• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

БУДУЩЕЕ КИЕВСКОГО КЛАНА

Реклама на dsnews.ua

К началу мая 2006 года представители киевского политико-экономического лобби могут занять ключевые позиции во власти.

До начала оранжевой революции представители так называемого киевского клана предпочитали без лишней надобности не светиться в большой политике. Причина более чем проста — киевский клан всегда отличался от других политико-экономических групп Украины повышенной практичностью. Эта же черта обусловила другую особенность "киевских" — максимальную осторожность. Стремление разложить яйца в корзины основных игроков — у них в крови. Во многом благодаря этому, а также не без помощи зачинщиков коррупционного скандала менее чем за год "киевские" сумели закрепиться на ключевых должностях в центральных органах исполнительной власти, а также фактически взять под полный контроль КГГА и Киевгорсовет. Растущие политические амбиции и деловые интересы "киевлян" быстро превысили столичные рамки. И хотя сегодня киевский клан внешне выглядит разрозненным, это впечатление в конечном итоге может оказаться обманчивым. Александр Омельченко, Юрий Ехануров и Владимир Поляченко, закаленные в горниле политических интриг, научились выживать при любых, даже самых неблагоприятных, раскладах.

Начальная диспозиция

Объективно позиции киевского клана перед парламентскими выборами 2006 г. выглядят прочными. Юрий Ехануров, пользующийся большим личным доверием Президента Украины Виктора Ющенко, контролирует Кабмин, Александр Омельченко — Киевскую городскую государственную администрацию, Владимир Поляченко — строительный бизнес в столице. Кроме того, в актив "киевских" можно записать установление контроля над энергетикой. Ивану Плачкову (министр топлива и энергетики) и Юрию Продану (1-й замминистра топлива и энергетики) удалось создать новую систему управления отраслью, при которой основные денежные потоки направлены в сторону, выгодную представителям киевского клана. Эффективным, с точки зрения близости к первому лицу государства, выглядит контроль "киевских" над сферой здравоохранения. По словам источника "ВД" в секретариате Президента, Виктор Ющенко всегда с особым вниманием относился к охране здоровья. К тому же проблема с птичьим гриппом в Крыму — дополнительная возможность для г-на Поляченко пообщаться напрямую с гарантом. Прочны позиции киевского клана в ведомствах лесного хозяйства (председатель Госкомлесхоза), строительства, архитектуры и ЖКХ (1-й замминистра) и Госавтодоре. Примечательно, что через перечисленные ведомства проходят значительные бюджетные потоки, и контроль над ними всегда был приоритетом для любой политико-экономической группы.

Еще более прочными можно назвать позиции "киевских" в столичных органах власти. Киевский городской голова и председатель КГГА Александр Омельченко полностью контролирует всех своих заместителей. Причем контроль этот обеспечивается не столько служебной субординацией, сколько личной преданностью. Все дело в том, что по действующему законодательству Александр Александрович сам решает, сколько заместителей у него будет и сам назначает людей на соответствующие должности. Также "людьми Омельченко" называют председателей семи из 10-ти районных администраций: Печерской, Шевченковской, Голосеевской, Деснянской, Днепровской, Оболонской и Соломенской. Несколько хуже обстоят дела с лоббированием интересов киевского клана в Верховной Раде. Здесь "киевские" могут похвастаться только Александром Омельченко-младшим (фракция НСНУ) и тесными отношениями некоторых бизнесменов, близких к мэру, с братом Президента — Петром Ющенко (фракция НСНУ). В кругу людей, приближенных к Александру Омельченко-старшему в парламенте, часто называют народного депутата Бориса Беспалого (фракция НСНУ). Тем не менее киевский градоначальник не раз доказывал свое умение формировать ситуативное парламентское большинство, и не только из представителей родной для Омельченко НСНУ. У каждого депутата всегда найдутся проблемы в Киеве, разрешить которые под силу только мэру. Об умении лидера киевского клана договариваться с различными политическими силами красноречиво свидетельствуют данные о количестве "людей мэра" в составе депутатских фракций Киевгорсовета (см. "Справку ВД").

Таким образом, для того чтобы продолжать экспансию своих бизнес-интересов и расширить присутствие во власти, лидерам киевского клана следует решить две основные задачи. Первая — добиться сохранения за Юрием Ехануровым должности премьер-министра Украины. Вторая — во что бы то ни стало выиграть сражение за "киевский трон".

