• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

ОТ ЗВОНКА ДО ЗВОНКА

Реклама на dsnews.ua

Колокола — как люди. Они могут и обижаться, и капризничать, и радоваться. "Помню, для одного из клиентов мы долго не могли отлить колокол, а когда все же отлили, он оказался… "немым", — вспоминает Игорь Чернявский, председатель правления ОАО "Нововолынский литейный завод". — Я бы и сам не поверил, что колокола бывают "немыми". Но у нашего колокола звон был немногим лучше, чем стук палкой по ведру. Пришлось отливать новый. А предыдущий решили не разбивать, а оставить у себя. И, как оказалось, не зря. Как-то к нам обратился батюшка, которому нужен был колокол, что называется, "на вчера". Тогда-то мы и вспомнили о нашем "неразговорчивом" экземпляре. И подумали: не зря в народе ходит поверье о глухом колоколе, звонящем только у людей, живущих праведной жизнью. В мистику я не верил, но, услышав, как зазвонил колокол у этого батюшки, не знал, что и сказать".

В поисках звона

На заводе, куда пришел работать Игорь Чернявский, колокола отливали около двадцати лет. Возглавив предприятие, он решил не менять эту давнюю традицию. Вот только качество отливаемых на тот момент изделий оставляло желать лучшего. Понимал это и Игорь, несмотря на то, что его профессиональная деятельность до того момента никоим образом не была связана с колоколами. "В начале 1990-х я окончил Львовский политехнический институт по специальности "электропривод и автоматизация промышленных установок". После учебы занимался бизнесом, связанным с металлоломом. Но, видно, судьбе было угодно, чтобы я трудился именно на этом заводе", — размышляет Игорь Чернявский.

Придя в 2003 г. на завод, новый руководитель первым делом обратил внимание на отсутствие дисциплины. Специалисты, знающие технологию отлива колоколов, были, вот только привыкли работать "абы как". Дисциплина — штука, конечно, хорошая, но для того, чтобы достичь успеха, необходимо еще и технологию совершенствовать. Осознав это, директор и его подчиненные принялись усердно штудировать книги из украинских и российских библиотек. Много информации специалисты почерпнули из труда владельца Ярославского колокольного завода Н. Оловянишникова "История колоколов и колокололитейное искусство", написанного на рубеже XVIII-XIX веков.

В поисках информации Игорю Чернявскому неоднократно приходилось выезжать за границу, чтобы увидеть, как это делается там. Часто с этой целью он посещал Польшу. Правда, открывать секреты мастерства никто не спешил, но на заводах по производству колоколов он все же побывал. Конечно, проводить фото- и видеосъемку ему не разрешали, равно как и что-либо записывать. Руководитель одного из польских предприятий сразу заявил: "Все, что увидишь, — все твое! Смотри и делай выводы". "Технология, по которой мы отливаем колокола, разработана на нашем заводе давно и основывается на старинном методе литья "в землю". Именно так создавались колокола в Древней Руси", — объясняет г-н Чернявский.

Каждому — по колоколу

Ныне колокола создаются из сплава бронзы и олова. "Металл сейчас дорожает такими темпами, что наши клиенты не успевают привыкнуть к ценам. Часто бывает, что клиенты звонят, уточняют, сколько стоит интересующий их колокол, потом собирают всей общиной деньги, а когда приходят, чтобы сделать заказ, выясняется, что его цена повысилась. Общинам приходится продолжать сбор средств, — объясняет Игорь. — Я понимаю, что для них это может оказаться дороговато, но что поделать, цены на металл растут не по дням, а по часам. Более того, месяца четыре в году мы работаем "в ноль". Происходит это снова-таки из-за стоимости металла".

