетипично для "регионалов". Причем оба назначения в информационной сфере. Это свидетельствует о том, что у власти появилось понимание того, что собственными кадрами Партия регионов не может закрыть данное направление.

Что касается непосредственно г-на Курдиновича, то я знаю его как хорошего чиновника, который понимает особенности работы комитета, но при этом является достаточно открытым и прогрессивным. Он однозначно способен сделать деятельность Госкомтелерадио более заметной в информационном пространстве. Другой вопрос — сможет ли он обеспечить позитивные изменения в этой сфере и справится ли с реализацией проекта по созданию общественного вещания? Посмотрим.

Насколько в целом эффективна деятельность Госкомтелерадио сегодня? Выполняет ли он свои функции?

В.С. Вообще Госкомтелерадио — очень странный орган. Многие эксперты отмечают, что его следовало бы сократить. Но поскольку деятельность комитета регламентирована Конституцией, сделать это в ходе одной только административной реформы сложно. Дело в том, что телевидением и радио он особо и не занимается. Значительно больше полномочий в этой сфере у Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания. Госкомтелерадио регистрирует печатные издания, является оператором госзаказа на программы, связанные с книгопечатанием, и размещает госзаказ на теле- и радиопродукцию, но только на государственных каналах. Поэтому если будет создано общественное телевидение, то его функции могут сократиться еще больше.

Как вы считаете, между назначением г-на Курдиновича и планами АП по созданию общественного телевидения есть прямая связь?

В.С. Думаю, что да. Так как именно Александр Курдинович в комитете занимался законопроектом об общественном вещании. Но, как мне кажется, Анне Герман, которая продвигает этот проект, проще было найти общий язык с г-ном Курдиновичем, чем с его бывшим руководителем г-ном Плаксюком.

Реклама на dsnews.ua

Каков мировой опыт запуска такого рода телевизионных проектов?

В.С. Как показывает опыт стран Прибалтики, главное здесь не законопроекты и не огромные финансовые вливания. Например, в Литве на государственном телеканале поменяли вывеску и стали работать по новым принципам без закона, просто приняв такое решение. У нас же может быть лучший закон и бюджет, а на практике получится то же государственное телевидение, которое будет воспевать достижения власти. Кадры и политическая воля — вот что нужно для того, чтобы сильное общественное телевидение стало реальностью. Там должны появиться люди, которые будут гореть желанием сделать реально мощный канал для общества, умный канал, исповедующий ответственную журналистику во имя страны и ее развития. В этом смысле, а не в том, кто там будет в наблюдательном совете и какие у кого полномочия. Задача власти — просто не вмешиваться.

Как бы вы оценили информационную политику, которую сегодня осуществляет АП? Можно ли ее назвать комплексной или это ситуативные действия? На что она направлена?

В.С. Комплексности в этом направлении нет и в помине. Есть желание контролировать информационную среду, но в эпоху интернета, когда наиболее активные слои общества черпают информацию из Всемирной паутины, это не так легко сделать. У власти нет ни достаточного количества спикеров, ни реально сильных мессиджей, которые эти спикеры должны озвучивать. И это очень серьезная проблема. Так как это сильно влияет на рейтинг власти и на понимание обществом ее действий. Но для того, чтобы эти мессиджи появились, нужно еще и начать работать в интересах всего общества. Поэтому проблема комплексная, а ответы очень ситуативные и направленные скорее на банальный и примитивный пиар, который не имеет ничего общего с реальной информационной политикой.

Что касается интернета, как вы считаете, этот источник информации, в частности, новостные сайты и социальные сеты, уже можно назвать конкурентом ТБ или "картинка" все еще играет решающую роль в информационном пространстве?

В.С. Власть считает, что электорат ориентирован на "картинку". Но те, кто принимает решения, уже давно ориентированы на интернет, а ведь именно эти люди формируют мнение электората и играют важную роль в обществе. Поэтому, думаю, влияние интернета властями недооценено. Но это хорошо. В противном случае эту сферу начали бы активно регулировать.

Как повлияло вступление в силу законов "О доступе к публичной информации" и "О информации" на взаимодействие власти и СМИ?

В.С. Конечно, это шаг к большей прозрачности власти. Мы сами в рамках работы Института массовой информации сделали несколько запросов и, наконец, сдвинули с места некоторые "мертвые" темы. Но главное, чтобы не было отката назад. Считаю плохим симптомом тот факт, что депутаты Верховной Рады отказались обнародовать свои декларации в ответ на информационные запросы журналистов. Власть упрямо не желает становиться прозрачной и подотчетной как СМИ, так и обществу в целом. Наша задача — сделать закон нормой жизни, приучить чиновников отвечать и понимать, что они обязаны отчитываться перед обществом.

Об эксперте

Виктория Сюмар — исполнительный директор Института массовой информации, имеет многолетний опыт работы в журналистике, совещательных структурах при Верховной Раде и Президенте Украины, а также в сфере правовой защиты. Она была членом общественного совета при парламенте по вопросам свободы слова, успела поработать в Национальной комиссии по утверждению свободы слова и развитию информационной отрасли при главе государства в 2005–2009 гг. Преподавала в Институте журналистики при Национальном университете им. Т. Шевченко (2008–2010 гг.), член наблюдательного совета Школы журналистики "Новая Украина".

    Реклама на dsnews.ua