• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

ВОЙНА ИМПЕРИЙ

Реклама на dsnews.ua

В 1996 г. группа украинских студентов была шокирована посещением штаб-квартиры НАТО в Брюсселе. На пафосную образовательную встречу с руководством Северо-Атлантического альянса они прибыли немного раньше запланированного срока, и чтобы скоротать время, для украинцев организовали импровизированную экскурсию. В одном из помещений, где проводят свои совещания натовские аналитики, студенты увидели карту мира, которая очень сильно отличалась от действующей. Прежде всего, в глаза бросалось, что Россия на ней была поделена пополам, а территория за Уралом называлась Сиберия. Специалист, сопровождавший студентов, объяснил: аналитики Альянса "балуются" прогнозами относительно изменений на карте мира через несколько десятилетий. Причем они смогли в свое время угадать распад Югославии и Чехословакии, а еще раньше — Советского Союза.

Пограничная территория

Еще стремительнее, чем карта мира, меняются так называемые зоны ответственности стран, являющихся транснациональными лидерами. США, Россия, ЕС, религиозный союз арабских стран — главные участники большой игры. Кроме того, вместе с экономической мощью набирают политическую силу Китай и Индия. Правда, их стратегия пока носит преимущественно оборонительный характер, но рост их агрессивности очевиден. Время от времени некоторые страны вырываются из тесных объятий современных империй, но наблюдатели воспринимают это лишь как вспышку несанкционированного сепаратизма. Примером такой вспышки сейчас является Венесуэла, где на последних выборах победили радикальные антиамериканисты.

Украина находится на стыке интересов сразу трех империй — России, ЕС и США, и сразу даже не скажешь, хорошо это или плохо. Ведь именно этот факт стал одной из реальных предпосылок обретения ею независимости в 1991 г. Воспользовавшись ослаблением Москвы, Вашингтон и Брюссель, после некоторых колебаний, все же вывели из-под непосредственного контроля России нашу страну. В учебниках пишут, что Украина возникла благодаря вековым чаяниям народа, но без непосредственной поддержки западных союзников однозначно ничего не получилось бы. С другой стороны, война за украинскую территорию продолжается, и именно внешние спецоперации (чаще всего, информационные) постоянно дестабилизируют ситуацию в стране. США и ЕС являются глобальными экономическими конкурентами, но в политической плоскости заключили неофициальный союз, поддерживая любые антироссийские проекты — нефтепровод "Одесса — Броды", ГУАМ, интеграция в НАТО. Москва, в свою очередь, активно взялась за реализацию идеи либеральной империи и на примере газового кризиса четко показывает, в зону чьей ответственности сегодня входит Киев. "За годы независимости настоящая украинская элита не смогла и не может до сих пор заявить о своей принципиальной позиции", — отмечает первый президент Украины Леонид Кравчук.

Самый рентабельный бизнес

Пользуясь рыночной конъюнктурой, украинская политическая элита с удовольствием зарабатывает на продаже национальных интересов. Страны, являющиеся мировыми лидерами, гарантируют спрос на этот специфический товар. Более того, они готовы сами его производить, а в Украине осуществлять лишь крупноузловую сборку. Вот и на последних президентских и парламентских выборах боролись оранжевые "американцы" против бело-голубых "русских". Украинцам в очередной раз предложили выбрать зависимость. Сама возможность выбора — безусловный позитив. Вот только даже "маленьким украинцам" понятно, что ни одна из империй не заинтересована в по-настоящему сильной Украине. Любая помощь с их стороны — сыр в мышеловке. Тем не менее отстаивание иностранных политических интересов — едва ли не самый выгодный бизнес в нашей стране. Его рентабельность пока превышает те блага, которые национальная элита могла бы получить от выработки суверенных приоритетов развития государства. Кроме того, продажа или сдача в аренду, скажем, нефтепровода "Одесса — Броды" дает определенные доходы сразу, а попытки реализовать собственные проекты всегда и дороже, и рискованнее, и, главное, требуют много времени и труда.

