• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Грандиозная провокация

Реклама на dsnews.ua

Арест украинского предпринимателя, гражданина Российской Федерации Константина Григоришина, которого обвинили в незаконном ношении оружия, хранении наркотиков и сопротивлении милиции, стал, пожалуй, самым громким делом украинских правоохранительных органов за последние годы.

Громким оно стало не только из-за резонанса, которое вызвало в обществе, и довольно странного обвинения, но и по причине далекой от профессионализма работы милиции. Формальным основанием задержания стала информация о том, что Константин Иванович ругался, нарушая порядок. Кроме того милиция получила оперативную информацию о том, что у него имеется оружие. Позже выяснилось, что у Константина Ивановича обнаружен еще и кокаин, а при задержании он оказал сопротивление.

На протяжении нескольких дней Константин Иванович, которого удерживают в столичном СИЗО, добивался встречи с российскими дипломатами, посетившими его только в пятницу. Столь долгое ожидание большинство аналитиков связывало именно с политической подоплекой этого дела. К концу недели из России прибыл и адвокат бизнесмена Генрих Падва, снискавший себе известность, когда защищал Павла Бородина и Анатолия Быкова.

Во время ареста г-н Григоришин находился в автомобиле народного депутата Украины Владимира Сивковича. Его личная охрана (спецподразделение "Титан"), как говорят, получила свыше команду не вмешиваться и бездействовала, когда милиционеры задерживали их подопечного и, более того, довольно грубо обошлись с "неприкосновенным" Владимиром Сивковичем. Есть и целый ряд странностей, которые с трудом вкладываются в рамки формальной логики. Зачем бизнесмену оружие, если рядом с ним находилась вооруженная до зубов охрана? Из достоверных источников "ДС" стало известно, что он плохо владеет оружием (дефект зрения). Если даже оружие принадлежит Григоришину — то почему оно было не в кобуре, а в заднем кармане брюк? И самое главное: почему пистолет не обнаружили при обыске, когда задерживали предпринимателя, а только в Печерском райотделе милиции? Да и история с кокаином тоже выглядит довольно странно, если взять во внимание болезнь сердца, на которую страдает г-н Григоришин. Закрадываются сомнения и по поводу действий правоохранительных органов. На фоне столь жесткого задержания, с применением силы к народному депутату странным выглядит заявление министра внутренних дел Юрия Смирнова, что он вообще не знал об этой операции.

Если действия милиционеров не банальный непрофессионализм, то сама по себе напрашивается версия о том, что правоохранительные органы так действовали, чувствуя за собой прикрытие. Заказ должен был поступить от должностного лица очень высокого уровня, возможно, значительно выше рангом, чем министр внутренних дел либо Генеральный прокурор Украины. И если такой заказ действительно существовал, то заказчику нужен был максимальный резонанс.

36-летний Константин Григоришин, основатель и фактический руководитель украинско-российского СП "Металлургия". Под его влиянием до конца 2001 г. находились 19 облэнерго, заводы "Днепроспецсталь", Запорожский завод ферросплавов, Запорожский трансформаторный завод, банк "БИГ-Энергия".

До начала нынешнего года Константин Григоришин и его бизнес-группа ассоциировались с политической средой СДПУ(о). Фактически он считался главным финансистом партии. Однако когда начались баталии вокруг партийного списка, бизнесмен, как говорят, повздорил с лидерами СДПУ(о) по поводу выделенных ему проходных мест. В итоге он решил поддержать "Яблуко", но проиграл.

Реклама на dsnews.ua

После парламентских выборов российский предприниматель начинает терять свое влияние. Уже в мае 2002 г. происходит переворот на "Сумыоблэнерго", которые входили в орбиту влияния г-на Григоришина. Бизнесмен продает свой пакет акций на ЗФЗ. В это же время появляются проблемы в банке "БИГ-Энергия" и в сентябре там меняется руководство — уходят те, кто связан с Григоришиным.
В начале октября в Запорожье состоялась встреча президентов России и Украины. Место проведения встречи и высокие оценки, данные российской стороной "Днепроспецстали", дали возможность некоторым экспертам предположить, что преследование российского бизнесмена в Украине закончилось. Однако тогда же другие обозреватели намекали, что затишье может оказаться временным.

На вопрос, кому было выгодно столь громкое задержание, специалисты дают несколько взаимоисключающих ответов. Первый — арест бизнесмена развяжет руки его конкурентам, которые уже начали наступление на него, начиная с "Сумыоблэнерго". Вторая версия — прямо противоположная — арест выгоден именно конкурирующим с теми, кто начал потихоньку прибирать имущество Григоришина. Ведь первая версия лежит на поверхности, и пресса за нее обязательно ухватится. Некоторые эксперты видят в этом деле международный подтекст — заказ поступил специально, дабы показать международному сообществу (то ли западному, то ли российскому), какой беспредел в стране, и, что самое главное, власть этому беспределу не противостоит. Но так или иначе Григоришин стал всего лишь частью более глобальной игры.

Нельзя не предположить, что арест гражданина Российской Федерации, более того, вхожего в кремлевские кабинеты, может вызвать волну реакции в России, и, как результат, у россиян появится еще один козырь в переговорах с украинской стороной. Из этого вытекает, что по замыслу организаторов акции продолжением дела Григоришина может стать дальнейшая дестабилизация ситуации в Украине; демонстрация Кремлю, что нынешний Президент не может влиять на ситуацию в государстве, а следовательно, должен быть заменен более сильным и успешным лидером; демонстрация зарубежным бизнесменам и политикам, что гражданство других государств не спасет их от гнева власть имущих, если они пойдут против "генеральной линии". Иными словами, арест Григоришина в том виде, как он был произведен (еще раз оговоримся, если это не простой непрофессионализм), — это провокация, которая призвана создать впечатление либо перехода власти к реакции, либо наступления анархии и агонии нынешнего режима.

    Реклама на dsnews.ua