• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Заклятые друзья

Реклама на dsnews.ua

Заклятые враги Виктор Пинчук и Игорь Коломойский решили помириться. История их конфликта насчитывает не один год. А в 2005г. война за Никопольский завод ферросплавов вообще превратилась в телесериал. И вдруг — оба олигарха решили создать концерн, который объединил бы их сырьевые и производственные активы. Что подвигло их на такой шаг, — выясняли корреспонденты "ВД".

Глобальный союз

По информации "ВД", олигархи уже достигли принципиальной договоренности об объединении сырьевых (Марганецкий и Орджоникидзевский горно-обогатительные комбинаты) и производственных активов (Никопольский, Запорожский и Стахановский ферросплавные заводы). В данный момент идет торг о размере миноритарного пакета Пинчука в системе офшоров, на которые "повесят" корпоративные права на перечисленные предприятия.

Причиной, которая побудила Пинчука и Коломойского договориться, может быть риск остаться ни с чем. Ведь народные депутаты уже дважды пытались принять закон о снижении кворума для проведения собрания акционеров с 60 до 50%. Учитывая, что Высший хозяйственный суд в прошлом году признал право государства на 50%+1 акцию НЗФ, снизив кворум, продонецкое коалиционное правительство запросто могло бы добиться контроля над отечественным ферросплавным гигантом. Ранее чиновники не замечали наличия у государства пакета акций НЗФ, в первую очередь потому, что были обречены договариваться об управлении заводом либо с "Приватом", либо с "Интерпайпом". Теперь, дабы не допустить в ликвидную отрасль "донецких", "днепропетровские" решают, продолжать ли зарабатывать на операционной прибыли, с угрозой полной потери актива, или же двигаться по пути увеличения капитализации бизнеса, но с постоянными внутрикорпоративными разборками. Цена вопроса — более чем $1,5 млрд выручки объединенной компании в год. И поэтому самое интересное — как же олигархи распределят между собой этот колоссальный денежный поток.

Новая донецкая команда хоть и лояльно относится к группе "Интерпайп", вряд ли откажется откусить кусочек от ее империи. А если учесть антагонизм "регионалов" и "приватовцев", то можно не сомневаться, что как только будут приняты изменения в закон о хозяйственных обществах, ФГИ, прокуратура и Минюст моментально вспомнят о наличии в госсобственности контрольного пакета акций мировой ферросплавной жемчужины. И вряд ли Ринат Ахметов, имевший в свое время договоренности с Пинчуком, будет останавливать чиновников в их намерении "порулить" экс-собственностью "кучмовской семьи". В нынешней политической ситуации "Приват" чувствует себя очень неуверенно и, скорее, допустит в объединенную компанию представителей донецкого бизнеса, чем пойдет на разрыв договоренностей с "Интерпайпом".

Перекройка

Наиболее вероятный вариант договоренностей Пинчука и Коломойского — передача корпоративных прав на все ферросплавные активы некоей/неким общим офшорным структурам. Доля в которых и определит уровень влияния каждого игрока. Очевидно, что стратегическое управление и львиная доля прибыли новой ферросплавной группы отойдет Игорю Коломойскому как собственнику большинства объединяемых активов и инициатору консолидации украинской отрасли.

Реклама на dsnews.ua

До объединения украинские активы группы "Приват" занимали 5,1% мирового производства ферросплавов. Кроме того, ей принадлежат все отечественные сырьевые активы (МГОК и ОГОК), то есть 2% мировой добычи марганцевой руды. Пинчук же, до недавнего времени единолично контролировавший НЗФ, занимал 7,8% мирового рынка, правда, не имея никакого сырьевого обеспечения. Если к этому добавить "приватовский" миноритарный пакет акций в никопольском заводе, то доля Пинчука в объединенной компании вряд ли превысит 20-25%. Однако достоверные сведения о структуре акционерного капитала объединенной компании широкая общественность сможет узнать лишь тогда, когда ферросплавный гигант будет обязан раскрыть информацию в рамках подготовки к IPO (первичному публичному размещению акций). По информации "ВД", Виктор Пинчук настаивает на том, чтобы объединенный бизнес работал максимально прозрачно, повышая свою капитализацию. Однако Игорь Коломойский руководствуется иными принципами. Олигарх не любит платить налоги, поэтому абсолютное большинство его предприятий используют "серые" схемы и дают большую прибыль, не поддающуюся учету со стороны налоговой.

Риски совершенно другого качества несет в себе монопольное положение нового ферросплавного союза в Украине. Основными потребителями ферросплавов у нас являются металлургические комбинаты — костяк экономической мощи большинства отечественных олигархов. Договорившись (де-факто!) о совместном управлении ферросплавным бизнесом, Пинчук с Коломойским, по сути, заявили о полном контроле рынка внутри страны. Тем временем "донецкие" фактически подмяли под себя Национальную комиссию регулирования электроэнергии (НКРЭ), которая является ключевым органом в формировании тарифов на энергию. Жонглируя ценами на электричество, "регионалы", спонсируемые металлургическим холдингом Ахметова, также смогут удерживать Коломойского от намерения воспользоваться монопольным положением.

