• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

БОГ ДАЛ — БОГ ВЗЯЛ

Реклама на dsnews.ua

Поселок Клесов выглядит точно так же, как и сотни других украинских поселков — видавшие виды строения, неухоженные обочины дороги. Но вместе с тем находящийся в какой-то сотне километров от Ровно поселок имеет все основания быть занесенным в Книгу рекордов Гиннесса — тут каждый третий, от школьника до пенсионера, занимается добычей янтаря.

В поселке Клесов трудно найти пристойную работу. Часть населения трудится на гранитных карьерах, кольцом опоясывающих поселок, но этот вид деятельности ни в какое сравнение не идет по масштабам заработка с кустарной добычей янтаря. Для местного населения он стал чем-то вроде разменной валюты — добытый камешек в некоторых заведениях общепита можно обменять на водку.

Янтарный бум

До открытия янтарных месторождений Клесовское и Вольное жители северных районов Ровенщины наталкивались на самородки янтаря во время мелиорационных работ. О том, что это за находка, никто не подозревал, и местные жители, убедившись в том, что добытый материал хорошо горит, выделяя приятный запах сосновой смолы, использовали его как топливо.

С момента начала промышленной добычи камня жители Клесова настолько поднаторели в вопросах свойства янтаря, что успешно выигрывают своеобразное социалистическое соревнование с государством по количеству добытого "солнечного" камня. Есть лишь один нюанс: извлечение янтаря из государственных недр незаконно, правда, это уже давно никого не останавливает.

"Раньше янтарь добывали вручную, "копатели" рыли в земле ямы глубиной пять и более метров, — рассказывает Анатолий Дыбач, начальник спецподразделения по охране спецобъектов при УМВД Украины в Ровенской области. — Если находили камни — повезло, если нет — рыли ходы в разные стороны. Места, где надо поискать янтарь, указывали старожилы, которым он попадался во время мелиорационных работ".

Сейчас технология добычи изменилась коренным образом. Специальным буром как можно глубже пробуривается скважина, затем привозится мотопомпа. Шланг забрасывается в ближайший водоем. Вода под давлением размывает почву и грунт на глубине 10 и более метров. В результате гидроразмыва легкий янтарь поднимается на поверхность, где его вылавливают сачком.

Реклама на dsnews.ua

"Говорят, что нелегальные старатели ежегодно добывают янтаря на $5 млн, — делится с нами Анатолий Дыбач. — Сумма астрономическая, но ведь за 1 кг полесского янтаря на черном рынке платят $350-360, так что эта цифра вряд ли преувеличена".

Одним из первых остановить грабительскую добычу янтаря путем выдачи соответствующих разрешений и лицензий предложил губернатор области Василий Червоний. Еще будучи народным депутатом, он подготовил законопроект, разрешающий частную добычу янтаря. В марте 2005 г. депутаты Ровенского облсовета обратились в Кабинет Министров и Верховную Раду с предложением дополнить пункт 4 Постановления Кабмина от 2 октября 2003 г. "Об утверждении порядка выдачи специальных разрешений на использование недр", разрешив вести добычу янтаря субъектам предпринимательской деятельности в пределах участков, которые не имеют промышленного значения.

Легализация добычи янтаря не просто обелила бы деятельность "янтарных старателей", но и создала бы дополнительные источники поступлений в местный бюджет. Кроме этого, прекратилось бы варварское разорение земель.

Верховная Рада пошла навстречу областной власти, и изменила редакцию Закона "О предпринимательстве", убрав из ч. 4 "Ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности" упоминание о янтаре и лишив государство монополии на его добычу.

18 октября 2005 г. Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно добычи янтаря)" подписал Президент Украины Виктор Ющенко. При этом Президент поручил Кабмину привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом, а также обеспечить принятие всех нормативно-правовых актов, которые позволят защитить государственные интересы при ведении хозяйственной деятельности по добыче янтаря.

