• USD 39
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Расисты и гомофобы. Почему европейцы упрекают украинцев в ненависти к русским

В Еврокомиссии изучили уровень ксенофобии в Украине и констатируют, что часть рекомендаций Совета Европы за последние шесть лет мы так и не выполнили. Нас похвалили за План действий по правам человека и Трудовой кодекс, но разнесли в пух и прах из-за ксенофобии и гомофобии
Реклама на dsnews.ua

В пятом отчете Еврокомисии против расизма и нетерпимости при Совете Европы тщательно проанализирована ситуация с преступлениями на почве ненависти в Украине с 2011 по 2017 гг. Тот, кому хватит терпения пролистать все 45 страниц обнародованного 19 сентября документа, без проблем убедится: европейцы уверены, что проблемы с расизмом, гомофобией, трансфобией в Украине не только не решены, но и местами обострились.

В то же время отчет нельзя назвать свидетельством сплошном зрады — европейцы честно признают прогресс в ряде областей. В первую очередь это закон о предупреждении борьбы с дискриминацией 2012 г., правда, без пунктов о гендерной идентичности и сексуальной ориентации. Вторым пунктом прогресса названа поправка к Трудовому кодексу, которая запрещает дискриминацию на рабочем месте по целому ряду признаков, включая гендер и ориентацию.

Плюсом называют и создание контактной службы по преступлениям на почве ненависти в Нацполиции, а также назначение специальных представителей в регионах для наблюдения за такими преступлениями. В то же время авторы доклада констатируют, что только 6% состава полиции в целом — это новые люди, тогда как в сфере уголовного производства по-прежнему работают "милиционеры". Кроме того, среди позитивных сдвигов — появление новой формы отчетности Нацполиции, которая стала включать в себя пункт о преступлениях на почве ненависти, а также плакатов в райотделах, поощряющих граждан сообщать о таких правонарушениях.

Позитивным шагом называют принятие Нацстратегии по правам человека в 2015 г. и Плана действий к ней: последний документ подробнейшим образом на 300 страницах расшифровывает планы Кабмина по улучшению ситуации с правами человека в стране. В Плане действий рассмотрено большинство уязвимых групп, включая ЛГБТ, причем предполагаемые изменения в законодательстве включают усыновление для трансгендерных лиц и партнерства для однополых пар.

Похвалили украинцев также за Стратегию защиты и интеграции ромов в Украине до 2020 г. (приняли в 2013 г.) и поддержку переселенцев. Кроме того, в докладе отмечены мэр Киева Виталий Кличко за осуждение насилия на марше равенства 2015-го и президент Петр Порошенко за высказывание о праве людей выходить на прайды.

На этом позитивные тенденции заканчиваются и начинается "кровавая каша". Ее, кстати, тоже вспомнили.

Реклама на dsnews.ua

Источник предрассудков — церковь 

Больше всего внимания в докладе, кроме беженцев и ромов, европейцы ожидаемо уделили правам ЛГБТ. Как отмечено в отчете, главными источниками распространения предрассудков и нетерпимости остаются украинские церкви. Кроме церкви, источниками гомофобной риторики в Украине являются политики, особенно националисты, которые оправдывают насилие желанием защитить Украину от "извращенцев". Негативным аспектом европейцы считают и то, что для защиты маршей равенства в 2015-м и 2016-м понадобилось более 6 тыс. полицейских.

ЕКРН также обвиняет в насилии на почве ненависти полицию и требует от властей принять меры для расследования таких нарушений. 

В комиссии напоминают, что на "радужной карте" Европы (отражает ситуацию с правами ЛГБТ) Украина заняла 44-е место, обогнав Монако, Россию, Армению, Турцию и Азербайджан. Среди причин — отсутствие мотивов гомофобии и трансфобии в ст. 161 Криминального кодекса (нарушение прав граждан на почве ненависти). Нет таких мотивов как отягчающих обстоятельств и в ряде других статей, включая статьи о насилии и убийстве. Что, в свою очередь, приводит к парадоксальным приговорам, когда мотив гомофобии стал "смягчающим" обстоятельством, — такой случай зафиксирован в 2015-м в Харькове. 

