• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Битва титанов

Реклама на dsnews.ua

Со сменой исполнительной власти в Украине Российская Федерация получила хорошие шансы усилить свое влияние в стратегических отраслях нашей страны. Целью россиян стал Запорожский титано-магниевый комбинат — производитель титановой губки. От наличия и стоимости этого дорогого металла зависят российские аэрокосмические программы и стратегические программы военно-промышленного комплекса, как-то развитие авиации и подводного флота.

По данным источников "ВД", судьба ЗТМК обсуждалась на днях на встрече Владимира Путина с премьер-министром Украины Виктором Януковичем в Москве. Главе украинского правительства ясно дали понять, что Россия хочет приобрести этот стратегический актив. И настолько сильно, что судьба на 100% государственного предприятия в числе и других интересных для РФ вопросов привязана к цене на газ.

Титановый бизнес — государству!

Федеральный государственный унитарный торговец оружием "Рособоронэкспорт" в сентябре завершил покупку более 40% акций крупнейшего в мире производителя титановой продукции — ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", созданного путем слияния Березниковского титано-магниевого комбината (производит титановую губку) и Верхнесалдинского металлургического производственного объединения (выпускает титановый прокат). Фактически это событие обозначило переход корпорации, до этого находившейся под контролем двух ее топ-менеджеров — Владислава Тетюхина и Вячеслава Брешта, в руки Кремля. Таким образом, путинский оборонный концерн опосредованно получил контроль и над титановым активом в Украине — 50,1% акций производителя титановых труб "Трубный завод ВСМПО-АВИСМА" (бывший "СЕТАБ-Никополь"), созданного в ходе реструктуризации государственного Никопольского южнотрубного завода. Это предприятие, как известно, было приобретено господами Тетюхиным и Брештом в ноябре 2005 г. у шведского предпринимателя Карла Эдблума.

Если кремлевские структуры оформят контроль над ЗТМК, в их руках в скором времени может оказаться контрольная доля на мировом рынке титана (см. таблицу). Ближайшим конкурентом россиян и украинцев на рынке СНГ является Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат в Казахстане, около 70% акций которого контролируется бельгийской компанией Specialty Metals Company. Что касается остальных мировых производителей, здесь можно выделить три крупнейшие компании — японские Sumitomo Titanium и Toho Titanium, и Titanium Metal Corporation (США), занимающая около 12% рынка.

На сегодняшний день мощности Березниковского титано-магниевого комбината в России загружены почти на 100% — около 30 тыс. т губчатого титана в год, что ограничивает в возможностях прокатные мощности ВСМПО, несмотря на имеющийся огромный спрос на готовую титановую продукцию. Из-за этого Верхнесалдинское предприятие периодически вынуждено покрывать дефицит губки закупкой титанового лома и строить планы по расширению мощностей по выпуску губчатого титана до 45 тыс. т в год. Получение контроля над ЗТМК, чьи потенциальные мощности составляют порядка 18 тыс. т губчатого титана в год, позволяют решить эту проблему. Тем более что проблем со спросом на титан в мире в перспективе не предвидится. Спад, который произошел после терактов в США 11 сентября 2001 г., а также вспышки атипичной пневмонии SARS в Китае, уже преодолен, и с каждым годом спрос на титан со стороны его традиционного потребителя — самолетостроительной и аэрокосмической отраслей — растет.

При этом особенности работы ЗТМК в последние годы не позволяли ему получать высокую прибыль и за ее счет модернизировать свое производство в соответствии с мировыми тенденциями. Несмотря на одно из лидирующих мест в мировой иерархии производителей губчатого титана, ЗТМК только в последнее время стал показывать высокую рентабельность, в частности, по итогам 2005 г. его прибыль выросла почти в 30 раз в сравнении с 2004 г. — до 135,2 млн грн., при годовом доходе 453 млн грн. Одной из главных причин этого резкого подъема стал значительный рост спроса на титан в прошлом году в мире, из-за чего его цена поднялась с $10 за килограмм в 2004-м до $30 — в 2005 г. Сейчас цена несколько снизилась и составляет около $20 за килограмм, однако и она позволяет предприятию рассчитывать на получение почти 200 млн грн. прибыли в 2006 г.

