• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Земля как Звезда Смерти. Зачем начали писать свод законов для космоса

Война в космосе - вовсе не такая фантастика, как может показаться на первый взгляд
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Реклама на dsnews.ua

Мы стоим на пороге космоса. Я понимаю, что за последние пятьдесят лет эта фраза несколько навязла в зубах - мы не столько стоим, сколько топчемся. Но кажется, что теперь все по-настоящему. Во всяком случае, ученые и эксперты сочли необходимым внести ясность в некоторые аспекты космических отношений. В первую очередь в нетривиальный вопрос о том, что можно и что нельзя в космическом военном конфликте.

Речь пока не идет о создании, собственно, космического кодекса или "космической конституции", как поспешили сообщить некоторые коллеги в связи с презентацией проекта The Woomera Manual. Ученые и эксперты из Австралии, США и Великобритании пока берутся сделать свод "космических" законов, существующих в национальных законодательных системах, и на его основе вывести унифицированный правовой документ, описывающий все существующие в данный момент нормы, касающиеся операций в космосе. Любых операций. В том числе военных.

"В том числе" - не оговорка. Именно военным операциям и ситуациям эксперты уделили особое внимание - как наиболее угрожающим. Так что The Woomera Manual - документ, который вряд ли даст вам представление о космическом трудовом или космическом семейном праве, зато может стать основой для потенциальной космической Гааги.

"Дело к войне" - еще одна фраза, навязшая в зубах. А если добавить "космической", то начинаешь невольно искать глазами приметную фигуру Дарта Вейдера. Но шутки в сторону - территория возможных военных конфликтов расширяется. И если на Земле худо-бедно можно рассмотреть, куда летит ракета и какая, то что именно висит над нашими головами на орбите и что оно там делает, - один Бог знает до конца.

Договор о космосе, составленный в 1967 г., разумеется, устарел. Собственно, "устарел" - немного не то слово. Он и был-то мертворожденным.

Понемногу нарушать его начали практически сразу после принятия. Коллеги вспоминали о нем недавно - на фоне громких заявлений Дональда Трампа о создании "космических войск" (первую "с" в слове "космических" не пропустила?). Но в полной мере актуальность Договор утратил еще в 80-х. С тех пор на орбиту было выведено немало разнообразных, в том числе секретных военных объектов - главным образом США и Китаем. А первый спутник в порядке эксперимента - вернее, военных испытаний - был сбит больше десяти лет тому.

На войне как на войне: спутники используются в наземных военных операциях, преимущественно для навигации беспилотников, сбора разведывательной информации, координации действий. Сбивать их не зазорно, так же, как сбивать их наземных "ведомых" - БПЛА.

Реклама на dsnews.ua

Впрочем, по поводу БПЛА уже тоже высказываются сомнения. В данное время их сбивают, не задумываясь, - это не расценивается как "офенс" и не является поводом для полномасштабного вооруженного ответа. Собственно, далеко не всегда можно точно определить, чей именно беспилотник летает у вас над головой, - может, его запустили участники кружка "Юный техник" из районного Дома пионеров. Вы так не думаете? А докажите!

Однако гонка вооружений в области искусственного интеллекта, управляющего беспилотниками, развернувшаяся между США и Китаем, в последнее время также стала темой горячего обсуждения - эксперты встревожены тем, что "умный" автономный беспилотник однажды может-таки принять какое-то слишком уж дерзкое решение, которое спровоцирует вооруженный ответ.

В общем, сфера высоких технологий ставит перед законодательной системой трудные задачи. И что усложняет их еще сильнее - все уже не ограничивается Землей.

Военные операции в космосе потенциально опасны для жителей Земли уже тем, что ее инфраструктура все больше зависит от расположения звезд над кишлаком - от системы спутниковой связи. Последствия информационного блэкаута в наше время могут оказаться ничуть не менее разрушительными, чем последствия блэкаута энергетического. Возможность атаковать инфраструктуру на орбите лежит на поверхности. И если на земле физическая атака на объекты гражданской инфраструктуры может оказаться поводом для военных действий, то кто и как будет расследовать и по какому праву судить за атаку на "гражданские" спутники на орбите?

