В ЧИСТОМ ПОЛЕ — ГОРОДА
Города, с их многовековой историей и избыточной плотностью заселения, отравленной экологией и т.п., надоели настолько, что хочется сбежать в степь, в горы, в пустыню — на простор, на воздух, под чистое небо. Но при этом захватить с собой весь современный быт, место работы, условия отдыха с развлечениями, возможность быстро и удобно передвигаться, всю хайтековскую начинку существования… Короче — все, что так достало, но без чего немыслимо жить. По сути, хочется технополиса, но идеального. Амбициозные идеи создавать такие города с чистого листа — не новость. Бразилиа, возведенная за три года в дремучих зарослях тропических лесов, стала прецедентом. И с тех пор архитекторы предлагают фантастические проекты больших городов практически везде — в чистом поле, на пустошах, в джунглях, на болотах или на отвоеванных у моря островах. Эти города можно возводить быстро и относительно просто. И хотя это весьма дорого, однако престижно. Ведь от современного общества на воплощение подобных мечтаний заказы поступают беспрерывно.
"Все такси должны быть темно-серыми DKW (Deutsche Craft Wagen) от Audi, лучше всего четырехдверными. По поводу автобусов мы уже определились, но униформа водителей обязательно должна быть темно-серая. Форма кепок — на ваш выбор". Такие проработанные до мельчайших деталей инструкции давал архитектор Лусиу Кошта при разработке плана строительства Бразилиа — одноименной столицы самой большой страны Южной Америки. Проектировали ее как суперсовременный город будущего. В 1960-х он был синтезом конструктивизма и модернизма — свободная планировка, максимум функциональности. И, конечно, писк того времени — железобетон. Тогда считалось, что бессистемное развитие города ведет к хаосу, и только тщательное проектирование могло обеспечить появление идеального населенного пункта с идеальным сообществом.
Общую конфигурацию города, которую нередко сравнивают с формой самолета или луком и стрелой, Лусиу Кошта разработал по передовым представлениям своего времени. Разбил город по двум перекрещивающимся главным улицам. Через правительственные и деловые кварталы проходит дугообразная городская магистраль. Ее пересекает прямая, как стрела, главная улица, вдоль которой расположены все важнейшие здания официальных учреждений, проекты большинства из них выполнены знаменитым бразильским дизайнером Оскаром Нимейером. В летящей к будущему Бразилиа соблюли и другие требования конструктивистов: жилые дома поместили в зеленую зону, промышленность вынесли за черту города, а пространства для транспорта и для пешеходов четко разделили — чтобы они нигде не пересекались.
Зачем? Ответ на этот приземляющий любой порыв творчества и фантазии вопрос был дан исчерпывающий: экономическая и демографическая целесообразность. Густо заселенное побережье и пустынный центр страны надо было уравновесить. Получилось. И внешне — архитектура Бразилиа привлекает своей ярко выраженной художественностью. И внутренне — сегодня столица развивается, насчитывая уже полтора миллиона жителей против плановых 800 тысяч. Вокруг возводятся города-спутники, разрастается сеть дорог. Жизнеспособность концептуальной футуристической столицы доказало время. Но глобальный замысел — избежать неудобств и проблем старых перенаселенных столиц: скученности, транспортных неурядиц, нищих и криминогенных окраин — до конца осуществить не удалось. Некоторые кварталы бразильской столицы до сих пор не достроены, а в пригородах буйным цветом разрослись латиноамериканские трущобы.
Полвека спустя в ответ на тот же вопрос "зачем?" дизайнеры городов будущего добавили еще один важнейший аргумент — экология. Чистота среды проживания выбилась в первый ряд неизменных требований к городским проектным планам — наряду с высокими технологиями, футуристическим дизайном и новомодными стройматериалами. Именно приставка "эко" оказалась первым требованием заказчика при постройке города Дунтань в Китае. Он появится на острове Чунмин недалеко от Шанхая к открытию всемирной выставки World Expo-2010. Тогда-то многочисленные гости Поднебесной увидят не только авангардные архитектурные формы и самую передовую технику, но и электростанции с нулевыми выбросами парниковых газов, инновационную систему водоснабжения, минимум транспорта и максимум зеленых насаждений. В общем, воплощение всех современных "зеленых" тенденций.
Кстати, "зеленые" технологии стали самой большой статьей бюджетных трат. Заказ на эко-чудо поступил от китайской корпорации Shanghai Industrial Investment Corporation (SIIC), заявившей о готовности потратить на проект Дунтань миллиарды долларов. Только до 2008 г. в строительство вложат $1,5 млрд. Новаторские формы построек, ландшафтный дизайн и футуристическая архитектура послужат завлекающей оберткой для идейно правильных, но скучноватых экологических принципов организации жизни города. Проектный эко-план Дунтаня напоминает список требований группы радикальных защитников окружающей среды: выработка 100% электроэнергии из возобновляемых источников, применение многооборотных систем очистки, утилизация 99% отходов, озеленение 100% крыш, передвижение только на электромобилях и автомобилях на водородном двигателе. Город составят из трех "деревень", соединенных велосипедными дорожками, пешеходными линиями, водными такси и автобусами с водородным двигателем. В дальнейшем деревни, расширяясь, соединятся в город. По замыслу архитекторов, от дома до работы жителей города будущего будет отделять расстояние в 7-10 минут ходьбы.