Но до сих пор механизм выдачи лицензий, выделение земельных наделов и все связанные с ним вопросы (открытие пунктов приема янтаря и урегулирование размера закупочных цен на него) не разработаны.

Разрешено все, что не запрещено

На сегодняшний день только одно предприятие имеет государственную лицензию на добычу янтаря — единственное в Украине ровенское государственное предприятие "Бурштин України", которое и ведет разработку в Клесовском карьере.

"Для добычи янтаря мы берем три лицензии — специальное разрешение на использование недр, на горный отвод, лицензия на вид деятельности, — рассказывает Любомир Пихоцкий, начальник Клесовского горного участка. — За каждую платим, собираем необходимые документы, выдерживаем все проверки. Если надо перейти на другой участок, снова собираем кучу разрешений. После работы засаживаем территорию деревьями. Старатели же ни за что не платят и только портят ландшафт".

Клесовский янтарный карьер — один из наиболее успешных в области. В день добывается 4-25 кг янтаря. Масштабы выработки впечатляют, огромный котлован глубиной порядка пятидесяти метров и шириной в несколько километров. Шагающий (200-тонный) экскаватор подает поднятый грунт на специальную разделительную машину "Грохот". Там песок с водой уходит в одну сторону, а любые попавшиеся камни — в другую. Сортировщик под присмотром видеокамер и сотрудника спецподразделения по охране спецобъектов выбирает янтарь и складывает его в специальный закрытый контейнер. По окончании работ добытый янтарь взвешивается и поступает в хранилище. После этого камень передается на предприятие "Бурштин України", построенное в начале 1990-х, на котором изготовляются изделия из добытого янтаря.

"Запасы Клесовского месторождения не сравнить с Прибалтийским, — объясняет Людмила Степанюк, технолог ювелирного производства. — Если у нас добыча идет порядка 0,20-0,25 кг на кубический метр, то в Прибалтике залежи составляют 3 кг на кубический метр. Потому, если у них годовая переработка составляет 700 т, то у нас — только 3 т при мощности фабрики 7 т".

Ровенский янтарь имеет особый зеленоватый оттенок, что позволяет отличить его от камня других месторождений.

На фабрике нам рассказали, как однажды не хватало сырья, и руководство решило приобрести его за границей. Когда специалисты посмотрели на камень, оказалось, что ровенчанам предложили их же ровенский янтарь!

Местное население хорошо наладило не только янтарный промысел, но и его реализацию. Как только собирается внушительная партия, они тут же сообщают об этом заготовителям из Польши, Прибалтики, России. Перекупщики по своим каналам вывозят камень за границу.

"В начале этого года мы решили узнать, сколько на границе таможенными органами было задержано янтаря, — говорит Анатолий Дыбач. — Оказалось, что в позапрошлом году несколько сотен килограммов, а за весь прошлый год — всего два. Не берусь утверждать, что плохо работают пограничники с таможенниками. Но это говорит о том, что существуют каналы переправки янтаря за границу".

Борьба с незаконными "копанками" и старателями возложена на плечи правоохранительных органов. Когда поступает информация, о том, что где-то ведется незаконная добыча янтаря, на место выезжают сотрудники МВД. За незаконную добычу, согласно ст. 240 УК Украины "Нарушение правил охраны недр", полагается штраф. И то, как считают милиционеры, благодаря тому, что в 1995 г. Кабмин присвоил янтарю статус драгоценного камня, хотя во всем мире он считается полудрагоценным.

Правда, в 2005 г. в Уголовный кодекс Украины были внесены изменения, увеличившие максимальный размер штрафа до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (1700 грн.). Но существенной помощи правоохранительным органам это не принесло.

Если старателей, разоряющих землю в поисках "солнечного" камня, еще можно наказать, то за хранение и перевоз никакой ответственности вообще не предусмотрено. "Иногда складывается просто абсурдная ситуация, — возмущается Анатолий Дыбач. — Все прекрасно знают, кто руководит артелью по добыче, а следовательно, у кого собирается и хранится янтарь. Даже если получаем санкцию на обыск, если находим камень, наказать нарушителя не можем. К тому же он уверяет, что нашел его в огороде или лесу".

