• USD 41
  • EUR 45.6
  • GBP 54
Спецпроекты

Отходы — в доходы

Реклама на dsnews.ua
Как разбогатеть в кризис? Избавиться от хлама или, наоборот, вдохнуть в старые вещи новую жизнь.
Как разбогатеть в кризис? Избавиться от хлама или, наоборот, вдохнуть в старые вещи новую жизнь.

В западноевропейских странах объявили о начале выхода из рецессии. В Украине пока что полная неопределенность: то ищем "дно", то поти­хоньку всплываем. А посему наши сограждане по-прежнему изобретают способы остаться на плаву. В связи с чем стали возрождаться и множиться всевозможные комиссионные магазины — одежды, обуви, бытовой техники, ювелирных изделий, детских товаров и просто интересных вещей. По этим же причинам растет привлекательность рынка проката и спрос на всевозможные курсы по переделке старых вещей. "Украинцы будут руководствоваться принципами жесткой экономии еще как минимум год, — убеждена Нина Рохманюк, директор по стратегическому планированию "Бюро маркетинговых технологий". — Так что предприятия, которые позволяют с выгодой расстаться с ненужными вещами или приобрести что-то дешево, в этот период будут востребованы".

До и после
Бизнес по переработке отходов и производству из вторсырья — один из самых прибыльных во всем мире. А потому привлекает крупных акул. Однако и малые, и средние предприниматели могут найти здесь свою незанятую нишу. В странах с развитой экономикой "зеленые" предприниматели в поисках бизнес-идей иногда приходят к самым неожиданным решениям. К примеру, американец Кристофер Гудвин додумался в прямом смысле слова продавать мусор. В конце 2005 г. он изобрел трэшболл — вендинговый автомат, продающий прозрачные пластиковые шарики с мусором. Контент мистер Гудвин отбирает собственноручно, руководствуясь при этом одним требованием: мусор должен быть интересным. К примеру, страница из школьного дневника, телеграмма о рождении сына, африканская почтовая марка или полароидный снимок 1970-х. Доход от мусорного вендинга невелик: в год Гудвину удается продать 1 тыс. капсул, каждая из которых стоит 25 центов. В Украине вряд ли такая мусорная экзотика будет востребована, полагают эксперты, опрошенные "ВД". Они рекомендуют продавать не собственно мусор, а трансформировать его в новые вещи.

Украинская предпринимательница Татьяна Богачук основала свой бизнес тоже на отходах, выбрав в качестве сырья тканевые остатки. Она освоила печворк (шитье из лоскутков) еще в 1999 г. (подробнее — см. "Порвать рынок", "ВД" №17, 2007 г.). "В течение десяти лет печворк для меня был всего лишь прибыльным хобби, — вспоминает она. — Но в прошлом году спрос на лоскутные изделия возрос в разы, меня просто завалили заказами. Поэтому летом 2008 г., как раз в преддверии кризиса, я рискнула оставить основную работу (разработка и дизайн рекламы) и полностью переключиться на лоскутное шитье". Чутье бизнес-леди не подвело.

Преимущество мастеров-переделкиных в том, что можно работать на дому, а свои изделия продавать через интернет. Хотя реальный шоу-рум, бесспорно, делает свое дело. "Именно поэтому не менее половины клиентов мастерских, при которых работает шоу-рум или магазин, довольно быстро переходят в разряд постоянных, — рассказывает Людмила Андреева, координатор одной из столичных мастерских печворка. — Они запросто могут прийти, посмотреть, пощупать понравившуюся вещь, выпить чаю, поболтать". По словам г-жи Андреевой, кризис на продажах не отразился: спрос на лоскутное шитье в Украине стабилен, о чем свидетельствуют ежедневные покупки, средний чек которых составляет 1,5-2 тыс. грн. Это подтверждает и Татьяна Богачук. Печворку не страшны ни сезонность, ни экономические перипетии.

Переделка старых вещей может быть как самостоятельным бизнесом, так и дополнительным источником дохода. Российская компания 3-Color, специализирующаяся на продаже материалов для художников, архитекторов и дизайнеров, помимо всевозможных курсов по оформлению или переделке старых вещей, предлагает услугу "Масте­рская напрокат". Суть ее как раз и состоит в разовой переделке. Человек приходит со своей задумкой. В мастерской ему за небольшую плату (сумма, эквивалентная 70-110 грн.) предоставляют материалы, оборудование и консультацию художника. Естественно, популярность услуги в разы превышает спрос на полноценное обучение какой-то одной технике оформления (600-1200 грн. за курс). Украинские коллеги из компании "Азур" уверяют, что, в принципе, тоже не прочь предоставить подобную услугу и провести персональный мастер-класс по оформлению одной вещицы за плату в 150 грн. и выше.

Попользовался — отдай другому
Комиссионные магазины и пункты проката вещей — одни из наиболее быстрорастущих ниш кризисного периода. Здесь можно поживиться всем, что душа пожелает — от детских погремушек до туристического снаряжения. И, полагает Нина Рохманюк, развитию подобных предприятий будет способствовать экономическая ситуация в стране.