Премьерский гамбит

В появляющихся в последнее время прогнозах относительно того, кто возглавит правительство после парламентских выборов, фигурируют, как правило, фамилии действующего премьер-министра Юрия Еханурова, лидеров БЮТ Юлии Тимошенко и Партии Регионов — Виктора Януковича. По информации, которой располагает "ВД", сохранение за Юрием Ехануровым премьерского кресла всерьез рассматривается руководством НСНУ. Поговаривают даже, что это вопрос решенный. Правда, в одиночку НСНУ не решить вопрос премьерства Еханурова, поэтому переговоров с потенциальными союзниками не избежать. О последних стоит сказать подробнее. Таковых может оказаться двое: БЮТ и Народный блок Литвина. Вероятность проведения переговоров с лидером последних соцопросов — Партией Регионов — оценивается большинством экспертов, как близкая к нулю. Из названных сил приоритетное значение для киевского клана имеют переговоры с БЮТ. Переговоры обещают быть архисложными. Трудно себе представить Юлию Тимошенко, добровольно отказывающуюся от премьерского кресла. Тем не менее такая ситуация выглядит реальной. Против кандидатуры г-жи Тимошенко, скорее всего, будет выступать Партия Регионов и бизнес-лобби НСНУ, с которым у Юлии Владимировны не сложились отношения в бытность главой правительства. В этом случае фигура Юрия Еханурова может во второй раз в постреволюционной истории Украины стать компромиссной. Варианты компенсации Юлии Владимировне можно предположить уже сегодня. Скорее всего, это будут две-три должности заместителя КГГА и несколько министерских портфелей. В этом случае сама Тимошенко может всерьез задуматься о кресле спикера ВР. Кроме того, в зависимости от градуса портфельных торгов БЮТ может также рассчитывать на одно силовое ведомство. Последнее обстоятельство напрямую зависит от волеизъявления Президента Виктора Ющенко. В любом случае, сумеют ли киевские отстоять своего премьера, а также цена этой политической победы, во многом будет обусловлено как глубиной отношений с основными участниками торгов, так и уступками, на которые они готовы пойти.

В целом сегодняшние отношения киевского клана с НСНУ можно оценить как продуктивные. После перехода Александра Омельченко в НСНУ в "партию власти" ринулись несколько его близких соратников по партии "Единство". Среди них Иван Фоменко, Виктор Падалка, Михаил Голица, Владимир Поляченко. Автоматически все они стали членами Киевской городской организации НСНУ, которую возглавляет лидер фракции НСНУ в ВР Николай Мартыненко. Кроме того, председателем фракции НСНУ в Киевгорсовете является замглавы КГГА Валерий Борисов, он же — член политсовета Киевской городской организации НСНУ. Вслед за политиками в оранжевые цвета "окрасились" несколько крупных бизнесменов — представителей киевского клана. Среди них называют Дмитрия Андриевского (концерн "Київпiдземшляхбуд"), Вячеслава Непопа ("Т.М.М.") и Владимира Присяжнюка (ООО "Кармен-Трейдинг").

Реклама на dsnews.ua

Что касается отношений киевского клана с БЮТ, то они складываются непросто. После объединения в Киевгорсовете фракций ПРП и ВО "Батькiвщина" сторонников Юлии Тимошенко стало 13 человек. Однако последние события (провал переговоров между НСНУ и БЮТ и создание предвыборной коалиции ПРП и партии "Пора") привели не только к фактическому развалу нового объединения в Киевгорсовете, но и появлению напряженности в отношениях Тимошенко и Омельченко. При этом киевскому градоначальнику отнюдь не прибавляет оптимизма перспектива участия бютовца Николая Томенко в выборах мэра столицы. Кроме того, в отношениях Ю.В. и А.А. есть несколько неразрешимых противоречий. Одно из них — присутствие в Киевгорсовете депутата Игоря Шовкуна, члена Киевской организации партии "Единая Украина" (лидер — народный депутат Богдан Губский). "Черная кошка" между Сан Санычем и г-ном Шовкуном пробежала в 2001 г., когда с подачи сверхвлиятельного советника президента Леонида Кучмы Александра Волкова была предпринята неудачная попытка сместить Александра Омельченко с должности председателя КГГА и поставить вместо него Игоря Шовкуна. Последнего тогда за глаза называли человеком всесильного президентского советника. Несмотря на проблемы, переговоры необходимы обеим сторонам. Главным переговорщиком между представителями киевского клана и БЮТ может стать не любящий конфликтов народный депутат (БЮТ) и бизнесмен Василий Хмельницкий. По неофициальной информации, он имеет интересы в нескольких строительных проектах в столице, а также отношение к деятельности таких структур, как ОАО "Київхлiб" и "Київмлин".

