• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Черный лебедь для УПЦ. Почему Банковая прозевала народный бунт против московской церкви

Общественные ожидания уже сформированы. И если власть их не оправдывает — свое слово скажет улица

священник бьет военного
Реклама на dsnews.ua

Конфликты вокруг УПЦ, связанной с московским патриархатом, внезапно получили новый импульс. Против московской церкви поднялись жители Хмельницкого, их поддержали городской и областной советы. Затем их примеру последовали во Львове. А власть оказалась к этому совершенно не готова. Фактически она утратила инициативу и теперь вынуждена догонять события. Конечно, она может попытаться их затормозить — но тогда ей придется выступить в защиту московской церкви, а это будет еще хуже для имиджа.

Революция снизу

Триггером для восстания против УПЦ на Хмельнитчине стал инцидент, случившийся 2 апреля в Свято-Покровском кафедральном соборе УПЦ в Хмельницком. Депутат облсовета Виктор Бурлык опубликовал видео, как священнослужитель толкает и бьет ногой военного. Депутат подчеркнул, что пострадавший Артур Ананьев с начала полномасштабной войны пошел на фронт добровольцем, а сейчас, когда вся страна наблюдает за ситуацией в Киево-Печерской лавре, он пришел в церковь спросить: "Сколько людей еще должно погибнуть, чтобы вы перестали ходить в московский патриархат?"

В тот же день члены церковной общины провели собрание, где проголосовали за перерегистрацию собора в ПЦУ. Митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний передал ключи от храма ревизионной комиссии, избранной на собрании. 3 апреля в комментарии ТСН он заявил, что осуждает священника, который побил военного. "Конечно, осуждаю, я готов его убить сам. Он подвел нас всех", — сказал митрополит и сообщил о желании перейти в ПЦУ. В тот же день синод УПЦ в онлайн-режиме освободил Антония от управления Хмельницкой епархией (по его просьбе) и назначил на его место архиепископа Барышевского (Киевская область) Виктора.

4 апреля состоялась внеочередная сессия Хмельницкого горсовета. Депутаты прекратили право пользования земельными участками на территории города и Хмельницкого района для всех структур УПЦ: помимо кафедрального собора, это еще восемь храмов, монастырь и два здания управления епархии.

В тот же день на внеочередную сессию собрался Хмельницкий облсовет. Он запретил деятельность УПЦ на территории области и предложил президенту Украины определить законопроект №8221 "Об обеспечении укрепления национальной безопасности в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций" как неотложный для его внеочередного рассмотрения Верховной Радой Украины.

Кроме того, облсовет рекомендовал органам местного самоуправления провести инвентаризацию земельных участков, находящихся в пользовании УПЦ, и принять решения о прекращении права пользования. Также депутаты приняли обращение к Кабинету министров Украины о прекращении договоров аренды с религиозными организациями, не выполняющими требования законов Украины.

Реклама на dsnews.ua

В Хмельницкой области действуют три епархии УПЦ: Хмельницкая, Каменец-Подольская и Шепетовская. В тот же день депутаты Каменец-Подольского горсовета проголосовали за 19 решений о прекращении пользования земельными участками московской церковью и одно — об отмене аренды. Также они приняли три обращения: о выходе Каменец-Подольской епархии УПЦ из состава РПЦ; о запрете московского патриархата на территории Украины; о прекращении договоров аренды или пользования УПЦ церковными сооружениями, находящимися в государственной собственности.

Восстание против УПЦ затронуло и Шепетовскую епархию. В тот же день, 4 апреля, община церкви Святого Николая в Городище Шепетовского района проголосовала за переход в ПЦУ.

С Хмельнитчины восстание перекинулось во Львов. Там функцию кафедрального собора УПЦ выполняла церковь святого великомученика Георгия на улице Тараса Бобанича. 5 апреля община церкви на собрании проголосовала за переход в ПЦУ. Теперь это храм Юрия Победителя, сообщил заместитель главы облсовета Юрий Холод. По информации мэра Львова Андрея Садового, УПЦ лишится и других объектов в городе: самострой (т.н. Свято-Владимирскую церковь) в Сиховском районе демонтируют, а земельный участок передадут ПЦУ; помещения УПЦ на улице Пекарской будут приняты на баланс города. "Здесь будем развивать систему реабилитации. Инициатива важна, богоугодная, поэтому, думаю, никто не будет против", — анонсировал мэр.

