• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Севастопольский зазывала

Из внутреннего кармана своей куртки Сергей Смольянинов достает свернутый вчетверо листок бумаги. На нем — скандальное обращение к Путину с прось
Реклама на dsnews.ua

Депутат Севастопольского горсовета Сергей Смольянинов "прославился" на всю страну, когда в разгар событий на Евромайдане призвал российского президента Владимира Путина ввести войска в Украину. В самом же Севастополе Смольянинов известен в первую очередь как бизнесмен. Он зарабатывает на местном рынке недвижимости, чему способствует его пост главы земельной комиссии в горсовете.

Из внутреннего кармана своей куртки Сергей Смольянинов достает свернутый вчетверо листок бумаги. На нем — скандальное обращение к Путину с просьбой о вводе российских войск в Украину.

Во избежание неправильного истолкования эту одиозную писульку депутату Севастопольского горсовета теперь все время приходится держать при себе. Дескать, большинство людей ее не читали, поэтому просветительскую работу в массах депутату приходится вести, используя первоисточник.

Впрочем, в самом Севастополе особых стараний для этого прикладывать не нужно. Подобные обращения в городе падают на благодатную почву. И депутат об этом прекрасно знает. Как, впрочем, и о других специфичных чертах севастопольских избирателей.

Мандат депутата местного горсовета Смольянинову удалось заполучить уже в третий раз. И если в первый он шел в качестве самовыдвиженца, то потом его продвижением на выборах уже занималась Партия регионов.

Причем в Севастопольском горсовете молодой и амбициозный политик облюбовал, пожалуй, самую интересную комиссию, которая занимается вопросами строительства, отводом "золотой" севастопольской земли и водными ресурсами города. Работа в ней приносит Сергею Смольянинову множество выгод, хотя иногда становится причиной пристального внимания людей в погонах.

Вы являетесь членом комиссии по вопросам градостроительства, регулирования земельных и водных отношений. Из каких соображений подались именно в эту комиссию?

Реклама на dsnews.ua

— Меня туда направила партия, когда Валерий Саратов стал председателем городского совета Севастополя. Дело в том, что земельная комиссия открывает множество возможностей для злоупотреблений со стороны ее членов, и нужен был человек, который сможет их контролировать. Для этих целей я и был делегирован в данную комиссию.

Помню, как в прошлом созыве был скандал со сменой ее руководителя, вызванный тем, что он не­сколько увлекся представительством непонятно чьих интересов и его надо было поставить на место.

Если же вы спросите, есть ли польза для меня лично от того, что я нахожусь в земельной комиссии, я отвечу: "Да. С моей точки зрения как предпринимателя это, безусловно, полезно".

В чем это проявляется?

— У меня есть небольшая строительная компания. И членство в земельной комиссии позволяет выстраивать с подрядчиками совершенно иные отношения, поскольку я обладаю значительным кругом нужных знакомств. Если бы я был в комиссии по делам молодежи и спорта, заниматься своим бизнесом мне было бы намного труднее.

Выходит, в определенном смысле вы используете свой представительский мандат для достижения собственных целей. Попахивает коррупцией, вы так не считаете?

— Юридически принадлежащая мне фирма "Крымгорстрой" моей не является. Я работаю в ней директором по развитию. Это было сделано ввиду того, что наше антикоррупционное законодательство претерпевает множество изменений. Вот я был помощником председателя горсовета — это офи­циальный статус государственного служащего.

В тот период я мог заниматься бизнесом в качестве учредителя, но все равно это очень рискованно. Поэтому, чтобы не иметь кон­фликтов с властями, фирму я отдал своему партнеру, которому доверяю.

Но ведь такая смена реального собственника компании на номинального вовсе не умаляет вашего влияния как депутата горсовета. Согласитесь, что шансы получить нужный заказ у вас на порядок выше, чем у простых предпринимателей, не так ли?

— Я давно не могу повлиять ни на какой бизнес в Севастополе. Сейчас это проявление определенного уважения ко мне, ведь сначала я работал на свое имя, а теперь мое имя работает на меня.

Конечно, когда кто-то приходит и говорит: "Уважаемые, нам хочется заработать, давайте-ка мы поучаствуем в тендере", то при прочих равных условиях я его выиграю, поскольку у меня есть определенные особые отношения с заказчиком.

Но если мои услуги будут дороже, я буду сидеть, грустить и искать работу, поскольку это бизнес и здесь все равно не существует друзей, братьев… Здесь все подчинено одной цели — заработку денег.

Наличие статуса члена земельной комиссии позволяет найти общий язык лишь с заказчиком?

— Не только. Ни для кого не секрет, что демократические механизмы у нас возведены в разряд высшей ценности, а проверяющих органов и структур очень много.