В отчете также отмечено, что в Украине не соблюдаются права трансгендерных людей, а дискриминация в отношении ЛГБТ-лиц имеет место практически во всех областях жизни —две трети населения Украины считает гомосексуальность отклонением. Каждый третий представитель ЛГБТ-сообщества заявляет о притеснениях на работе в связи с ориентацией или гендерной идентичностью, а каждый пятый — об унижениях и предвзятом отношении. При этом представители ЛГБТ-сообщества крайне редко подают в суд в связи с фактами дискриминации, считая такие судебные процессы заведомо проигрышными. За примерами далеко ходить не надо: дела по радикалам, избившим участников Марша равенства на Оболони в 2015-м, до судов так и не дошли, а нападение на том же марше на полицейского, который чуть не погиб, обошлось "спасителям от извращенцев" в два года условно. 

Ромы: стратегия для галочки

Хотя европейцы и хвалят стратегию защиты и интеграции ромов в Украине, они констатируют, что денег на ее реализацию нет. Самыми большими проблемами авторы доклада называют недостаток документов с идентификацией личности, проблемы у детей с доступом к образованию, высокий уровень издевательств в школе и на улице. Существуют также сложности (из-за отсутствия документов) с пособиями по социальному обеспечению, доступом к жилью и курсам украинского языка.

В докладе указывается, что 31% детей-ромов не ходят в школу, а более 60% ромов — не работают. У 24% нет образования вообще, 37% не имеют базового обязательного образования, а высшее есть только у 1%. Каждый третий опрошенный не владеет украинским языком, более 90% ромов бросают школу после 5–6 класса.

При этом в документе отмечено, что расистские высказывания в отношении ромов позволяют себе не только рядовые граждане, но и должностные лица. 

Иностранный контингент

Предвзятое отношение к ромам — не единственная проблема украинцев в спектре ксенофобии. Хотя уровень насилия в отношении евреев в Украине называют очень низким даже организации в защиту прав евреев, печальные случаи все же есть. Украинцам припомнили вандализм в отношении мемориала Холокоста в Бабьем Яру (шесть случаев в 2015 г.), надпись на синагоге в Черкассах "Убивать евреев" (2016 г.) и порчу венка, возложенного министром кабмина Израиля в память жертвам Холокоста.

Не всегда все хорошо и с терпимостью к иностранным студентам. К примеру, в июне 2015-го три десятка молодых людей в балаклавах напали на иностранных студентов в Харькове, ранив девятерых из них (шестеро попали в больницу). Однако, отмечено в докладе, украинские власти не придают таким нападения большого значения, поскольку случаются они редко.

Переселенцам перестают сочувствовать 

Несмотря на куда более лояльное отношение украинцев к переселенцам, у них также возникают проблемы. В первую очередь они сталкиваются с трудностями при регистрации места жительства, что опять же затрудняет доступ к услугам. Кроме того, сочувствие к переселенцам, которое превалировало в 2015-м, сейчас ослабло. Причем нападкам подвергаются преимущественно переселенцы из Донбасса, в то время как к крымским татарам относятся терпимее.

Наиболее существенными проблемами остаются жилье и работа. Согласно данным "Восток-СОС" только 7% временно перемещенных лиц живут в жилых помещениях, предоставленных государством. Еще 33% живут в домах родственников и друзей и 60% снимают жилье за свой счет. При этом мало кто из переселенцев обращается за помощью в трудоустройстве в официальные центры занятости. Впрочем, в комиссии наверняка не знают, что в нашей стране так делают не только переселенцы.

Беженцев обвинили в распространении болезней

Еще одной группой, в отношении которых в Украине нет однозначно толерантного отношения, называют беженцев. Как пример приводят случай в Яготине в марте 2016-го, когда представители экстремистских групп выступили против строительства нового жилого комплекса из-за того, что там планировали поселить иностранцев. При этом в прессе распространялась информация о том, что беженцы якобы являются рассадниками болезней.

В целом иммигранты сталкиваются с многочисленными проблемами в Украине. В первую очередь это регистрация места жительства, что порождает проблемы с доступом к образованию, медицине (им приходится платить даже за неотложку) и административным услугам. У них отсутствует доступ к госжилью, а вот уровень образования и знания языка (чаще — русского) высок в сравнении с ромами. В отличие снова-таки от ромов 80% иммигрантов работают, но только 40% работают на законных основаниях.

Не хватает у нас и центров для беженцев: общая численность существующих в Одессе и Закарпатье — 300 человек. Кроме того, беженцам нужны курсы украинского языка и помощь в трудоустройстве. 

