• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

С Днем рождения, Киев!

Реклама на dsnews.ua
День Киева начали отмечать еще в средние века. Просто "гуляли" не на Андреевском спуске и не в конце мая.

День Киева начали отмечать еще в средние века. Просто "гуляли" не на Андреевском спуске и не в конце мая.

Точной даты рождения Киева не знает никто. Первое упоминание в летописях относится к 854 году, но к этому времени он уже являлся стольным градом. Год основания не известен даже приблизительно, что уж говорить о конкретном дне! Так что сколько именно "стукнуло" любимой столице нынче, сказать сложно.

Если за точку отсчета взять 1982 год, когда широко отмечалось 1500-летие города, то нынешний май для Киева — 1529-й. Однако многие считают, причем не без оснований, тот юбилей весьма условным. Даже академик Петр Толочко, один из главных сторонников полуторатысячелетнего возраста Киева, в одном из интервью признал: "Конечно, 1982 год для юбилея был выбран произвольно. 1500-летие Киева лучше было бы отметить в первой половине XXI века". Оппоненты академика полагают, что реальный возраст украинской столицы составляет порядка двух тысяч лет. А по другим оценкам — слегка за тысячу.

Стреляй в небо, а не в людей
С конца XV века День Киева отмечали 1 августа. На протяжении нескольких столетий этот день объявлялся в городе выходным. Согласно киевским преданиям, именно 1 августа далекого 988 года князь Владимир крестил горожан на Подоле — в реке Почайне, впадавшей в Днепр. Праздник крещения Киева со временем обрел статус Дня города.

Была ли удобна горожанам такая дата — 1 августа? Вполне. Ведь в средние века не существовало понятия "отпускная кампания", как, впрочем, и самих отпусков. Все киевляне летом находились в городе и активно принимали участие в торжествах. Даже купцы, периодически находившиеся в разъездах, старались к 1 августа вернуться домой.

Начиная с XIX века празднование приобрело более организованный характер. С утра горожане, надев лучшие наряды, стекались на Контрактовую площадь. Начинался праздник с литургии в соборной церкви Успения Богородицы (Пирогощей). Пока митрополит священнодействовал, вокруг храма выстраивалась конница, возглавляемая двумя трубачами, литавристом и знаменосцем. Кавалерия формировалась исключительно из "достаточных граждан" (киевлян с достатком) — в те времена к числу таковых относились купцы и мясники. За конным войском следовал духовой оркестр Городского магистрата. А за ним по улице, вплоть до Флоровского монастыря, располагалась в два ряда пехота — 15 отрядов, представлявших все ремесленные цеха города. Каждый отряд нес собственную хоругвь, которую сопровождал почетный караул в составе цехмейстера (главы соответствующего ремесленного цеха) с саблей наголо и двух воинов с копьями.

По окончании литургии духовенство с крестами и хоругвями направлялось к фонтану "Самсон", где освящало воду. Когда начинали петь "многая лета", в небо взлетала сигнальная ракета — по этому знаку начинали звонить все колокола Киева.

Реклама на dsnews.ua

Под колокольный перезвон кавалерия, чинно объехав вокруг Гостиного двора, останавливалась слева от входа в Контрактовый дом. После чего маршировала пехота, выстраиваясь вдоль нынешней Киево-Могилянской академии. Духовенство, городские чиновники и почетные граждане Киева направлялись в Контрактовый дом на торжественную "закуску".

А на площади предводитель церемонии, гарцуя на ретивом коне, выезжал перед участниками парада и командовал: "Слушай!" — и производил выстрел в небо. Пехота отвечала отчаянной стрельбой вверх из пистолетов и ружей. Ее поддерживала артиллерия.

Пальба — кульминация праздника. "При беглых выстрелах из пистолетов и ружей, — вспоминал очевидец, — периодический гром пушек, звон колоколов, игра музыки, сопровождаемая ударами на огромном барабане, звуки труб, грохотание литавр, шум волнующейся толпы нескольких тысяч зрителей, крик теснящихся с сосудами за освященною водою, восклицания женщин и детей, прячущихся в коридорах Гостиного двора, ржание лошадей и вторящее эхо — все это производит хаос необъятный, но вместе торжественный!"

Артиллерийскими залпами и ружейной стрельбой заканчивалась официальная часть праздника. Участники парада расходились по своим цехам и в обществе коллег, по замечанию мемуариста, "закусывали и запивали". После обильного пиршества, сопровождавшегося, конечно, и приемом спиртного, по всему городу вновь начиналась пальба — теперь уже самодеятельная.

Дело в том, что именно 1 августа, раз в году, каждый киевлянин имел право беспрепятственно стрелять — где и сколько ему вздумается. Главное, чтобы палил в небо, а не в людей.

Разрешение — есть,а денег — нет

1 августа 1834 года, отмечая День города, горожане еще не знали, что празднуют его в последний раз. Потому что вскоре последовал запрет императора Николая  I на проведение в Киеве подобных мероприятий. После чего город без малого полтора столетия не отмечал день рождения.