Впрочем, самый дорогой товар — юридическую независимость страны — киевские политики выставить на продажу не готовы. И причина не в цене или отсутствии покупателей. Просто в таком случае те, кого нынче принято считать элитой, превратятся в провинциальных князьков на окраине большой империи. А они этого, естественно, не хотят. Такие условия вынуждают руководство Украины все-таки приступить к разработке национальной стратегии на ближайшие несколько десятилетий. Потому что волей-неволей страна в определенных конфликтных ситуациях должна принимать решения как индивидуальный игрок. "Если мы сейчас не начнем беспокоиться о наших национальных интересах, мы можем вообще не сделать этого никогда", — отмечает советник Президента Владимир Горбулин. После оранжевой революции восстановить гармонию времен Леонида Кучмы в отношениях с Россией уже не удастся. Да и избежать противоречий с Европейским Союзом, который переживает тяжелый период адаптации новых членов, тоже будет сложно. Наступает время собственной игры.

Реклама на dsnews.ua
Пространство для собственной игры

Признаки формирования особой позиции Украины на стыке интересов империй наблюдаются уже сейчас. Например, когда Евросоюз и США жестко осудили выборы в Беларуси за недемократичность, а Россия первой поздравила Александра Лукашенко с победой, Киев занял третью позицию: "Выборы в Беларуси не отвечали общепринятым стандартам и не были ни честными, ни свободными. Но политическая изоляция и санкции против Беларуси воспрепятствуют диалогу страны с демократическим миром, и поэтому нецелесообразны". Впрочем, заявления "вразрез" со стороны Украины появляются ситуативно и не являются продолжением базовой предсказуемой стратегии. Ее выработка, очевидно, еще предстоит нынешней власти. Чувствуя, что официальный запрос на эту тему вот-вот возникнет, независимые аналитические центры уже над ней работают.

Аналитик Института глобальных стратегий Юрий Романенко считает, что Украина в среднесрочной перспективе должна взять за основу внешней политики так называемую концепцию двух осей. Согласно этой теории, Украина имеет неплохие шансы реализоваться как самостоятельный игрок в объединении с Беларусью, Польшей и Литвой при политической поддержке США (вертикальная ось). Критически важным в этой конфигурации является союз Киева и Минска. Кроме того, перспективным Романенко считает создание блока Берлин — Варшава — Киев — Стамбул (горизонтальная ось) также при поддержке США. Такое объединение усилит позиции Украины в противостоянии с Россией.

Абсолютно противоположную концепцию в своих выступлениях излагает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Он считает, что более перспективным для Украины является вариант построения партнерских отношений с Россией. Их ресурсы и наш интеллектуальный потенциал, согласно этой теории, могут принести огромную обоюдную выгоду. В то же время Погребинский уверен, что Запад в кратчайшие сроки постарается максимально укрепить свои позиции в Киеве, понимая, что такого количества проамериканских политиков в руководстве Украины больше не будет никогда.

Национальные резервы

Впрочем, какой бы сценарий самостоятельной игры не выбрала в конечном итоге наша страна, вначале это требует определенной работы над собой со стороны людей, которых принято называть элитой. Директор Центра социальных исследований "София" Андрей Ермолаев считает, что наиболее точным названием для этого класса на сегодняшний день является "протоэлита", поскольку она еще не отошла от повадок номенклатуры. Главной ошибкой Виктора Ющенко аналитик считает попытку осуществить "перезагрузку национального проекта" за счет инструментов внешней политики, хотя общество все еще не чувствует себя единой нацией. Консолидация украинцев оказалась для руководства страны задачей более сложной, чем интеграция с ЕС и НАТО. В итоге страна остается расколотой по границе российской и европейской цивилизаций — по Днепру.

Ликвидировать этот раскол реально лишь после того, как "протоэлита" перерастет в полноценную национальную элиту, откажется от сомнительного бизнеса по продаже государственных интересов и выработает стабильные приоритеты внутренней и внешней политики. Первым сигналом, что такие приоритеты выработаны, станет провозглашение протекционизма отечественному капиталу и психологической консолидации общества — главным ценностям власти. Любые другие сценарии наверняка будут лишь ловкой маскировкой ее бессилия перед натиском "стратегических партнеров". И тогда вполне возможна реализация прогноза американского политолога Самюэля Хантингтона, который в почти пророческой относительно других регионов книге "Противостояние цивилизаций" отнес Украину к странам "разлома", у которых нет будущего.