В этом проекте многое поставлено на карту — не только для рискнувших вложить огромные суммы в воплощение идеи, но и для всего Китая, руководство которого подсчитало: в ближайшие 20 лет придется построить 400 новых городов для более чем трехсот миллионов китайцев. В случае успеха Дунтаня по его образу и подобию КНР возьмется возводить новые города. Оптимизма, что так оно и случится, у китайцев куда больше, чем в середине прошлого века было у бразильцев, весьма скептически созерцавших строительство Бразилиа и с боем переезжавших в новую столицу.
Не сомневаются в жизнеспособности нового мегаполиса и власти Южной Кореи. Ведь проект Нью-Сондо — это нечто большее, чем просто удобное и экологически чистое место для расселения людей. Это будет первый в мире город, спроектированный как международный огромный бизнес-центр, напичканный электроникой и прочими "умными" технологиями. Нью-Сондо назван самой масштабной стройкой в сфере недвижимости на планете: на площади почти в 6 кв. км все возводится с нуля, а проектная стоимость работ — $25 млрд.
Изюминкой Нью-Сондо с полумиллионным населением станет огромный компьютер, который… и будет представлять собою город. Чипы RFID, беспроводные сети и другие всевозможные цифровые технологии объединят в гигантский единый комплекс. Корейцы на себе проверят, что значит жить в будущем сегодня. Все учреждения и здания — от правительственных до жилых, — вся инфраструктура будут иметь общую базу данных и смогут активно общаться между собой. Скажем, "чувствительный" пол "вызовет" скорую помощь, если хозяин потеряет сознание, а домашние телефоны сообщат и доставят любую необходимую информацию — от рецептов до счетов.
Власти Южной Кореи намереваются объявить город-компьютер свободной экономической зоной с налоговыми стимулами для развития бизнеса. Центральный район "запустят" уже в следующем году, а полностью Нью-Сондо достроят в 2014-2015 гг. Чтобы "новинка" выжила в будущем, уже сегодня разрабатываются схемы привлечения в Нью-Сондо представительств молодых и амбициозных азиатских и транснациональных фирм, специализирующихся на высоких технологиях, IT-индустрии и тому подобном. В первую очередь ставка делается на компании Северного Китая, Восточной России, обеих Корей и Японии. Слишком многое вкладывается в этот город, чтобы позволить ему просто существовать, а не окупиться и приносить прибыли.
Увы, беспокоиться есть о чем. Да и за примером далеко ходить не надо — из последних сил цепляется за жизнь Киберджайи в Малайзии, который виделся кибергородом будущего. Его заложили 8 лет назад, и за эти годы правительство инвестировало в стройку $5,3 млрд. Город задумывался как специальный центр для разработки интернет-технологий, программного обеспечения и производства микросхем, где в каждом здании будет огромное количество суперсовременных цифровых благ. Но возведению мегаполиса, где человек, природа и высокие технологии могли бы гармонично сосуществовать, помешал азиатский финансовый кризис 1997 г. И хотя строительство Киберджайи должно закончиться только в 2020-м, надежды на то, что проектный план удастся полностью осуществить, все меньше и меньше. И это при том, что в городе уже обосновались представительства 250 мировых корпораций, в том числе IBM, Shell IT и EDS. Да только жить тут решились пока что 30 тыс. человек, вместо ожидаемого миллиона. Большинство клерков приезжает на работу из соседней столицы Куала-Лумпур, благо ехать 20 минут.
Примеров гибели строящихся с чистого листа городов в истории как дизайна, так и инвестирования хватает. Самый яркий, пожалуй, — город-курорт Сань Чжи на Тайване. Он похож на огромное кладбище космических инопланетных кораблей. Уже почти построенный — впечатляющего фантастического дизайна дома-тарелки, эллипсоидные окна, замысловатые линии интерьеров, напоминающих отсеки звездных вояджеров, — он так и не увидел ни одного жителя. Причина не в инженерных проблемах, не в разочаровании в мечте, а в банальной нехватке денег. Именно так случилось с возведением — все это было построено, но жильцов так и не дождалось. Радужные мечты архитекторов и инвесторов из Тайбэя разбились о нефтяной кризис 1973 г. Присоединился и просчет дизайнерский: основным материалом для южных домов была выбрана пластмасса, цены на которую тогда взлетели многократно, в одночасье сделав город нерентабельным. В Сань Чжи никто не купил жилье. Так футуристический, "не от мира сего" город и умер, не родившись.
И все же подобные примеры не убавляют энтузиазма архитекторов. А если учесть прогнозы футурологов о том, что через полвека две трети населения Земли станут горожанами, то альтернативы новым мегаполисам просто нет. И вот правительство Японии заявляет о проекте построить город с нуля на Хоккайдо или Окинаве. Вот и ФИДЕ не против вложить средства в постройку шахматного города International Chess City в Дубаи — архитектура домов и их расположение должны напоминать расставленные на шахматной доске фигуры. Не исключено, что на планете появится город-супермаркет с населением в несколько миллионов. Уже сейчас создаются проекты многоярусных мегаполисов-подземелий и плавающих городов-кораблей. Нынче трудно не прельститься идеей построить собственный населенный пункт — ни на что не похожий и чрезвычайно полезный человечеству…