Костя, не горюй! Дмитрий Фирташ стал единоличным хозяином "Ривнеазота"
В конце сентября стало известно о завершении процесса перехода целостного имущественного комплекса ОАО "Ривнеазот" в собственность кипрской компании Sternako Ventures. Таким образом, полный контроль над единственным в Западной Украине производителем минеральных удобрений оформил газовый магнат Дмитрий Фирташ, который до этого контролировал его совместно с группой "Финансы и Кредит" Константина Жеваго.
Процесс оформления целостного имущественного комплекса "Ривнеазота" в собственности кипрской оффшорной компании Sternako Ventures Limited, входящей в сферу влияния совладельца газового трейдера RosUkrEnergo AG Дмитрия Фирташа, стал завершающим этапом процедуры банкротства предприятия. Как сообщала "ДС", ее инициаторами в 1998 г. были структуры концерна "Правэкс" Леонида Черновецкого — киевские ООО "Брок-Синтез" и "Энергия-Синтез", предъявившие должнику требования на сумму порядка 70 млн грн. Усилиями предприятия-должника, затеявшего длительные судебные тяжбы с "Правэксом", в активную фазу банкротства "Ривнеазот" вошел только в 2004 г., когда была введена процедура распоряжения его имуществом. В тот момент государство в лице Фонда госимущества уже вышло из состава его акционеров, продав в конце 2003 г. 53,86% акций предприятия австрийской компании Raiffeisen Investments, действовавшей в интересах г-на Фирташа, за 49 млн грн. при стартовой цене 46,2 млн грн. В ноябре 2005 г. по решению суда была начата санация "Ривнеазота", а в июле 2006 г. принят план санации, предусматривавший отчуждение активов ОАО в пользу инвестора, который согласится взять на себя погашение долга предприятия перед его кредиторами на общую сумму порядка $100 млн.
Как стало известно "ДС", по решению кредиторов инвестором "Ривнеазота" была выбрана уже упомянутая компания Sternako Ventures г-на Фирташа. Этот вердикт трудно назвать неожиданным, поскольку на начало текущего года основная часть кредиторской задолженности "Ривнеазота" была сосредоточена в руках компаний, более чем дружественных Дмитрию Васильевичу. Речь идет о таких структурах, как OstChem Trading GmbH (Швейцария) и ACI Trading Limited (Кипр), входящих в химическое подразделение компании Group DF, а также упомянутой Raiffeisen Investment и предшественника RosUkrEnergo — венгерской Eural Trans Gas. В мае 2007 г. все эти кредиторы уступили свои требования к "Ривнеазоту" компании Sternako Ventures, которая также выкупила долги химпредприятия у сторонних кредиторов — ОАО "AES Ривнеэнерго" и структур "Правэкса" — "Брок-Синтез" и "Энергия-Синтез". Тогда же Sternako Ventures заключило договор поручительства с украинским газовым монополистом ЗАО "Укргаз-Энерго", опосредованной долей в котором через RosUkrEnergo также владеет г-н Фирташ, после чего суд принял решение о завершении процедуры санации "Ривнеазота".
Роль группы "Финансы и Кредит" Константина Жеваго, которая до последнего времени контролировала порядка 39% акций ОАО, в этом процессе не совсем ясна. Впрочем, источники, близкие к Константину Валентиновичу, подтверждают, что Дмитрий Фирташ получил над ривненским производителем минудобрений полный контроль. Скорее всего, г-н Жеваго добился от г-на Фирташа отступных за выход из бизнеса, который они с 2003 г. вели совместно, и полностью вышел из проекта. Что касается дальнейших перспектив завода с годовым оборотом $150 млн, то, судя по недавним заявлениям представителей Group DF, г-н Фирташ строит в отношении "Ривнеазота" долгосрочные планы. Как сообщала "ДС", в начале года появились сообщения о подготовке к продаже целостного имущественного комплекса завода, а киевская компания "Конкорд Капитал" даже готовила соответствующий аукцион. Однако в сентябре стало известно, что Group DF передумала избавляться от предприятия и будет развивать его параллельно с другими своими активами в химической отрасли — эстонским Nitrofert и украинскими "Крымским Титаном" и Крымским содовым заводом. С учетом неплохой ценовой конъюнктуры на основных рынках сбыта продукции "Ривнеазота" (цена тонны аммиачной селитры сейчас зашкаливает за $220, а тонны аммиака — превышает $280), это решение выглядит вполне логичным.