Идея об избавлении от УПЦ нашла поддержку также в городе Вараше, где расположена Ровенская АЭС. 4 апреля депутаты горсовета на внеочередной сессии поддержали идею перехода в ПЦУ общины Спасо-Преображенского собора и обратились к прихожанам и священнослужителям УПЦ с призывом "отвергнуть все недоразумения, объединить наши силы и принять ответственное и историческое решение об окончательном уходе от русской православной церкви для скорейшего объединения украинского православия в единую поместную Православную церковь Украины".

Искры для пожара

Можно ожидать новых подобных решений в других городах и церковных общинах. И всюду могут быть свои поводы. Такие искры, как в Хмельницком, могут вспыхнуть в любой церкви УПЦ.

О том, что ситуация вокруг УПЦ становится все более взрывоопасной, известно давно. С одной стороны, регулярно поступают сообщения о том, как в церквях УПЦ отказываются отпевать погибших украинских воинов. И о проповедях священников УПЦ с антиукраинскими и пророссийскими намеками. И о пропаганде "русского мира" под видом церковной литературы.

С другой стороны, возвращаются домой раненые воины, с особенно острыми чувствами ко всему, что ассоциируется с "русским миром". Такие же чувства могут быть у родственников погибших.

Еще один ингредиент — это пафосные обещания власти, которые оказались невыполненными. 1 декабря Владимир Зеленский выступил с видеообращением, в котором рассказал украинцам о рассмотрении на заседании СНБО "многочисленных фактов связей отдельных религиозных кругов в Украине с государством-агрессором". Принятыми решениями, пообещал Зеленский, "мы гарантируем Украине духовную независимость". Если бы те решения были воплощены в жизнь, то УПЦ в ее нынешнем виде уже не существовала бы.

Однако она существует, а ожидания жестких действий от власти оказались напрасными. Еще 19 января Кабмин внес в парламент законопроект №8371 "О внесении изменений в некоторые законы Украины о деятельности в Украине религиозных организаций". Суть его в том, что в Украине не допускается деятельность религиозных организаций, аффилированных с РПЦ. И законопроект дает четкий алгоритм дальнейших действий органов власти для прекращения деятельности УПЦ и ее структур. Но ни этот проект, ни любой другой на ту же тему до сих пор не принят. И чем дольше этот процесс тормозится, тем сильнее подозрения, что власть только торгуется с Онуфрием, но не собиралась запрещать УПЦ по-настоящему.

Однако общественные ожидания уже сформированы. И если власть их не оправдывает — то начинает говорить улица. Военное положение тут не помеха — все происходит в рамках собраний церковных общин и заседаний органов местного самоуправления.

То есть пошла революция снизу, и Банковая уже не драйвер процесса, а догоняет события. Еще один плохой для Банковой момент: активисты и местные депутаты, требуя скорейшего запрета УПЦ, настаивают на принятии не проекта №8371, предложенного Кабмином, а более радикального законопроекта №8221, который внесли еще 23 ноября 34 нардепа во главе с Николаем Княжицким. В частности, именно об этом проекте говорит в своем обращении к президенту Хмельницкий облсовет.

Если бы власть в самом деле хотела запретить УПЦ, она бы давно это сделала. Но вместо этого она придумала сложную схему, как приструнить УПЦ, начала играться в игры. И доигралась до того, что оказалась в неудобном положении. Борьбу с УПЦ возглавили местные советы и общественные организации, которые выступают с призывами и требованиями к президенту и парламенту. И теперь, если Верховная Рада наконец примет какой-то законопроект, это уже будет выглядеть как уступка требованиям улицы, а не собственная инициатива. С точки зрения рейтинга власти эффект будет практически нулевым. Впрочем, если власть сейчас попытается загнать джина обратно в бутылку и встанет на защиту УПЦ от радикальных решений местных советов — эффект будет еще хуже. Банковая подняла волну, но не сумела ее оседлать, а теперь не знает, что делать с последствиями.

    Реклама на dsnews.ua