• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Продавцы "гарантий безопасности". Защитят ли Украину соглашения о сотрудничестве

Соглашения — прекрасные документы, за которые мы должны быть благодарны западным друзьям, как и за любую помощь. Но опасно видеть в них то, чего нет

Владимир Зленский и  Олаф Шольц
Реклама на dsnews.ua

Иллюзии забавны, когда их просто наблюдаешь. Но они опасны, когда на их основе строятся планы и принимаются решения. Перед такой иллюзией оказалось украинское общество, слыша о двусторонних соглашениях, подписываемых в рамках Вильнюсской декларации. Первое такое соглашение было подписано с Великобританией 12 января, еще два — с Германией и Францией 16 февраля. Ожидаются аналогичные соглашения с США и рядом других стран.

Предполагать, что эти соглашения содержат какие-то "гарантии безопасности", — значит обманываться иллюзией. Никаких гарантий там нет и заведомо не могло быть.

Эта иллюзия опасна потому, что может породить ложные надежды. Самый опасный сценарий: украинское общество, измученное войной, захочет мира с Россией, надеясь, что после этого кошмар окончится, "ведь у нас есть гарантии безопасности". Нет, это будет мир без гарантий.

Прямая речь Зеленского и Ермака

Нередко иллюзии создаются журналистами в попытках заманить читателей громкими заголовками. Но в данном случае ситуация более серьезна. Приведем цитаты из публичных заявлений Владимира Зеленского и руководителя его офиса Андрея Ермака за последнюю неделю.

Как видим, термин "гарантии безопасности" прочно вошел в риторику первых лиц государства. Более того, он вошел даже в названия официальных должностей. Заместитель главнокомандующего ВСУ Евгений Мойсюк, уволенный после отставки Валерия Залужного, указом Зеленского назначен Специальным уполномоченным Президента Украины по вопросам реализации международных гарантий безопасности и развития сил обороны Украины. Как тут не поверить, что эти гарантии нам кто-то дает. Но на самом деле нет.

Реклама на dsnews.ua

Рождение иллюзии

Кратко напомним происхождение этой иллюзии. 12 июля прошлого года на саммите НАТО в Вильнюсе лидеры стран G7 подписали Совместную декларацию о поддержке Украины. "В этой декларации мы сохранили один очень важный момент — то, что в ней написано, что это гарантии безопасности на пути Украины в НАТО", — заявил Зеленский по итогам визита в Вильнюс. Но в подписанной декларации слов "гарантии безопасности" нет.

Позже к подписантам присоединились еще 25 стран. В декларации говорится, что за ней последуют двусторонние обязательства и договоренности. И действительно, ровно через полгода, 12 января, Украина подписала Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности с Великобританией, 16 февраля — Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности и долгосрочной поддержке с Германией, а также Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности с Францией. В этих документах тоже нет слов "гарантии безопасности".

Военные обязательства Украины

Из подписанных документов можно увидеть, что Великобритания и Франция имеют свой прагматичный интерес в том, чтобы Украина стала членом НАТО. А Германия относится к нашим евроатлантическим перспективам равнодушно.

Во всех трех соглашениях указан срок действия — 10 лет с возможностью пролонгации по взаимному желанию сторон. В соглашении с Великобританией записано, что "участники намерены сохранить силу этого Соглашения на время, пока Украина будет проходить свой путь к членству в евроатлантическом сообществе". В соглашении с Францией формулировка почти та же, но с очень важной правкой: слово "проходить" заменено на "продолжать": "Участники намерены оставлять это Соглашение в силе, пока Украина будет продолжать свой путь к будущему членству в Евроатлантическом сообществе". А если Украина перестанет продолжать идти в НАТО — адью. В соглашении с Германией нет и этого, там записано лишь, что оно "не препятствует пути Украины к будущему членству в Евроатлантическом сообществе".

В соглашении с Великобританией говорится, что оба участника "будут стремиться обеспечить, чтобы военные возможности Украины были на таком уровне, чтобы в случае внешней военной агрессии против Соединенного Королевства Украина была способна оказать эффективную военную помощь". То есть соглашение имеет целью обеспечить способность Киева оказать военную помощь Лондону.