Поэтому одно дело, когда ты общаешься с ними как простой предприниматель, а другое дело, когда ты — депутат. То есть здесь вопрос произвола — не произвола. Ведь одно дело обижать предпринимателя, а другое — обижать предпринимателя-депутата.

И все же в Украине получить иммунитет от проверок тех же фискалов не могут даже компании, принадлежащие народным депутатам. Неужели в Севастополе другие порядки и тут не трогают фирмы даже местных депутатов?

— К сожалению, трогают. Моего бизнес-партнера, который возглавлял коммунальное предприятие, пытались даже посадить в тюрьму. Причем надуманный факт, акт налоговой, в суде был отбит, но уголовное дело правоохранительные органы закрывать никак не хотели.

Правда, тут уже на них давление ока­зывал заместитель руководителя города, который настаивал на том, что данное уголовное делопроизводство должно продолжаться. Потом, конечно, была доказана абсурдность всей этой ситуации, но было реально неприятно.

В 2009 году вас ведь тоже хотели посадить в тюрьму. За получение взятки в особо крупных размерах, которую вы якобы требовали за содействие в выделении земельного участка под строительство. Как подставились?

— Это все произошло из-за ярого противостояния городского совета с Сергеем Куницыным, который в тот момент возглавил Севастопольскую госгорадминистрацию. К любому хозяйству он подходил исключительно коммерчески — за деньги можно все. Если бы Саратов и депутаты стали играть по его правилам, я был бы богатым человеком.

Но, к сожалению или к счастью, не все продается. У нас был серьезный конфликт между командой Куницына и командой городского совета: Куницын и компания решили, что могут самостоятельно распоряжаться землей и бюджетом.

Но это было абсолютно противозаконно, что позже подтвердили все судебные инстанции. В то время я был близок к председателю городского совета Саратову, поэтому наши враги искали способ меня скомпрометировать. Что и было сделано.

Но ведь вас взяли с поличным. Какая тут компрометация?

— Я одалживал человеку деньги, но совершенно не предполагал, что он — официальная торпеда СБУ, которая ориентировалась на товарища Куницына. Так называемая взятка была возвратом долга. Потом было три решения суда, в которых меня полностью оправдали.

Строитель из налоговой

Тягу к свободному бизнес-плаванию наш герой ощутил во время службы в налоговой милиции, когда вместе с сослуживцем Александром Чернявским решил оставить службу в органах и организовать собственный бизнес.

С тех пор все коммерческие инициативы друзья воплощают в жизнь вместе. Попробовать силы успели и в торговле, и в мусорном бизнесе, и даже в сфере оборонной промышленности.

Правда, сейчас интересы Сергея Смольянинова в основном сосредоточены в сфере строительства. В отличие от большин­ства регионов страны, в Севастополе этот вид бизнеса процветает.

А поскольку наш герой кроме всего прочего является еще и членом профильной комиссии горсовета, которая занимается градостроительством и отводом земли, бизнес его процветает.

Находить денежных заказчиков Сергею Смольянинову удается без особого труда. Причем с бюджетом наш герой не работает принципиально.

Строительству каких объектов вы отдаете предпочтение?

— В основном мы занимаемся строительством торговых центров. Выполняем подряды и в жилищном строительстве, так как сейчас в Севастополе это одна из отраслей, которая дает реальную прибыль. Жилье здесь покупают активно.

Это было и до кризиса, и после. До 2008 года цены были вообще безумные, а теперь в новостройках жилье можно купить и по $800 за квадратный метр, а вариантов очень много.

Для строительства жилья нужны мощные первоначальные инвестиции. Откуда вы их берете?

— Самостоятельно мы жилье не строим, так как на этот рынок очень трудно попасть. Ведь необходимо иметь не только свою площадку, но и кругленькую сумму денег, чтобы строить. Если ты — компания с именем, тебе достаточно построить первые 2-3 этажа, а дальше квартиры будут покупать люди, и ты будешь строить за их деньги.

Нас привлекают в качестве субподрядчиков. Но нельзя сказать, что это происходит часто. Крупные застройщики стараются выполнять работы под ключ собственными силами.

В большинстве городов Украины строительный бизнес после кризиса 2008 года по-прежнему пребывает в упадке, а в Севастополе строительство идет активными темпами. В чем секрет?

— Севастополь — очень специфический город. Множество квартир у нас покупают россияне. Живет, скажем, человек в Москве, имеет серьезные деньги, а тут за $50 тысяч можно купить квартиру с видом на море. Таких покупателей очень много.

Насколько жесткая конкуренция в Севастополе на этом рынке?

— Очень жесткая. Первую скрипку здесь играют застройщики-инвесторы, у которых очень много денег и которые сделали себе имя.