Реклама на dsnews.ua

Только в столице за кризисный 2009 год открылось до 20 комиссионных магазинов (ранее на всю столицу их было не более пяти) и примерно такое же количество пунктов проката. Причем ассортимент товаров последних расширился: к традиционной аренде туристического снаряжения, электроинструментов и велосипедов добавились бытовая техника, медицинское оборудование (в том числе инвалидные коляски и костыли), дизельные электрогенераторы, мебель, детские вещи, бильярдные столы, украшения и даже красная дорожка с оградительными стойками. Идею аренды начали активнее промоутировать кейтеринговые компании, предлагающие всем желающим временно попользоваться посудой, чехлами для стульев, декорациями.

Примечательно, что владельцы "комиссионок" не считают своими конкурентами точки, торгующие second hand, а также электронные доски объявлений. Первые не принимают пожитки украинцев а вторые — не избавляют, в отличие от "комиссионок", владельцев б/у товара от хлопотного общения с потенциальными покупателями. Поэтому даже активные интернет-пользователи нередко становятся клиентами обычных "комиссионок". Так, по словам, Алины Журбиной, директора магазина "Світ цікавих речей", не менее половины посетителей торговой точки узнают о ней благодаря сайту, а также информации, размещенной в социальной сети "Контакт". Кроме того, к важным преимуществам "комиссионок" Алина Журбина относит еще и возможность избирательного подхода к подбору ассортимента.

В среднем подержанная вещь сбывается не более чем за полцены. При этом наценка магазина составляет не более 30%. Сергей Егорочкин, менеджер комиссионного магазина бытовой техники "ЧП Воробьев", эксперт по реализации подержанных вещей с десятилетним стажем, наиболее перспективным форматом развития этого бизнеса находит объединение под одной крышей "комиссионки" и сервисного центра — своего рода дом быта. Такой подход, по мнению г-на Егорочкина, позволяет посетителям получить комплекс услуг. И, полагает эксперт, в ближайшие год-два он будет активно развиваться.

Главное преимущество комиссионного магазина — небольшие стартовые капиталовложения. Не нужно тратиться на закупку товара. На старте предпринимателю понадобится до 15 тыс. грн., которые окупаются уже через шесть-семь месяцев работы. Для открытия комиссионного магазина нужно получить свидетельство физического лица — предпринимателя по торговле одеждой и обувью, бытовой техникой или любым другим товаром по комиссионной торговле, заказать печать (около 200 грн.) и снять помещение нежилого фонда на первом этаже площадью от 40 кв. м (около 5 тыс. грн./мес.). Благо, в связи с кризисом нужные площади выбрать есть из чего.

Оборудование можно закупить новое (по­требуется 7-10 тыс. грн.), бывшее в употреблении (до 4 тыс. грн.) или принять в подарок обычную домашнюю меблировку и приспособить ее для выкладки товара. К счастью, концепция магазина это приемлет, да и желающих распрощаться (пусть даже даром) со старой мебелью хватает.

Бюджетный вариант рекламы — наиболее предпочтительный вид продвижения среди игроков рынка. Как правило, предприниматели не готовы к большим затратам, поэтому заявляют о себе в бесплатных рекламных изданиях и в интернете. Наталья Исупова, хозяйка "комиссионки" GoodBuyFashion, в первые месяцы после открытия дарила клиентам по баночке варенья, на которой вместо этикетки наклеила название своего магазина. Спустя месяц-два уже вовсю работало "сарафанное радио". Леся Садовая, владелица комиссионного магазина детских вещей "Совенок", убеждена, что реклама из уст в уста все-таки дает наибольший эффект. "В свое время я разместила свои реквизиты на квитанциях по уплате за телефон от "Укртелекома", потратив на это колоссальную сумму, — вспоминает она. — В результате было ровно пять звонков". Собственный сайт с виртуальными витринами, по мнению экспертов, позволит увеличить число покупателей еще на 15-20%.

Основная ошибка начинающих комиссионщиков, рассказывают бывалые, состоит в неразборчивости: они берут все и у всех подряд. Чтобы магазин был рентабельным, нужно определиться со спецификой товара. Это может быть только дизайнерская одежда прошлых коллекций ("Хорошо незабытое старое", "ВД" №35 с. г.), бытовая техника, детские товары, туристическое снаряжение, мебель, ювелирные украшения. Прибыль, которая достается магазину, обычно составляет 30-50% от цены.

Бюджетный вариант start-up компании по прокату вещей опять-таки лучше строить на базе "комиссионки", поскольку на закупку новых вещей потребуется колоссальная сумма. Именно так и поступила г-жа Садовая, открыв при магазине детских вещей пункт проката и комиссионный магазин. А вот Сергей При­былев, учредитель компании "Фарватер", запустил прокат детских вещей, посуды и бытовой техники, чтобы подогреть интерес к базовым товарным позициям — электроинструментам. Говорит, что сработало…

Сделать бизнес на ненужных вещах можно. И, пожалуй, кризис — самая благоприятная пора для этого. Шить хозяйственные сумки из рекламных баннеров, сшивать лоскутки или сдавать в аренду свои вещи — решать вам.

    Реклама на dsnews.ua