• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Дом стоит, свет горит

Реклама на dsnews.ua
Он искал свободу и быстрые деньги. А обрел Бога. И возглавил светотехническую компанию, которая продает не лампочки, а сервис.

Он искал свободу и быстрые деньги. А обрел Бога. И возглавил светотехническую компанию, которая продает не лампочки, а сервис.

АНФАС

В активе клиентов светотехнической компании Виктора Тена — торговые центры, рестораны, развлекательные центры по всей стране, офисы, дома, квартиры. Но прежде чем найти свою нишу, предприниматель перепробовал немало бизнесов, подсел на наркотики и благополучно избавился от этой зависимости. Сегодня Виктор Тен ограничивается пивом и думает продавать вместе со светом еще и кислород.

Впервые на рынок светотехнических изделий Виктор Тен попытался выйти в середине 1990-х. Вместе с одним из родственников вскладчину приобрел партию галогенных лампочек немецкого производства. Но оптовый покупатель на них не нашелся. Пришлось носиться с сумками, набитыми лампочками, по магазинам. Увы, безуспешно. Продавцы никак не могли взять в толк: кому могут понадобиться галогенные лампочки стоимостью $1, если прилавки завалены обычными лампочками накаливания по 1 грн. Тогда положение спас заказ от одного ювелирного магазина, которому для оформления витрины потребовались экзотические на тот момент вещицы.

Однако торговля лампочками — лишь один из многих эпизодов витиеватого пути предпринимателя. "В начале 1990-х чем я только не торговал… Из Украины везли алкоголь, конфеты отечественного производства и другие товары. Однажды даже довелось участвовать в сделке по продаже белорусских тракторов украинцам в Канаду! Приходилось торговать и валютой на площади Победы в Киеве. Но вышел на этот рынок в неподходящее время: бандиты, разборки… Для кого-то школой жизни была армия, для меня — валютный рынок", — смеется Виктор.

Неуемную тягу к бизнес-экспериментам Виктор Тен объясняет просто: хотелось свободы.

Неприлежному ученику, коим был собеседник "ВД", карьерные высоты не грозили. Начав трудовой путь с позиции грузчика на заводе им. Петровского, он вскоре перебазировался на одну из АЗС, где за 30 коп. заправлял бензином авто всем желающим. В итоге набегало до 400 советских рублей. В какой-то момент Виктор достиг своей цели, поступив в Институт гражданской авиации. Но вскоре понял, что это не его, и после второго курса покинул стены альма-матер. И это при том, что выбор в пользу вуза был сделан осознанно, да и подготовку ко вступительным экзаменам Тен оплачивал из своего кармана.

Реклама на dsnews.ua

В конце концов, ему удалось нащупать прибыльную и не занятую на тот момент нишу — торговлю семенами. "Как-то мои соотечественники из Узбекистана попросили помочь им в поиске каких-то семян. Я выполнил их просьбу раз, другой... А потом сообразил, что на этом можно зарабатывать. Нашел представителя голландской компании, продававшей продукт в Украине. Стал импортировать семена в Среднюю Азию", — говорит Виктор Тен. Начиналось все с контрабандных авиаперевозок семян в карманах, а закончилось созданием дистрибуторской сети в Узбекистане, Казахстане и Киргизии.

Но впоследствии Виктор вышел из этого бизнеса. "Работа была сезонная. Обычно я покидал Киев весной, а возвращался осенью. Как-то после очередной такой поездки меня не узнал мой ребенок. Тогда-то я и решил, что нельзя жертвовать семьей ради карьеры или денег", — вспоминает предприниматель.

В отличие от Виктора Тена, его компаньон по неудавшемуся бизнесу с галогенками светотехнический рынок не покинул. Но решил все же осваивать его за пределами Украины — в Чехии. Киевский офис, впрочем, продолжал работать. Однако управлять им из-за границы было крайне сложно. С аналогичной проблемой столкнулся и Виктор Тен: чем реже он ездил в командировки в Азию, тем сложнее было контролировать дистрибуторскую сеть. Бывшие партнеры так и продолжали бы жаловаться друг другу на проблемы, если бы экс-компаньон не предложил нашему собеседнику возглавить его светотехническую компанию.