Голь на выдумки хитра

Самое страшное наказание для старателей, как оказалось, — это конфискация помпы и шланга. Чтобы сделать помпу, надо купить хороший двигатель от Mercedes, VW или других автомобилей, что в среднем обходится в $500. В такую же примерно сумму обойдутся шланги (из расчета $1/м). Потому именно помпы и шланги зачастую становятся трофеем правоохранителей.

Поймать старателей "на горячем" — дело непростое. За дорогой следит наблюдатель, так называемая кукушка, которая при появлении машин с "чужими" номерами тут же сообщает по мобильному телефону труженикам-нелегалам. В том, как они работают, мы смогли убедиться воочию.

Как только наш автомобиль появился в районе копанок, прямо на окраине поселка нас встретил молодой человек на мотоцикле. О том, что приведено в действие "цыганское радио", мы поняли по тому, как разбегаются в разные стороны старатели, которые трудились аккурат за огородами местных жителей. Поймать кого-то из них на горячем нам не удалось, но мотоциклист не отставал от нас ни на метр. Узнав о том, что мы приехали не ловить добытчиков, а просто поинтересоваться их работой, оповеститель искренне удивился: "Тю, а че ж вы народ пугаете, не даете спокойно работать!". При этом согласился поговорить с корреспондентами "ВД" на условиях анонимности.

Из информации местного старателя стало ясно, что штрафы никого не останавливают и не остановят. Да и уголовной ответственности никто не боится, ведь никого за незаконную добычу в тюрьму еще не посадили. А о том, что можно взять официальную лицензию на промысел, собеседник узнал от нас, однако сказал, что с удовольствием получил, обзавелся бы ею, если бы ее стоимость не превышала $10 тыс./год.

"Сейчас на черном рынке цена более-менее стабилизировалась, — поделился с нами старатель. — В среднем с помпой можно в месяц намыть янтаря на $2500. Если государство будет покупать янтарь по $350 за килограмм, мы будем сдавать его. А если нет, то самый крупный и ценный камень будет уходить за границу, а государству будем отдавать мелочь, чтобы просто считалось".

С этим согласна и Людмила Степанюк: "Мне кажется, что частники будут сдавать государству мелкий, неходовой на рынке янтарь. А редкие, эксклюзивные камни, весом 200-500 граммов, уверена, будут "уходить" за границу".

Выход из ситуации довольно прост: лицензию на добычу янтаря стоит выдавать всем желающим, легализация частных старателей позволит установить над ними контроль и выработать четкие правила. "До мелочей необходимо продумать, по какому принципу выделять наделы, — считает Анатолий Дыбач. — Ведь если у одного на участке пусто, а другой напал на янтарную жилу, представляете, что может начаться"?

"Выдавать лицензии всем желающим необходимо, но при этом нужно обязать старателей перерабатывать все залежи, — полагает Любомир Пихоцкий. — А после окончания работ — проводить обязательную рекультивацию земли, ведь ныне масштабы вреда, наносимого окружающей среде старателями, подсчитать практически невозможно".

Решение этой проблемы позволит разрешить и другую: предприятие "Бурштин України" готово приобретать янтарь по цене 200-300 грн./кг, что в 6 раз ниже цены на черном рынке. Потому старателям невыгодно сдавать камень государству. Однако государственный контроль над частной добычей позволит выявить пути контрабандного вывоза янтаря из Украины, а это неминуемо приведет к снижению его цены на черном рынке. Вот только государство не спешит ввести контроль над действиями старателей, отчего север Ровенской области ныне весьма похож на описываемый в романах Джека Лондона Юкон конца позапрошлого века. Отличие лишь одно: американские и британские власти XIX века не ленились собирать со старателей плату за участки и упорядочивали отношения между ними. Украинской власти начала века ХХІ это недосуг.