Вторым потенциальным союзником "киевских" в борьбе за Еханурова-премьера является Народная партия Владимира Литвина. В отличие от БЮТ, найти общий язык с "народниками" будет значительно легче. Точнее, общий язык между Александром Александровичем и Владимиром Михайловичем уже давно найден. Возможно, инстинкт сохранения власти подсказал киевскому городскому голове делегировать во фракцию НПУ в Киевгорсовете четырех бизнесменов киевского клана: Виктора Пилипишина ("Стоик-Арготрейд"), Игоря Вильдмана (рынок "Петровка"), Игоря Баленко ("Фуршет") и Льва Парцхаладзе ("XXI Век"). Кроме того, под знамена сторонников спикера ВР стали близкие к Александру Омельченко (и влиятельные внутри клана) зампредседателя Дарницкой РГА Михаил Гич, зампредседателя Голосеевской РГА Виктор Толстоног, а также экс-глава ГНАУ в г. Киеве Анатолий Брезвин. Окончательно отношения между Литвиным и Омельченко были закреплены в сентябре 2005 г., когда председатель фракции НПУ в Киевгорсовете Виктор Пилипишин был назначен зампредседателя КГГА.

Как в случае с БЮТ, так и в случае с НПУ разменной монетой компромисса со стороны киевского клана, в частности его лидера Александра Омельченко, будут должности заместителей председателя КГГА и начальников ряда управлений Киевской городской государственной администрации.

Операция "Киевский трон"

Если первая стратегическая задача киевского клана связана с необходимостью поиска компромиссов накануне парламентских выборов 2006 г., то задача сохранения мэрского кресла за Александром Омельченко выглядит как почти свершившееся событие. Правда, и здесь у Сан Саныча могут возникнуть проблемы.

Первая — резкое осложнение отношений с руководством НСНУ, людьми из ближайшего окружения Президента Виктора Ющенко или самим гарантом. Вряд ли в таком случае киевский градоначальник выступит инициатором подобного обострения. Киевскому клану сейчас меньше всего нужны конфликты — они значительно удорожают окончательную цену каждого политического компромисса. Следовательно, конфликт между Омельченко и НСНУ может быть спровоцирован "оранжевыми". Фамилии возможных инициаторов сегодня назвать сложно, однако, рассуждая на эту тему, нельзя не вспомнить об одном политическом слухе, ходившем в первые месяцы после революции на Майдане. В частности, поговаривали, что Александр Третьяков и Николай Мартыненко имели серьезные виды на передел власти в Киеве и, главное, планировали заменить Александра Омельченко на "своего" человека.

Вторая опасность, которая может угрожать почти абсолютной власти Александра Омельченко в столице, — победа на выборах в Киевраду оппозиционных сил. Сильным рецептом против мэра может стать послевыборный альянс БЮТ со стремительно набирающим силу блоком ПРП-"Пора" во главе с Виталием Кличко. В том, что представители "Поры" попадут в Киевсовет, можно не сомневаться, так как антикоррупционная риторика активистов этой политической силы может привлечь не только молодежь, но и порядком уставших от тотальной коррупции киевлян. Если первая и вторая проблемы совпадут во времени, Александр Омельченко (в победе которого на выборах киевского мэра не сомневается ни одна социологическая служба) к началу мая 2006 г. получит неуправляемый Киевсовет. И это притом, что присутствие в нем представителей Партии регионов Украины по различным оценкам будет составлять около 10%. Тем не менее, структура управления в Киевсовете такова, что практически все ключевые решения замыкаются на Омельченко. Это даст ему пространство для политического маневра и вербовки новых сторонников. Правда, использовать эти рычаги, как в 2002-2005 гг., киевскому градоначальнику вряд ли удастся, придется отдать на откуп оппозиционным силам несколько "доходных" должностей заместителей председателя КГГА. Другой резерв киевского клана — в противостоянии с оппозиционными силами — представители киевского клана, перешедшие под знамена различных политических сил. Когда придет время собирать яйца, разложенные в разные корзины, г-н Омельченко вполне может рассчитывать на такой урожай, который позволит ему вновь взять под контроль Киевгорсовет.