"Пришлось избавиться от лентяев и несунов", — вспоминает о первых шагах на новом поприще Виктор Тен. Он занял должность директора в 2002 г., и не прошло и года, как оборот компании вырос на 30%. Бизнес рос, но все карты смешала оранжевая революция: смена власти привела к замораживанию проектов на светотехническом рынке. В начале 2005 г. вопрос о выживании стал как никогда актуален. "Тогда многие небольшие компании ушли с нашего рынка. Я же наперекор сестре и ее мужу (совладельцы компании Queensland — прим. "ВД") настоял на сохранении компании. Год работали в ноль. Средств хватало только на зарплату и аренду", — вспоминает Виктор.

Так что нынешний кризис предпринимателя не особо пугает. "Нам приходится быстрее двигаться. Кризис — это такое явление, когда кто-то теряет, а кто-то находит. Ведь стройки либо возобновятся, либо их продадут, и тогда новые владельцы их все равно доведут до ума. А мы будем продолжать работать с ними на подряде, — говорит предприниматель. — В киевский офис осенью мы даже двух новых сотрудников наняли: одного — опытного, одного — "на вырост". Остро стоит вопрос только с филиалом в Днепропетровске. Ему уже примерно три года. Они только начали выходить на самоокупаемость, и тут — кризис. Но я настраивало сотрудников на победу".

Хотя в будущее Виктор Тен смотрит с оптимизмом, однако все чаще возвращается домой далеко за полночь. Он признает, что это ненормально, что надо остановиться, и… не может это сделать. Бизнес для него — как наркотик. Пока другие предприниматели подсчитывают убытки, Виктор Тен осваивает новый проект — продажу кислорода. Ниша, говорит, не занятая и очень прибыльная.  

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Ваше нынешнее положение — случайность или закономерность?

— Закономерность. У меня всегда было желание зарабатывать быстрые деньги. Но ничего быстрого у меня не было. А значит, это закономерность.

Наиболее рискованный поступок?

— Скорее, это поступок, имевший серьезные последствия. Я попробовал наркотики. Порядка двух лет был "в системе". Нас было четверо друзей — двое так и не вышли из "системы". Выстоять помогла церковь.

Наиболее непопулярное решение?

— Во время кризиса, вместо того чтобы увольнять людей и сокращать расходы, я купил для компании машину, набрал новых людей, запустил новый проект. Этим всех знакомых и удивляю.

Была ли в вашей жизни встреча, серьезно повлиявшая на вас и вашу карьеру?

— В юности сильное влияние на меня оказал Виктор Цой. Позже почерпнул новые знания от Сандея Аделаджи. Я многое от них перенял, хотя и не был знаком с ними лично.

Знаете ли вы, что говорят о вас подчиненные, интересуетесь ли их мнением о вас как о профессионале?

— В профессиональном плане для подчиненных я авторитет. А в житейских ситуациях я для них просто человек. Не думаю, что обо мне за спиной говорят плохо. По крайней мере, для меня это было бы неожиданностью.

Достигли ли вы "потолка" в своей карьере? Какая следующая ступенька для роста?

— Как только начну думать, что у нас на фирме все хорошо, это станет началом нашего конца. Поэтому каждый успех — это следующая ступенька для рывка. Ближайшие планы — выстоять во время кризиса без потерь.

Есть ли в вашей жизни пример для подражания?

— Как-то ездил в командировку в Дубай. Познакомился с одним очень обеспеченным человеком. Он владеет активами по всему миру! При этом — никакой напыщенности, апломба. Этот человек для меня — пример для подражания. Остаться человечным для меня очень важно.
    Реклама на dsnews.ua