>>БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

ВИКТОР МАТЧУК: "Старатели должны жить по правилам"

С инициативой легализировать добычу янтаря частниками выступили власти Ровенской области. Вполне вероятно, что местная власть найдет и способы сделать систему добычи янтаря легальной не только на бумаге, но и на практике. О необходимых шагах, которые государству нужно предпринять в сфере недропользования, "ВД" узнала у губернатора Ровенской области Виктора Матчука.

>>Ровенская область — единственная в Украине, владеющая залежами янтаря, добычей которого официально занимается государство и неофициально — местное население. Как можно отбить охоту "старателей" заниматься незаконным промыслом?

— Северные районы области относятся к депрессивным, там непросто найти рабочее место, и хотя добыча янтаря — незаконная деятельность, для многих это единственный способ заработать деньги. Это становится очевидным, если посмотреть, в каких условиях трудятся люди, — не соблюдая техники безопасности, да и несчастные случаи тут не редкость.

Но и государство несет колоссальные потери. Старатели не проводят рекреационные работы, оставляя после себя бесплодные земли. Восстановление ландшафта ложится на плечи местных органов власти, а весь добытый янтарь вывозится за границу. Чтобы навести порядок в этих районах, нужно применять самые решительные меры и действовать по принципу кнута и пряника. Но как ни странно, люди привыкли воровать и еще не могут смириться с мыслью, что можно и не красть, а все делать в рамках закона, получив соответствующие разрешения.

>>Почему до сих пор население не проявляет особого рвения, чтобы получить государственную лицензию на добычу янтаря и без страха и риска работать в открытую?

— Это не совсем так. На сегодняшний день лицензию на добычу янтаря имеет только ГП "Бурштин України", но недавно за лицензией обратилось ООО "Минерал". Оно намерено заняться геологическим изучением добычи Хуторянского проявления янтаря в Дубровицком районе, а также получить лицензию на геологическое исследование рудника в Сарненском районе.

Но дело в том, что каждому частному предпринимателю придется просчитать: выгодно ли ему брать лицензию, сколько надо вложить средств в добычу и последующее приведение в порядок осваиваемой территории. Скажу прямо, что рекреационные работы очень трудоемки и требуют больших затрат.

К тому же к выдаче лицензий местные власти не имеют никакого отношения. Это прерогатива Министерства охраны окружающей среды, которое обязательно обратит внимание на то, как потенциальный старатель собирается решать вопрос рекультивации земли.

>>Как Вы смотрите на то, что в процессе лицензирования на Ровенскую землю придут иностранные инвесторы, которые захотят добывать янтарь и, возможно, вывозить его за пределы страны?

— Я ничего не имею против иностранных инвесторов. Как показывает практика, иностранцы выполняют требования по технике безопасности, работают на хорошей технике, гарантируют выплату заработной платы, и не на уровне 100 грн. в месяц, как может предложить местный предприниматель, а 1000-1500 грн. Их появление положительно скажется и на поступлениях в бюджет района и области. А кроме этого, появление иностранных инвесторов сразу же подтягивает местных предпринимателей к этим рамкам. Так что ничего предосудительного в этом нет.

>>А не произойдет ли так, что рано или поздно добыча янтаря вообще перейдет в одни руки?

— Нет, мне кажется, что такого не должно произойти. Не стоит все отдавать одному лицу, иначе он начнет диктовать свои условия. Как в таком случае быть с людьми, которые все равно станут тайком добывать янтарь?! Кроме этого, залежи янтаря в нашей области довольно обширные. Поэтому угрозы того, что он быстро исчерпается, при условии упорядочения и сбалансирования его добычи, нет.

>>Может, стоит еще больше ужесточить ответственность за незаконную добычу?

— Хотя бы в рамках той ответственности, которая есть сейчас, их нужно начать наказывать. Надо убедить старателей брать лицензии и работать официально. Они должны жить по правилам, как мы все.

Беседу вела Алла Дунина

    Реклама на dsnews.ua