Таким образом, если киевскому клану удастся отстоять священную для себя власть в столице и сохранить за Юрием Ехануровым премьерское кресло, соратникам Виктора Ющенко останется только разводить руками от горечи поражения: власть в руках "киевских" от НСНУ и власть в руках НСНУ — далеко не одно и то же. В этом случае к следующим парламентским выборам Украина может подойти с практически недееспособной НСНУ и ее почетным президентом, обремененным декоративными полномочиями. На месте сегодняшней "партии власти" образуется новая политическая сила, в руководстве которой мы увидим знакомые все лица: Еханурова, Омельченко, Поляченко и многих других, которые захотят стать частью неформальной, но чрезвычайно влиятельной и дееспособной группы, называемой сегодня киевским кланом.

Кого контролирует киевский клан в Киевсовете (версия "ВД"):
- во фракции НСНУ: 13 из 18 депутатов;
- во фракции "Единство": 16 из 16 депутатов;
- во фракции "Киев Трудовой": 2 из 5 депутатов;
- во фракции УНП: 1 из 5 депутатов;
- во фракции СПУ: 2 из 5 депутатов;
- во фракции Народной Партии: 6 из 7 депутатов;
- во фракции "Европейская столица": 2 из 3
 депутатов;
- из числа внефракционных: 4 из 15 депутатов

МНЕНИЕ.

ВЛАДИМИР ФЕСЕНКО.
Директор Центра прикладных и политических исследований

— Раньше понятие киевский клан использовалось применительно к группировке объединенных социал-демократов. Однако полноценным киевским кланом эта политико-экономическая группа так и не стала по причине отсутствия прямого влияния в столичных структурах власти. У группы политиков и бизнесменов, которые окружают Александра Омельченко, напротив, есть необходимый административный стержень. Омельченко удалось сплотить вокруг себя людей, в той или иной степени зависящих от него. Александр Александрович — человек очень опытный. И как политик, как хозяйственник, как интриган он на голову выше представителей политической элиты. Я не исключаю, что во многих отношениях по мастерству владения интригой он сильнее Юрия Еханурова и уж точно сильнее большинства представителей НСНУ.
Слабым местом клановой системы, сформированной киевским градоначальником, является ее чрезмерная зависимость от админресурса. Поэтому до окончания парламентских выборов и формирования нового состава Киевсовета и руководства КГГА положение киевского клана будет неустойчивым.

МНЕНИЕ.

КОНСТАНТИН БОНДАРЕНКО.
Политолог

— Киевский клан существует в двух ипостасях. Первая — старый киевский клан (Александр Омельченко, частично Юрий Ехануров, Владимир Поляченко, Юрий Поляченко, Станислав Сташевский). Вторая — это люди, которые сейчас формируют киевскую бизнес-среду. Они тоже связаны с Омельченко, хотя в несколько меньшей степени. К ним можно отнести Виктора Пилипишина, Игоря Гильдмана, Игоря Баленко и в некоторой степени Льва Парцхаладзе.

Основными центрами влияния, по моему мнению, являются Омельченко и Пилипишин. Родоначальником киевского клана я назвал бы Владимира Поляченко, все остальные, как выразился Юрий Ехануров, являются "детьми Поляченко".

В последнее время киевский клан стал очень влиятельным, тем не менее, я не стал бы говорить о наличии у него неких стратегических целей. Скорее всего, киевский клан — это группа людей, объединившихся ради продвижения своей цели. Хотя не исключено, что они могут представить новую программу развития Киева и следовать ей. Идеологией клана можно считать умеренность в политике и практичность в бизнесе.

МНЕНИЕ.

 ДМИТРИЙ ВЫДРИН.
Директор Европейского института интеграции и развития

— По-моему, киевский клан зародился из идеи контроля финансовых потоков, которые пересекались в Киеве. Ее родоначальниками были Григорий Суркис и Виктор Медведчук, они создали матрицу, которую затем успешно использовал Александр Омельченко. Правда, он несколько модернизировал ее за счет установления контроля над использованием земельно-жилищных и арендных ресурсов Киева. В целом, любой клан имеет две цели: первая — деньги, а вторая — влияние. Ранний Омельченко вначале делал ставку на деньги и уже потом — на влияние. Сегодняшний Омельченко эти приоритеты поменял местами. Один из моих знакомых, бывший мэр, как-то сказал: "Для меня главное не руководить деньгами, а руководить людьми, у которых есть деньги". Мне кажется, что Омельченко в этом отношении очень преуспел. Сфера интересов киевского клана лежит во всем, что связано с Киевом, однако "киевляне" постепенно выходят за пределы столицы. После парламентских выборов влияние киевского клана может ослабнуть. "Молодые волки", скорее всего, попытаются побороться с "вожаком" за самые вкусные куски киевского пирога.

    Реклама на dsnews.ua