МНЕНИЕ.

СЕРГЕЙ ГАЙДАЙ. Политтехнолог, директор по стратегическому планированию агентства "Гайдай.Ком"

— На мой взгляд, в условиях так называемой войны империй рецептом выживания для Украины является создание собственных проектов. На сегодняшний день мы является территорией, на которой работают очень давние проекты. Например, один из них можно назвать европейским, или галичанским. Сегодня он превалирует, он как бы побеждает. Но этот проект не устраивает всю Украину. А с другой стороны, мы видим российский проект, и он также не устраивает очень многих людей, которые живут в Украине. А собственного украинского проекта нет и никогда не было. По сути, Шевченко и Гоголь — единственные люди, которые работали в поле такого проекта. Я думаю, мы уже созрели, чтобы осознать: современный украинский социум требует серьезной социальной инженерии. В последнее время все постоянно говорят о единой национальной идее. Но я считаю, что должно быть как раз много украинских проектов. Они должны между собой конкурировать. Пока что конкурируют только два проекта — галичанский и российский.

МАНИФЕСТ ИМПЕРСКОЙ ПАРТИИ РОССИИ

"Империи, являясь собственниками значительной части глобального жизненного пространства, способны экономно его расходовать, применяя комплекс мер от демографического регулирования до энергосберегающих технологий. Империя, как собственник, распоряжаясь своей частью жизненного пространства, не может хищнически пополнять его, так как весь мир поделен на сферы влияния. И тайга Сибири, и леса Амазонки в этом случае будут сохранены для будущих поколений империями, владеющими этими территориями. Необходимость хозяина — простейшая аксиома социальной жизни общества — в XXI веке приобретает глобальный характер. Национальные империи и раздел между ними совокупного жизненного пространства — вот альтернатива наднациональной глобализации, прикрывающей жестокую эксплуатацию подавляющего большинства населения планеты. Или Имперский порядок, или хаос глобализации, терроризма, истощения невосполнимых ресурсов планеты и гибель цивилизации".

МНЕНИЕ.

НАТАЛЬЯ КЛИМЧУК. Специалист Института социальной и политической психологии АПН Украины

— Если образ борца планетарного масштаба навязывать нации, идеалом которой является "садок вишневий коло хати", это вряд ли будет продуктивным путем развития. Нужно быть собой. В современных международных отношениях важны не столько географические границы и декларированные на словах ценности, сколько религиозные, этнические, культурные ценности, носителем которых является та или иная нация. Для Украины это актуально еще и потому, что политикум и нация живут в разных плоскостях. Народ переживает момент перехода ресурса выживания в ресурс развития. Этот психологический ресурс позволил украинцам удерживать под контролем огромную территорию, которой хотели завладеть очень многие страны. Политикум постоянно жалуется на нехватку национальной идентичности и на многое другое. Но Украина есть, и есть мощный народ, чью энергию нужно продуктивно использовать. Наступает период развития, и очень важно, чтобы страна знала, куда она идет и чего хочет.

Пограничная территория

КОСТЬ БОНДАРЕНКО. Политолог, директор Киевского института проблем управления им. Горшенина

— Украинская элита пока не озабочена вопросами о наполнении реальным содержанием таких понятий, как независимость страны. Политики и бизнесмены больше думают над тем, кому выгоднее продать суверенитет — России, Европейскому Союзу или США. Идеологию еще предстоит создавать. При этом важно учесть, что наступило время коротких идеологий. Стратегия развития страны теперь определяется суммой тактических шагов. Конечно, нужно иметь какую-то большую цель — стать сильной страной, иметь влияние. Но выстраивать план развития нужно на ближайшие 10-25 лет, а не стремиться к вечному раю. Я думаю, что Украина должна сполна использовать свое геополитическое положение, роль даже не двойного, а тройного агента — между Вашингтоном, Брюсселем и Москвой. Пора возобновить политику разновекторности и использовать это по максимуму. Украина в таком случае может быть нужна всем. Если же она присоединится к кому-то одному, она фактически станет не нужна никому. Она окажется просто провинцией большой империи.

    Реклама на dsnews.ua