Борьба мировоззрений

Мирное сосуществование днепропетровских олигархов кажется вполне возможным только до тех пор, пока бизнес приносит высокие прибыли, а воспоминания об изнурительных войнах свежи. Но стоит грянуть кризису, как старые обиды всплывут вновь. Альянс двух днепропетровских олигархов выглядит пока вынужденным и компромиссным. Впрочем, народная мудрость говорит, что брак по расчету прочней, чем по любви, — партнеры не ждут друг от друга "луны с неба" и прекрасно видят свои недостатки. Вряд ли Коломойский удержится от искушения выбросить Пинчука из бизнеса, если такая возможность появится. Вместе с тем последний активно закладывает разные страховочные элементы в свой бизнес. Так, Виктор Михайлович готовит в 2008 г. проведение IPO своего основного трубно-колесного бизнеса. Вряд ли "Интерпайпу" не хватает средств на развитие, скорее всего, самому нелюбимому олигарху Тимошенко после следующих выборов не хочется вновь оказаться в положении изгоя и растерять свой бизнес, как это было в прошлом году. Также Пинчук увлекся реализацией благотворительных и культурных проектов, закладывая фундамент имиджа социального, ответственного бизнесмена. Косметический ремонт репутации и победа "донецких" на парламентских выборах снизили риски "роспуска" группы "Интерпайп". А вот кураж "Привата" после выборов поостыл, и Коломойский наконец-то подал руку Пинчуку, прекрасно понимая, что может потерять даже потенциальную возможность взять НЗФ. Однако вряд ли "Приват" согласится открыть свой карман и бухгалтерские книги перед всякими там налоговыми и аудиторами. То есть ферросплавный бизнес обречен еще долго оставаться непрозрачным, — как известно, в мутной воде легко рыбка ловится. Вот эти принципиальные различия в бизнес-подходах, мощные оппоненты во власти и зависимость от внешней конъюнктуры будут регулярно испытывать на прочность создаваемый альянс. Кроме того, для полноценного контроля над украинским рынком, похоже, следует приглашать в него уже и Константина Жеваго, владельца группы "Финансы и Кредит". Он уже успел приобрести ферросплавный завод Skopski Legury (Македония), а также "застолбить" Большое Токмакское месторождение марганцевых руд.

Также неплохо было бы договориться и с "донецкими" и, в обмен на долю в управляющей компании, получить гарантии дешевой электроэнергии на украинские заводы. Лишь в этом случае брак по расчету между Пинчуком и Коломойским обещает быть долговечным.

ОБЪЕДИНЕННАЯ КОМПАНИЯ

В результате слияния Никопольского, Запорожского и Стахановского ферросплавных заводов с украинскими сырьевыми активами появится крупнейшая в мире ферросплавная корпорация. Ее собственники будут контролировать около 13% мирового производства ферросплавов и 4% мировой добычи марганцевой руды. Украинские заводы могут производить максимально до двух миллионов тонн продукции в год. При этом разведанные запасы дают практически неограниченные возможности по увеличению добычи руды. Учитывая, что львиная доля украинской продукции идет на экспорт, объединенная компания будет практически единолично определять цену ферросплавов в Европе. Наличие производственных мощностей за рубежом ("Приват" управляет польским заводом в Huta Pokoj, владеет румынским заводом Feral и американским Felman Production Inc.) позволяет минимизировать потери от антидемпинговых пошлин и транспортных расходов. Присутствие на рынках Европейского Союза и США гарантирует высокую рентабельность бизнеса с выручкой, уже сегодня превышающей $1,5млрд в год.

МНЕНИЕ.

ПАВЕЛ КРАВЧЕНКО. Председатель совета директоров УкрФА

— Необходимости создания объединенной компании я не вижу, поскольку в нынешних условиях все три ферросплавных завода (Никопольский, Запорожский и Стахановский — прим. "ВД") уже наладили партнерские отношения в той степени, в какой это возможно. В решении своих технических и производственных проблем предприятия ведут себя на рынке аккуратно. И я не вижу необходимости формировать дополнительную управляющую структуру. Те партнерские отношения, которые у нас есть, позволяют уверенно работать и на мировом рынке.

Дело в том, что на мировом рынке есть разные группы поставщиков ферросплавов. Многие работают с разными составами сплавов, разными марками, видами и т.д. Разнится и ценовая политика. Мы же (три завода — прим. "ВД"), когда понимаем, что требуется нашему потребителю в Европе, Азии или в любой точке мира, можем этот комплекс сделать для него более интересным. Когда мы вместе, — мы знаем, кто может это сделать, и в каком виде, поскольку у всех разные возможности.

МНЕНИЕ.

ВЛАДИМИР ВЛАСЮК. Аналитик Украино-китайского торгового дома

— У отечественной ферросплавной отрасли пока достаточно конкурентных преимуществ, чтобы выстоять в борьбе с Китаем и ЮАР. Тем более, с ростом мирового производства стали может даже возникнуть нехватка ферросплавов, как это было в 2004 году, когда из-за нехватки электроэнергии Китай сократил выпуск ферросплавов на 25%. Однако экономические риски все же существуют, и их нельзя не учитывать. Прежде всего из-за высокой доли электроэнергии в себестоимости ферросплавов (38%). Казахскому продукту украинский уже проигрывает. Украинские металлурги уже пробовали поставлять в Украину казахский силикомарганец, однако нарвались на жесткую отповедь местных заводов. Отечественные ферросплавщики предлагают большую линейку продуктов, и взять на себя полное обеспечение меткомбинатов казахи не могут. Такая ситуация пока не позволяет металлургам диктовать условия, но стоит появиться в Украине какому-либо торговому дому, который предложит металлургам весь необходимый набор по конкурентной цене, и "Привату" с "Интерпайпом" придется снижать цены.

    Реклама на dsnews.ua