Тем не менее ваша компания "Крымгорстрой" без серьезных заказов не остается. За счет чего вам удается выигрывать тендеры?

— Вы знаете, Севастополь — город избалованный. На рынке становится все труднее работать, потому что приезжают люди из других регионов, которые работают бригадным способом. Если я здесь содержу офис, проектанта, главного инженера, бухгалтера и т. д., то приезжая бригада, например, монолитчиков будет стоить минимум на 30% дешевле.

Более того, многие инвесторы сейчас исходят из того, что нужно иметь маленькую надстройку в виде своего технадзора, инженера, основных средств. Для строительства они просто привлекают бригады. Мы тоже содержим такой костяк, а уж если надо, привлекаем и субподрядчиков в виде строительных бригад.

Какому заказчику вы отдаете предпочтение?

— Прозрачному и честному, который платит за работу и не пытается выкрутить нам руки. Принципиально не работаем с бюджетом, поскольку там правила жанра весьма сложны и участвовать в этой игре просто не хочется, несмотря на то что она очень прибыльная. Мне хочется зарабатывать деньги честно.

Братская военная помощь

На всю страну имя Сергея Смольянинова прогремело 1 декабря прошлого года, когда на доселе малоизвестном сайте "Севастопольское Вече" он опубликовал необычное обращение к президенту России Владимиру Путину.

В нем украинский депутат просил главу иностранного государства "согласовать с правительством Украины ввод на территорию страны вооруженных сил Российской Федерации".

Дескать, только так Кремль сможет защитить россиян, живущих в Украине, от армии США и НАТОвских агрессоров.

Последние, по мнению народного избранника, готовят государственный переворот в Украине, о чем якобы свидетельствует другая интернет-петиция.

На сей раз — к главе Белого дома Бараку Обаме. В ней президента США просят предоставить украинцам вооруженные силы для свержения режима Януковича.

И хотя на самом деле такой сценарий выглядит маловероятным, Смольянинова это нисколько не смущает. Тем более что его обращение к президенту чужой страны, как выяснила "ВД", — не более чем пиар-акция.

Вы обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой ввести войска в Украину. На что рассчитывали?

— Когда я писал это обращение, я преследовал две цели. Первая — указать, что те события, которые сейчас происходят в Киеве, не совсем являются проявлением воли народа, а вторая — показать, что осуществляется прямая попытка государ­ственного переворота с помощью западных спецслужб. Последним толчком к написанию обращения стало сообщение на официальном сайте Белого дома с прямым призывом о военной интервенции в нашу страну.

А вы знаете, от чьего имени и каким образом пишутся такие обращения к правительству США?

— Догадываюсь. Но меня удивило, сколько подписей собрало это обращение — 12 тысяч буквально за неделю после его создания. Я не верю, что это происходит случайно и что это кучка дурачков (оппозиция — прим. "ВД") сели и написали. Я думаю, что произошел инсайд.

И вы просто решили последовать тому же примеру?

— Да. Причем, если внимательно читать, я нигде не призываю ввести войска напрямую. То есть я прошу оказать военную и иную помощь, а также согласовать ввод войск в случае, если НАТОвская агрессия будет проявлена относительно Украины.

Если бы Путин поддержал ваше прошение, ввел войска для поддержки правопорядка в Украине, как бы вы на это отреагировали?

— Такая ситуация могла бы стать реальностью только в случае, если бы в Украину была совершена военная интервенция со стороны США. Если бы в моей стране началась война, я бы, наверное, защищал ее.

По-вашему, украинская власть справиться с нынешним политическим кризисом без РФ не способна?

— Способна. Но когда некоторые лица, раздавая пирожки на Майдане, выступают от имени США и призывают к свержению в Украине законной власти, это, на мой взгляд, преступление с точки зрения международного права. У меня появилось четкое убеждение в том, что США имеют желание, чтобы Украина попала в колониальную зависимость от Европы.

Поэтому я и обратился к России. Возможно, я ошибаюсь, навешивая на себя лишние медали, но амплитуда сбора подписей в поддержку письма к Белому дому резко усохла. Хочется верить, что они просто прочитали мое обращение к Путину и испугались.

Но ведь было очевидно, что Путин останется равнодушным к вашему обращению, разве вы этого не понимали?

— Это потому, что он физически не мог его слышать. Я ведь не субъект международного права. Более того, может, к моему обращению Путин и остался равнодушным, но к ситуации в Украине он не равнодушен.

То есть вы признаете, что ваше прошение о вводе иностранных войск — всего лишь пиар-акция?