Идея возродить праздник появилась в 1979 году у недавно ставшего градоначальником Валентина Згурского. Для осуществления замысла требовалось разрешение Политбюро ЦК КПСС и Совета министров СССР. Получить его было непросто: напоминание о том, что Киев вдвое старше Белокаменной, травмировало сознание москвичей. Они требовали все новых и новых подтверждений древности города. И хотя археологические раскопки показали, что на территории Киева люди жили даже более трех тысяч(!) лет назад, Москва это в расчет не принимала, требуя весомых аргументов, подтверждающих 1500-летие Киева, причем именно как города, а не поселения.

На протяжении 1980 и 1981 годов в Москву постоянно ездили то вице-мэр Киева Галина Менжерес, то председатель Общества охраны памятников истории и культуры УССР академик Петр Тронько.

Они предоставили сотни исторических справок, документов и прочих доказательств того, что к концу V века Киев действительно уже был городом. Однако окончательно вопрос решился, когда тогдашний "хозяин" Украины Владимир Щербицкий лично обратился к генсеку Леониду Брежневу. После этого Полит­бюро ЦК КПСС и Совет министров СССР издали совместное постановление о праздновании 1500-летия Киева. В городе создали оргкомитет. Его возглавил — такие тогда были порядки — первый секретарь Киевского горкома Юрий Ельченко, хотя практической работой занималась мэрия.

Тонкость подготовки праздника заключалась в том, что Москва, несмотря на все официальные разрешения, ни копейки из союзного бюджета на юбилей Киева не дала. Утвержденная праздничная программа включала установку памятника основателям города, восстановление Золотых ворот, реставрацию колонны Магдебургского права, раскопки Лядских ворот, сооружение арки Воссоединения (за филармонией), возведение монумента памяти героям — матросам Днепровской речной флотилии, проведение многочисленных мероприятий по благоустройству города и т. д. — список был внушительный.

Вопросы финансирования пришлось решать только с помощью бюджетов УССР и Киева. Сделано это было так: каждое крупное предприятие обязали профинансировать определенную статью расходов, а каждый район Киева получил план мероприятий по благоустройству и озеленению территории своими силами.

В итоге к юбилейному

1982 году все упомянутые задачи удалось решить. Кроме того, открыли Музей истории города Киева и 24 тематических кафе — по одному от каждой области Украины, отображая колорит и своеобразие соответствующего региона. Капитально отреставрировали Андреевский спуск: жителей переселили в спальные районы, дома привели в порядок, подведя к ним газ, водопровод и канализацию. На спуске появились многочисленные мастерские художников, выставочные залы, кафе. К юбилею также учредили медаль "В память 1500-річчя Києва", которой наградили киевлян, проработавших в городе не менее десяти лет — около полумиллиона человек. Тогда же по­явилось и звание "Почетный гражданин Киева". Первым почетным киевлянином стал Л. Брежнев (кстати, и является им до сих пор).

Вернисаж, орден и лично Кий
Конкретную дату празднования — 28-30 мая — выбирали, исходя из практических соображений: солнечно, тепло, цветут каштаны. И при этом еще не началась отпускная кампания. На торжества прибыли многие руководители СССР (кроме Брежнева, у которого уже не было сил участвовать в празднике), иностранные гости, включая генерального директора ЮНЕСКО Амада М'Боу. А также делегации Москвы и Ленинграда во главе с их мэрами, представители столиц всех союзных республик, делегации зарубежных городов-побратимов.

Праздник открылся 28 мая вернисажем на обновленном Андреевском спуске, а во Дворце культуры "Украина" состоялось торжественное собрание, на котором городу вручили орден Дружбы народов. На следующий день в центре событий оказался Республиканский стадион, где прошло грандиозное шоу. Трибуны, вмещающие 100 тыс. человек, были заполнены до отказа. В олимпийской чаше два факельщика зажгли юбилейный огонь, после чего на поле были представлены сюжеты на тему основания Киева.

В спортивных номерах участвовали тысячи людей. На трибунах, сменяя одна другую, появлялись "живые надписи", то и дело раздавались аплодисменты — зрители не скрывали восторга. 30 мая состоялись театрализованные представления в разных уголках города — на площади Октябрьской революции (Майдан Незалежности), на Красной (Контрактовой) площади. Киевляне увидели "вживую" основателя города Кия, гетмана Богдана Хмельницкого и других исторических персонажей.

Торжества прошли с большим успехом — настолько, что мэрия решила и в следующем году провести День Киева. Уже не юбилейный, а обычный. И тоже в конце мая. Впервые на Крещатике и главных площадях столицы устроили книжные ярмарки, на которых знаменитые писатели дарили автографы читателям.

Это было внове — запросто пообщаться с Олесем Гончаром, Павлом Загребельным, Дмитром Павлычко и другими мастерами слова. Корифеев живописи — например, Татьяну Яблонскую, Сергея Григорьева, Людмилу Жоголь — можно было увидеть на вернисаже на Андреевском спуске. Кстати, право участия в нем предоставлялось только членам Союза художников Украины. Каждый театр подготовил ко Дню Киева премьерный спектакль. А завершились торжества-1983 ночным карнавалом на Крещатике и праздничным фейерверком. С тех пор День Киева и проходит ежегодно в последние выходные мая.

    Реклама на dsnews.ua