Аналогично в соглашении с Францией сказано, что оба участника "стремятся, чтобы военный потенциал Украины был на таком уровне, который гарантирует в случае внешней военной агрессии против Франции способность Украины оказать эффективную военную помощь". То есть соглашение имеет целью гарантировать способность Киева оказать военную помощь Парижу.

А в соглашении с Германией о возможной военной помощи Киева Берлину не говорится.

Два сценария ближайших десяти лет

Вильнюсская декларация и подписанные в этом году двусторонние соглашения содержат два вида обязательств западных партнеров: 1) на время, пока продолжается нынешняя российская агрессия против Украины; 2) на случай новой агрессии. При этом, очевидно, подразумевается, что между нынешней и новой агрессией должен быть какой-то перерыв.

Перерыв, очевидно, должен быть зафиксирован в каком-то документе. Это может быть или соглашение о перемирии, или мирный договор.

Понятно, что, пока идут активные боевые действия, никакая страна НАТО не пошлет свои войска нам на помощь. А если Киев и Москва подпишут перемирие или мир и затем Москва по своей традиции вероломно его нарушит? Будет то же самое: никто не пошлет свои войска нам на помощь.

"В случае будущего вооруженного нападения со стороны России мы намерены немедленно провести консультации с Украиной для определения соответствующих дальнейших шагов. Мы намерены, — пообещала Вильнюсская декларация, — оказать Украине скорую и постоянную помощь в сфере безопасности, современную военную технику на суше, море и в воздухе, а также экономическую помощь, наложить на Россию экономические и другие расходы, а также консультироваться с Украиной по поводу ее потребностей при осуществлении ею права на самооборону". Аналогичные формулировки записаны и в соглашениях с Великобританией, Германией и Францией, только там вместо обещания "немедленно провести консультации" записано "в течение 24 часов".

Конечно, можно называть эти обязательства "гарантиями безопасности", но это не превратит их в гарантии.

Кроме того, нужно учитывать еще одно обстоятельство: западная готовность поддерживать нас не вечна. И если мы сейчас сами дадим нашим западным друзьям повод вздохнуть с облегчением — мол, украинцы уже согласны договориться с россиянами, — то в следующей войне мы рискуем оказаться без помощи.

А как же "гарантии безопасности"? Это просто добровольные обещания, подписанные лидерами государств. Эти документы не имеют статуса международных договоров и потому не подлежат ратификации парламентами. В январе 2025 года должны пройти очередные парламентские выборы в Великобритании, в конце лета или осенью 2025 года — в Германии, затем в апреле 2027 года — президентские выборы во Франции. Мы не имеем никакой гарантии, что победители этих выборов не будут смотреть на соглашения с Киевом как на пустую бумажку.

И превратить их в пустую бумажку будет очень легко. Во всех трех соглашениях записано, что они могут быть прекращены любым участником путем направления письменного уведомления другому участнику. Действие соглашения прекращается через шесть месяцев со дня получения такого уведомления.

Реальность вместо иллюзий

Итак, что мы имеем в итоге. Вильнюсская декларация и подписанные вслед за ней двусторонние соглашения — это прекрасные документы, за которые мы должны быть благодарны западным друзьям, как и за любую помощь. Однако опасно обманываться иллюзией, будто это гарантии безопасности. Эти документы не называются гарантиями безопасности и не содержат гарантий безопасности.

Гарантий безопасности в современном мире вообще никто никому не дает, их даже Израиль с Тайванем не имеют. Можно было бы назвать гарантиями безопасности статью 5 Североатлантического договора, но она на практике ни разу не применялась, и возможность ее применения вызывает сомнения в силу ряда причин (не только из-за угроз Трампа).

Двусторонние соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности — это промежуточный этап на пути к членству в НАТО, но это ни в коем случае не заменитель гарантий НАТО, пока мы не вступили в Альянс. А главное, никто не гарантирует нам членства в НАТО, пока мы не освободим всю свою территорию и не принудим Россию к миру на своих условиях.

    Реклама на dsnews.ua