Больше не братья

Не любят украинцы в последнее время и россиян: антироссийская риторика доминирует в политическом дискурсе. Причины такого положения вещей очевидны: аннексия Крыма и военные действия на востоке. Между тем авторы утверждают: все это усугубило конфликт между УПЦ МП и УПЦ КП, обострило религиозную и национальную нетерпимость и привело к преследованиям людей из-за "российской идентичности". В то же время, утверждается в докладе, исследования и опросы показывают, что этнические россияне и украинцы в целом смогли сохранить хорошие отношения.

Ненависть на ток-шоу

В документе отмечается, что зачастую полиция не реагирует на высказывания, разжигающие ненависть, и считает их незначительными инцидентами, а в СБУ и вовсе заявляют, что в Украине нет радикальных экстремистских групп. В разжигании ненависти обвиняют и СМИ — в 2016 г. было зафиксировано 28 таких случаев (в 2014 г. — 424). Но винят в этот раз не журналистов, а украинских депутатов. Именно они как завсегдатаи телешоу и интервью "лгут, манипулируют и оскорбляют своих оппонентов". 

Что делать 

Комиссия вынесла целый ряд новых рекомендаций Украине, выполнение которых обещает проконтролировать уже через два года. Среди них — четко криминализировать преступления на почве сексуальной ориентации и гендерной идентичности, предоставить право расследовать ситуации с преступлениями на почве ненависти парламентскому уполномоченному по правам человека, отменить судебные сборы для ромов, чтобы они смогли получать документы в том числе и через суды. Кроме того, комиссия рекомендует заняться сбором статистических данных о численности разных социальных групп, пересмотреть и обновить План действий по интеграции беженцев и лиц, нуждающихся в дополнительной защите, включая временных переселенцев из Донбасса и Крыма. Среди рекомендаций есть и подготовка учителей к работе с ЛГБТ-детьми и детьми из ЛГБТ-семей в школах.

Замкнутый круг

Впадать в беспросветное уныние от того, что европейцы указали Украине на целый ворох проблем, не стоит. Критические замечания комиссия делает и в отношении других, благополучных стран Европы, невзирая при этом на войны, кризисы и диверсии. 

Однако для Украины этот отчет — повод задуматься о реалиях жизни людей, которые подвергаются нападкам, травле, насилию или банальным оскорблениям. Ведь в нашей стране большинство попыток защитить свои права, даже не будучи представителем уязвимой группы, вызывает ассоциации с девятью кругами ада. Юристы, в свою очередь, разводят руками: украинцы не слишком охотно пишут заявления в суды, поскольку не доверяют судебной ветви власти. Что уж говорить о ромах или ЛГБТ — зачастую их заставляют забрать заявление или не указывать, что преступление совершено на почве ненависти. Так что у правозащитников, адвокатов и даже судей немного шансов "прокачаться" на делах в отношении уязвимых групп.

В итоге получается интересная картинка: власть говорит, что проблем с ксенофобией в стране нет, статистика показывает в сотни раз меньше преступлений на этой почве, чем в любой стране ЕС. Неправительственные организации пытаются опровергнуть заявления властей, собирая данные самостоятельно. И тут есть два но. Во-первых, ее собирают непрофессионалы, потому она не до конца релевантна. Во-вторых, неправительственным организациям зачастую не так уж и важны реальные цифры. Главное — создать плачевную картину, чтобы подстегнуть западных доноров продолжать выделять средства. После чего организации радостно схватятся за новые гранты и продолжат... собирать статистику.

А дальше начинается второй замкнутый круг. Неправительственные организации передают статистические данные европейским структурам. Там пишут отчет о том, как ужасно ведут себя украинцы. Власть разводит руками, делает удивленный вид и на всякий случай просит денег на решение проблемы. Организации собирают гранты — и у государства, и у доноров. Уязвимые группы так и не получают реальной помощи. Но могут прочитать отчет на 45 страницах о том, как у них все плохо. И подождать следующего.

Из  всего этого, как ни странно, есть оптимистичный выход: государство может само заняться как статистикой, так и нарушениями прав человека на основе принадлежности к определенной группе. Хотя для этого ряду наших политиков не помешает путешествие из каменного века в XXI.

    Реклама на dsnews.ua