Реклама на dsnews.ua

Впрочем, основной причиной, по которой раньше ЗТМК не мог похвастаться высокими результатами, являлось засилье на нем давальческой схемы выпуска продукции, за счет чего почти вся его прибыль вымывалась в предприятия-посредники (одна из них — британская компания Agra Enterprises Ltd). Структуры, "сидевшие" на ЗТМК, эксперты до последнего времени связывали с бывшим руководителем Министерства промышленной политики Василием Гуреевым, а также экс-секретарем СНБО Анатолием Кинахом. В частности, владелец завода по производству титановых слитков "Международная компания Antares" Григорий Смитюх, который в этом году прошел в Верховную Раду по спискам Партии регионов, ранее открыто заявлял о том, что подозревает в координации давальческой схемы работы ЗТМК г-на Гуреева. Именно последний, по словам г-на Смитюха, неоднократно предлагал ему свою помощь в налаживании поставок титановой губки из Запорожья, однако общий язык стороны так и не нашли. Если ЗТМК получат в свое распоряжение россияне, и Гуреев, и Смитюх вряд ли смогут рассчитывать на доступ к его титановой губке, что наверняка будет особенно обидно Григорию Евдокимовичу, который последние годы вел яростную борьбу за право покупать запорожскую продукцию. Чего стоит, например, его законопроект от 8 июня текущего года о введении 100% пошлины на экспорт губчатого титана из Украины, который иначе, как вызывающе лоббистским, не назовешь.

Перспективы

В России есть производители титановой губки, но нет ни одного производителя ильменитового концентрата (сырья для выпуска титановой губки), коих в Украине два — Вольногорский горно-металлургический комбинат и Иршанский горно-обогатительный комбинат. При этом вольногорское предприятие является базовым поставщиком ильменитового концентрата на "ВСМПО-АВИСМА" и ЗТМК, а значит, было бы логичным получение россиянами контроля и над ним. Правда, сделать это в нынешнем положении не так просто — Вольногорский ГМК, хоть и принадлежит государству, но находится в долгосрочной аренде у ЗАО "Крымский Титан", к которому, по данным СМИ, имеет самое непосредственное отношение один из наиболее влиятельных украинских олигархов Дмитрий Фирташ. При этом законность аренды "Крымским Титаном" производителя титанового сырья уже была подтверждена всеми украинскими судебными инстанциями, в том числе и Верховным Судом.

Для того чтобы понять, какое развитие может получить эта ситуация, необходимо вспомнить, кем является г-н Фирташ. В 2006 г. он предстал перед мировым сообществом в качестве легализовавшегося миллиардера, владеющего 45% акций монопольного поставщика газа в Украину швейцарской компании RosUkrEnergo. Впрочем, очень сомнительно, что г-н Фирташ является реальным участником этого "закрытого клуба", созданного несколько лет назад влиятельными украинским и российскими политиками и приносящего огромные прибыли из ничего (по итогам 2005 г. чистая прибыль RUE составила около $750 млн). Не будет большой ошибкой предположить, что Фирташ всего лишь представляет интересы неких влиятельных украинских граждан, имеющих самое непосредственное отношение к властным структурам, которые и снимают с газового бизнеса все сливки. Это делает высокими шансы на решение нынешним составом Кабмина вопроса будущего Вольногорского ГМК и его возможного включения в российскую вертикально-интегрированную титановую корпорацию.

Официального ответа от украинских властей на российские предложения пока что не последовало, однако можно с большой долей вероятности предположить, что отказаться от них Украина не сможет. Другой вопрос, в какой форме кремлевские структуры получат контроль над Запорожским титаномагниевым комбинатом — корпоратизация предприятия (ЗТМК является казенным заводом, де-юре управляемым Министерством промышленной политики), а затем подготовка и проведение приватизационного конкурса в пользу россиян может сильно затянуться во времени, да и наверняка вызовет недовольство со стороны оппозиции. Ведь такую сделку трудно будет назвать "соответствующей национальным интересам Украины", о необходимости чего при проведении приватизации неоднократно высказывался действующий премьер-министр. Поэтому наиболее удобной формой "захода" россиян на запорожский комбинат можно считать создание на его базе совместного предприятия с российским субъектом (например, одной из "дочек" "Рособоронэкспорта"), в котором у Украины останется 50%+1 акция, а у инвестора будет 50%–1 акция. С одной стороны, это позволит высшим украинским чиновникам отмести обвинения оппозиции в разбазаривании государственного имущества (ведь контрольная доля в СП останется в распоряжении государства), а с другой — ничего не будет мешать иностранному соучредителю полностью этим СП распоряжаться. Отличным примером может служить создание ЗАО "Крымский Титан" на базе государственной компании "Титан" в 2004 г., где 50%+1 акция ЗАО сохранены за Фондом государственного имущества Украины, а 50%–1 акция достались немецкой компании Дмитрия Фирташа RSJ Erste, которая, несмотря на формальное меньшинство в уставном капитале, оказывает на работу предприятия решающее влияние.

