Приватизация без обязательств. Правительство готово отказаться от инвестиционных требований к покупателям крупных госкомпаний
Новая госпрограмма приватизации на 2007–2009 гг. должна прийти на смену аналогичному документу, срок "годности" которого истек еще в 2002 г. Однако из-за отсутствия более свежего норматива Фонд госимущества по-прежнему продает государственные активы по старым правилам. Одной из главных новаций данного документа стала ликвидация изрядно набившего оскомину понятия "промышленный инвестор", позволявшего с легкостью отсекать нежелательных претендентов на привлекательные госпредприятия при их продаже. Впрочем, у ФГИ останется возможность корректировать список участников приватизационного процесса, оперируя квалификационными условиями, которые могут выставляться к претендентам на покупку инвестиционно привлекательных компаний. Вместо требования к участиникам приватизационного конкурса в виде выпуска аналогичной продукции, добычи сырья для ее изготовления или управления подобным по профилю производством, Фонд может потребовать выполнения иных, более изощренных обязательств. На практике это может выглядеть так: в качестве квалификационного условия претенденту, например, на Комсомольское рудоуправление, заявку на покупку которого этой осенью подавал ММК им. Ильича соратника Валентины Петровны по соцпартии Владимира Бойко, могут вменить в обязанность производить в Ильичевском районе Мариуполя оцинкованный прокат в течение трех и более лет.
Среди других спорных новшеств документа заместитель главы специальной контрольной комиссии ВР по приватизации Александр Бондарь отмечает предусмотренную в нем возможность возвращать покупателю, у которого отобрали по решению суда пакет акций, меньшую сумму, чем он заплатил, если за этот пакет при повторной продаже не удастся выручить столько же денег. Нарекания эксперта вызвала норма, предполагающая продажу предприятий вместе с землей. "Должны быть внесены изменения и в другие законы, в которых не предусмотрено такого механизма продажи. В противном случае это может спровоцировать множество судебных исков о признании продажи недействительной", — считает г-н Бондарь.
Но самый большой простор для фантазий чиновников ФГИ дают прописанные в программе "приоритеты приватизации". По ним гособъекты будут продаваться либо для "улучшения структуры государственной собственности", либо "для выполнения фискальной функции" — наполнения бюджета. Вся прелесть закладываемых двойных стандартов заключается в том, что продажа предприятий, попавших по иронии судьбы в последнюю категорию, может осуществляться без каких-либо инвестиционных обязательств в расчете на то, что это поможет выручить за них побольше средств в бюджет. Уже сейчас можно смело прогнозировать, что такие стратегические объекты, как "Укртелеком" или Одесский припортовый завод, на которые давно зарятся немало отечественных и зарубежных инвесторов (на прошлой неделе депутаты согласились включить их в перечень объектов приватизации на будущий год), с легкой руки чиновников ФГИ или Кабмина могут уйти с молотка без каких-либо гарантий со стороны покупателя.
Справедливости ради надо сказать, что в документе есть и положительные моменты, на которые указывают эксперты. Среди них, прежде всего, стоит выделить предусмотренную авторами возможность продажи неликвидной госсобственности без оглашения начальной цены, если она соответствует следующим условиям: акционерное общество не осуществляет хозяйственной деятельности, размер пакета акций составляет менее 10% от уставного фонда, пакет акций не удалось продать другим способом. "Это удачная идея и выстрадана она самой практикой приватизации, когда ориентация только на дорогую продажу привела к тому, что у государства скопилось огромное количество недоприватизированных пакетов акций. На их администрирование и организацию неоднократных продаж Фонд госимущества вынужден постоянно расходовать дополнительные средства. Практика аукционных торгов без объявления цены хорошо отработана в мире, и ее не сложно будет перенести в Украину", — полагает директор Центра экономического развития Лидия Верховодова.
Впрочем, наблюдатели считают, что новая приватизационная программа может повторить судьбу своих многочисленных предшественников. Уже несколько лет кряду аналогичные проекты благополучно зарубались парламентом. Ведь в одном документе невозможно учесть приватизационные амбиции всех заинтересованных в процессе промышленников. К тому же после того как Верховная Рада на прошлой неделе зафиксировала список объектов, которые государство предложит из своих закромов к продаже в следующем году, острой нужды в регулирующих ее правилах теперь нет ни у оппозиции, ни у правящей коалиции.