Реклама на dsnews.ua

Стоимость колокола зависит от его веса. На данный момент один килограмм "колокольного звона" составляет 100 грн. Отливаются колокола весом от 5 кг до двух тонн. Интересно, что колокола у различных производителей имеют разное звучание. Колокол весом в 100 кг от одного производителя может звучать точно так же, как и 80-килограммовый, выпущенный на другом заводе. Все дело в технологии.

Заказывают колокола прежде всего церкви, тем не менее на заводе клиентов условно принято делить на две категории. Первая — церковные общины, вторая — меценаты. При этом в последние годы на завод чаще всего обращаются меценаты — ныне их 60% от общего числа заказчиков.

На заводе не всегда отливают колокола под конкретный заказ, ведь это крупное производство, где задействовано немало специалистов, поэтому работа должна кипеть всегда. Посему клиенты имеют возможность сразу выбрать готовый колокол. В среднем завод выпускает около четырех-пяти тонн колоколов в месяц. Хотя перед церковными праздниками эта цифра, как правило, удваивается. Наиболее возрастает спрос перед Пасхой, Рождеством, Крещением.

Колокола, как и любой другой товар, имеют гарантийный срок, который составляет 50 лет. "По моим наблюдениям, если в течение полутора лет колокол не треснул, значит, он будет служить верой и правдой долго. Фактически, он будет вечным, — замечает Игорь Чернявский. — А чтобы он радовал слух прихожан долго, к нему нужно бережно относиться. И звонарем должен быть обязательно человек специально обученный. В руках дилетанта колокол мало того, что звучать будет плохо, он может даже треснуть, если такой "умелец" ударит "языком" не туда, куда надо".

Колокольный звукорежиссер

Как и в древности, литье колоколов — работа коллективная. Результат зависит от каждого члена бригады — формовщика, плавильщика, заливщика, слесаря, художника и т.д. Среди работников Нововолынского литейного завода, принимающих участие в создании колокола, едва ли не первую скрипку играет специалист по звуку. Вот уже в течение многих лет он слушает, как "поют" его "подопечные", и решает, достоин храмов их звон или же необходимо отправлять их на доработку. Ведь главное в колоколе — звучание. Колокол должен обладать басовым звучанием, а также большим количеством обертонов. Старинные колокола отличались мягким и одновременно мощным звуком, звонким, но мелодичным.

Хорошо отлитый колокол — это еще не гарантия того, что он будет красиво звучать. Для того, чтобы колокол звонил хорошо, необходимо его правильно подвесить и настроить. Месторасположение колоколов на звоннице, грамотный монтаж, бережное отношение к колоколу — все это влияет на то, какой звон будет разноситься по округе. Многое зависит и от звонаря. Он должен быть не только обученным, опытным, но и верующим. Ведь в плохих руках и хороший колокол откажется звонить.

Более того, и люди, создающие колокол, должны отличаться добрым нравом. "Неоднократно приходилось наблюдать: если у человека, принимающего участие в создании колокола, злые думы или он попросту озлоблен на жизнь, колокол не получится, — говорит Игорь Чернявский. — Возможно, кто-то сочтет это мистикой, но это реальность".

Услышать колокола Нововолынского завода сегодня можно по всей Украине. Примечательно, что еще несколько лет назад основная масса заказов поступала от жителей западных регионов, нынче большинство — за Востоком. Игорь Чернявский связывает это с ростом благосостояния народа. Как только у прихожан появляются деньги, они начинают их жертвовать на церковь. За последний год спрос увеличился примерно на 20-30%. "Наилучшая реклама колоколов — их звон. Думаю, 80% клиентов приходят к нам после того, как где-то услышат звук нашего колокола", — уверяет Игорь Чернявский.

Нововолынские колокола будут и впредь радовать слух украинских прихожан. В будущем на заводе хотят довести внешний вид колоколов до идеала. А вот как именно они будут выглядеть, на заводе пока затрудняются сказать, ведь создание колоколов — работа трудоемкая, и результат далеко не всегда можно предсказать.

    Реклама на dsnews.ua