Это только один из множества вопросов из области военного космического права. Возможно, космические супердержавы никогда и не станут заниматься планомерным отстрелом "гражданских" спутников.

Но повторюсь: мы стоим на пороге космоса. Это означает, что мы вот-вот доберемся до тех ресурсов, которые там есть. И займемся дележкой. А делать это мирно мы не умеем. Да и не хотим. Половина удовольствия от обладания ресурсами - драка за них.

В этой дележке примут участие самые разные стороны - и государства, и "частники". Когда они массово выйдут в космос - со своими лунными и марсианскими миссиями, базами для постройки больших кораблей в невесомости, разработкой астероидов, - кто сможет гарантировать, что, покинув пределы атмосферы, они не сочтут себя свободными от всех земных ограничений? Выход за границу ойкумены всегда действует пьяняще - хоть Дикий Запад возьмите с его неограниченными ресурсами, возможностями и манерами. Хоть Атлантический океан эпохи великих географических открытий. Хоть Калифорнию эпохи "золотой лихорадки". Космос может оказаться полным аналогом "неизведанного континента", который только ждет своих колонизаторов, пиратов, ковбоев, старателей и конкистадоров.

Поэтому пока потенциальные колонизаторы Марса и Луны раздумывают над тем, как успеть первым и застолбить пару самых жирных парсеков, обсуждают между собой, как делить будущий "пирог" и выступают с инициативами разной степени смелости, эксперты по праву раздумывают над тем, как удержать в узде тех "пионеров дележки", которые ввиду удаленности ближайшего полицейского участка могут позволить себе излишнюю свободу действий. То, что "дележка" будет осуществляться не при посредничестве кольта 45 калибра, а при посредничестве технологий, многие из которых пока не покинули стены лабораторий, ситуации не меняет. Вернее, меняет, конечно, - в сторону усложнения.

Впрочем, о разработке новой законодательной базы, как уже говорилось, речь пока не идет. Разработка - это на будущее. Пока же эксперты сводят воедино все те наработки, которые есть. The Woomera Manual на данном этапе - скорее справочник для "пользователей космоса", который сможет заполнить нишу до создания, собственно, международного космического кодекса. Характер справочника ему придает то, что определиться с санкциями за нарушение норм на данном этапе - затруднительно.

Война в космосе - вовсе не такая фантастика, как может показаться на первый взгляд фанату "Звездных войн". Она, конечно, будет выглядеть совершенно иначе, и космические станции не взрываются так, как это делает "Звезда Смерти". Но ее разрушительный потенциал также достаточно высок - хотя, опять-таки, не столь зрелищный. И, увы, единственная планета, находящаяся "на мушке" - Земля.

Любые "разборки" в ближнем космосе - частные или государственные - ставят под удар ее инфраструктуру и ее гражданское население. Поэтому любые попытки установить правила игры перед тем, как она по-настоящему началась, - разумная инициатива.

Но насколько она окажется эффективной? Не случится ли так, что законы, написанные по большей части с прицелом на туманное будущее, окажутся неприменимы на практике, когда будущее станет настоящим? И не окажется ли, что эти законы никого ни от чего не сдерживают, - пионеры на Диком Западе наверняка тоже имели представления о законах, но настоящим законом оказывался все же кольт. Что же, у нас есть все шансы узнать, изменилось ли что-то в человеке за последние пару сотен лет, - ведь мы стоим на пороге нового фронтира размером в бесконечность. Ни масштабов, ни последствий освоения которого представить пока не можем. Хотя возможности сойти с порога и начать свой путь у нас уже есть.

    Реклама на dsnews.ua