Если россияне согласятся на реализацию аналогичной схемы в Запорожье, уже очень скоро ЗТМК может оказаться в их распоряжении. Ведь для создания СП на базе государственного имущества, как показывает опыт, не нужно много времени и, главное, никаких конкурсов — украинское законодательство не запрещает правительству единолично решать, куда и на каких условиях передать государственное имущество.

Самым печальным во всей этой истории (если учесть все созданные предпосылки) является угроза фактической потери украинским государством своего места на мировом рынке титана и связанной с ним продукции. Начало этому процессу было положено в последние годы правления Леонида Кучмы, когда структуры, связанные с Дмитрием Фирташем, получили в свое распоряжение всю сырьевую базу для производства титана в стране — Иршанский и Вольногорский комбинаты, а также монопольного производителя двуокиси титана — ГАК "Титан", чьи активы были выведены в ЗАО "Крымский Титан". Это фактически перечеркнуло планы создания в Украине государственного титанового холдинга, в котором предполагалось объединить указанные предприятия, а также "Сумыхимпром" и ЗТМК. Последний, отказавшись в прошлом году от давальческой схемы, стал демонстрировать рентабельную работу и даже начал подготовку к созданию собственного производства титановых слитков, что при относительно невысоких вложениях позволило бы значительно повысить его рентабельность и сделать из него подобие "ВСМПО-АВИСМА". Кроме того, существует вариант расширения прокатных мощностей на НПЦ "Титан" Института электросварки им. Патона, за счет чего украинское государство также имеет возможность получить и развивать собственное сверхприбыльное производство. Кроме отчисления прибыли в бюджет, оно позволило бы поддерживать украинскую аэрокосмическую отрасль и самолетостроение, в частности, такие предприятия, как АНТК им. Антонова, "Авиант", ХГАПП и "Южмаш", которые сейчас полностью зависимы от импорта российского титанового проката. Если же "курица", несущая золотые яйца, все же будет отдана в руки нашего соседа, Украина рискует сама себе создать новую зависимость от России, где будет создан новый госмонополист, — теперь еще и титановый.

МНЕНИЕ.

ГРИГОРИЙ СМИТЮХ. Депутат Верховной Рады Украины, директор киевского завода по производству титановых слитков "Антарес"

— Украина в погоне за получением текущего финансирования пренебрегает экономической безопасностью будущих поколений. Это, к сожалению, уже коснулось многих бюджетообразующих стратегических отраслей, таких как энергетика и металлургия.

Украина была и пока остается одним из ведущих производителей титана. Наш технический и кадровый потенциал способен в короткие сроки вывести отрасль на достойный уровень, и она снова начнет приносить в бюджет колоссальные деньги. Для этого нужно только одно — чтобы хотя бы один ответственный чиновник сделал движение.

Титановая отрасль имеет все шансы уйти из-под Фирташа—Могилевича и Кинаха с Гуреевым, пользующихся экономическим достоянием страны, созданным предыдущими поколениями. Я надеюсь, что новое правительство Украины в ближайшее время обратит внимание и начнет что-то делать для развития национального научно-технического потенциала.

МНЕНИЕ.

ГРИГОРИЙ ОСАУЛЕНКО. Экс-заместитель министра промышленной политики Украины

— Теоретически интеграция ЗТМК в российскую титановую отрасль вполне возможна. Украинская губка нужна России, так как прокатные мощности в Верхней Салде строились в расчете на три титано-магниевых комбината, включая запорожский. Более того, сотрудничество предприятий никогда не прекращалось. Так что я вижу позитив в объединении ЗТМК с ВСМПО-АВИСМА, поскольку считаю, что отечественная титановая отрасль, страдающая от коррупции, сможет развиваться только в паре с серьезным партнером. Ведь самостоятельно ЗТМК не в состоянии построить конкурентоспособное оборудование для переплавки губки в прокат. Раз так — пусть россияне и дальше будут монополистами. Если Украина не в состоянии поднять ни запорожский завод, ни два ГОКа (Вольногорский и Иршанский — прим. "ВД"), пусть этим занимаются россияне. Титан должен служить не для обогащения жуликов, а для строительства космических аппаратов, самолетов и кораблей.

    Реклама на dsnews.ua