— Безусловно! Мне было важно, чтобы меня услышали. Причем услышали, что в моей стране с помощью западных ресурсов происходит попытка государственного переворота. Такая ситуация была. Я не призывал к войне и вводу войск. Мне важно, чтобы проблему в том виде, в котором ее понимаю я, увидело как можно больше людей, в том числе и в России.

Это не только мое мнение. Ко мне подходят и говорят: "Ну что, войска будем вводить?", а потом на ушко: "Правильно! Я тебя поддерживаю!" Посмотрите, СМИ все показывали однобоко. Того же Царева не было слышно.

Сейчас Царева как раз слышно хорошо.

— Потому что его слова соответствуют действительности. Так получилось, что у нас сейчас время чернухи. Я понимаю, что журналисты вынуждены давать людям то, что они будут брать. Но ситуация, которая сложилась у нас в государстве, очень неправильная.

Руководство Партии регионов резко раскритиковало ваше обращение к Путину, назвав его антигосударственным и провокационным. Вас уже выгнали из партии?

— Сейчас по моему обращению работает контрольная комиссия партии, и она должна сделать какие-то выводы. Уверен, что Яцуба, который критиковал мое обращение, до начала работы комиссии даже его не прочитал. Просто его помощники и советник пребывают в состоянии ревности и "скормили" ему то, что им хотелось.

А выйти из ПР по собственной инициативе желания нет?

— Сейчас это непозволительная роскошь, потому что в стране непростая ситуация. Я пережил все самые тяжелые времена ПР, достаточно много сделал для нее, я убежденный сторонник, а бежать с тонущего корабля не в моих правилах. Но если меня будут выгонять, что я смогу сделать? А в программу партии и ее ценности я искренне верил и верю.

Один из активистов Евромайдана в Севастополе Виктор Неганов заявил, что подал заявление в СБУ, чтобы та отреагировала на ваше обращение к Путину. С вами уже пообщались?

— Официальных приглашений ни от кого не было.

Четвероногий друг

Отдыхать Сергей Смольянинов любит в горах, куда частенько выбирается с друзьями на рихтованном внедорожнике. Причем особое удовольствие нашему собеседнику доставляет плохая погода, когда есть возможность не просто полюбоваться красотами горных хребтов, но и помесить ногами грязь, вытаскивая застрявшие в ней авто.

Правда, последние полгода организовывать автомобильные вылазки в горы севастопольскому депутату удается все реже: у Смольянинова появился новый член семьи — бордоский дог по кличке Атилла.

Как на вашей жизни сказывается присутствие собаки в доме?

— Собака перекроила всю мою жизнь. По натуре я вообще-то сова и ночами практически не сплю, но "парню" это не объяснишь. Каждое утро он приходит и говорит: "Папа, мне нужно в туалет".

С этим уже ничего не поделаешь. Я встаю раненько и иду с ним на улицу. Так что теперь мое свободное и несвободное время полностью подчинено распорядку дня собаки, зато я много гуляю.

Вам уже довелось испытать его в сложных условиях во время автопоходов в горы?

— Серьезных поездок еще не было. Но я очень жду того времени, когда мальчик сможет поехать с нами. Из-за этого и сам дома сижу, потому что он еще не достиг той зрелости, когда сможет пережить отсутствие хозяина. Удивительно, но он реально может болеть и страдает из-за того, что меня нет рядом.

Это очень преданные собаки. Их еще называют собаками-компаньо­нами, так что я стараюсь его надолго одного не оставлять. Он слишком быстро растет и у него хрупкие кости, поэтому на первых порах его нужно все время оберегать.

Чему вас научила собака?

— Очень многому. Вообще, это замечательное, умное, сильное, красивое, но суматошное существо, поэтому мне приходится отдавать ему все силы. Думаю, что в большей степени он научил меня терпению и любви, приучил к порядку.

Так что теперь я каждый вторник и каждую пятницу — на рынке, где покупаю ему козье молочко, потом самостоятельно варю кальцинированные творожки и так далее. И если вы не знаете, как готовить такие творожки, обращайтесь — я непременно вас научу!

Перспективы

Вряд ли Сергею Смольянинову следует переживать из-за возможных последствий своего обращения к Владимиру Путину. Даже в условиях публичного неприятия этого заяв­ления со стороны властной верхушки Партии регионов, в Се­вастополе такая самодеятельность — отличный политтех­нологический ход, позволяющий собирать вокруг себя сто­ронников идеи "русского мира". И Смольянинов этим удачно пользуется.

Что же касается делового поприща, здесь перспективы у нашего героя тоже весьма неплохие. На собственном бизнесе он уже ощутил все прелести пребывания в депутатской комиссии по градостроительству и земельным вопросам. И пока из этой игры бизнесмена не попросили на самом высоком городском уровне, он будет твердо стоять на ногах.

    Реклама на dsnews.ua