• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

ТУРЕЦКИЙ МАРШ

Реклама на dsnews.ua

"У вас была удивительная страна, — погружается в свои воспоминания Кадем Эргюль, — всем было хорошо и всем было все равно. Государство обеспечивало лишь необходимый минимум, но все были довольны. В Турции все по-другому: хорошо работаешь — живешь хорошо, не работаешь — живешь плохо. Потому мне здесь все было интересно, но затем страна стала меняться с космической скоростью, и меня это увлекло". В 1991 г. Кадем Эргюль в качестве студента-первокурсника КПИ начинал изучать русский язык, не планируя связывать свое будущее с Украиной. А сегодня у него здесь своя семья, и, как он шутит, на ближайшие 50 лет строго расписан каждый день жизни в Украине.

Восточные созидатели

Международный союз бизнесменов Украины и Турции насчитывает около двухсот членов, из которых пятая часть — предприниматели, чья основная деятельность непосредственно связана со строительством, у остальных строительство — если не основной бизнес, то, во всяком случае, сопутствующий или в планах на будущее.

Директор туристической компании Adore Tour Али Алтунбаш приехал в Киев в 1993 г. Сначала, как и многие его соотечественники, подрабатывал переводчиком и помогал организовывать встречи турецким делегациям в Украине, попутно заводя контакты с украинскими чиновниками. Вопреки традициям, Али не пошел по стопам многих своих соотечественников, освоивших в Украине строительную нишу, а в 1996 г. устроился на работу в турфирму, учредителями которой являлись турецкие бизнесмены. "Тогда было множество сложностей с поездками украинских бизнесменов в Турцию, — вспоминает Али Алтунбаш. — Авиаперевозчиков с нормальным авиапарком не было, полеты на самолетах Boeing или Airbus считались VIP-классом. И если бы не знакомый в авиакомпании Turkish Airlines, то ничего бы вообще не получилось". Вот тогда и пригодились все налаженные в Украине контакты — Али Алтунбаш стал одним из первых в Украине, кто организовывал чартерные рейсы в Турцию. Сегодня его турбизнес налажен, и он подумывает об инвестициях в другое направление — естественно, строительное.

У Кадема Эргюля — это профильный бизнес, он является соучредителем и координатором развития бизнеса строительной компании ООО "Мастербуд". Идея открыть собственную компанию пришла после работы на руководящих должностях в турецких строительных компаниях в Украине.

Корреспондент "ВД" пыталась выяснить, почему турки так часто выбирают строительный бизнес, но в ответ слышала лишь длинный перечень стран, в которых строят турецкие компании. Сам Кадем Эргюль может бесконечно долго перечислять преимущества турецких строителей, но, если кратко, — это умение быстро и качественно строить.

Везенья час

Реклама на dsnews.ua

Селами Гюнер, строитель по образованию, строительством не занимается. В Украину он приехал в 1992 г. на собственном автобусе с четким намерением развивать тут семейный бизнес. Семья Гюнеров занимается перевозками в Турции, Германии, Польше, и в начале 1990 гг. возникла идея попробовать бизнес в новой стране. Украина была выгодным полем для бизнеса, ведь многие украинцы занимались челночной торговлей, постоянно ездя в Турцию. И именно с таких перевозок начинала компания "Гюнсел". Однако после введения Румынией и Болгарией визового режима для украинцев международные перевозки стали невыгодными. "На семейном совете мы склонялись к тому, чтобы начать подобный бизнес в США, но я настаивал на организации внутренних перевозок в Украине, — вспоминает Селами Гюнер. — Меня от этой идеи отговаривали, говорили, что в Украине кругом мафия (смеется). И когда в 1999 году я решил развивать здесь внутренние перевозки и первым открыл рейс Днепропетровск — Киев, мне прочили банкротство. Бывало, автобусы ходили с одним пассажиром. Но надо знать мой характер — если я решил, значит, точно добьюсь". Сейчас бизнесмен радуется, что настоял на своем: рынок был не занят, бизнес успешно развивается, а сама Украина оказалась не столь опасной, как представляли родственники.

В стране возможностей

Свой успех в бизнесе турки связывают в основном с особенностями национального характера: любопытством, желанием рисковать и умением быстро адаптироваться к новым условиям. Но при этом оговариваются, что для успеха нужно жестко соблюдать бизнес-план и найти надежных украинских партнеров. "Когда открывали свою компанию, самым сложным было создать профессиональную команду, — рассказывает Кадем Эргюль. — Надо было найти людей, которые знают писаные и неписаные законы в Украине, и только тогда можно было говорить о развитии бизнеса. Создать с нуля свой бизнес в Украине, не имея украинских партнеров, — практически невозможно". Потому в учредителях ООО "Мастербуд" числятся три человека: помимо самого г-на Эргюля, один его соотечественник и бизнесмен из Донецка.

"Украинцы — очень чувствительный и гостеприимный народ, но нужно понять этих людей, а потом уже делать бизнес, — соглашается Али Алтунбаш. — А многие этим пренебрегают и потом становятся банкротами".

Все турецкие бизнесмены, с которыми беседовала "ВД", полагают, что ниши, в которых они работают, еще не заполнены. Но поскольку страна динамично развивается, надо поспешить занять свою нишу, потому и советуют своим друзьям развивать бизнес в Украине сейчас.

Особых проблем для этого турецкие бизнесмены не видят, имея лишь одно пожелание к украинским властям: приближать условия и законы к европейским стандартам. Единственное, что пугает, — это политическая нестабильность. "Руководство Минтранссвязи часто меняется, — на секунду мрачнеет Селами Гюнер, — а нам бизнес-план нужно рассчитывать. А как тут спланируешь, если у каждого начальника свои идеи и приоритеты? От политической стабильности зависит благосостояние экономики, люди чаще ездят, когда их дела в порядке". Бизнесмен откровенничает, что политическая нестабильность для него куда хуже нелегальных перевозчиков, которые рано или поздно все равно выйдут из "тени". А вот с правительственными назначениями прогнозы не составишь. Еще хуже строительным компаниям: многие боятся сейчас инвестировать в строительство, опасаясь, что в случае смены власти будет отменено решение о землеотводе под строительство.

"Взгляд на бизнес у турецкого бизнесмена ничем не отличается от украинского, — рассуждает Кадем Эргюль. — Все понимают, что без сложностей не обойтись, но для нас самое главное — это стабильность, правильные законы и грамотное управление".

Единственная проблема, о которой турки говорят неохотно, — визовая. "На границе какой-то странный face-control, все зависит от того, понравишься ты пограничнику или нет, — рассказывает Али Алтунбаш. — Бывает, звонят знакомые и говорят, что их задержали и депортировали".

Кадем Эргюль признает право украинского государства контролировать въезд в страну, но считает: мнение, что турки — проблемные гости, неверно. В пример приводит свою фирму, где трудится около 40% турок — в основном это служащие, а не рабочие. "Турецкие власти пытаются решить с украинскими коллегами эту проблему, дабы в Киеве благосклоннее относились к бизнесменам, — говорит Кадем Эргюль. — Если власти эту проблему разрешат, мои рабочие могли бы проще получать украинскую визу, и это значительно упростило бы ситуацию".

Сетуют турки и на забюрократизированность получения всевозможных документов и недостаточное внимание властей к инвестору. "Для иностранных инвесторов надо отдельное управление создавать, чтобы они могли быстро и без проблем получить все необходимые документы, — считает Али Алтунбаш. — Да и дать нам возможность заявить о себе в Украине. Ведь за то, чтобы провести конференцию в зале Торгово-промышленной палаты, надо платить — в Турции такие услуги для инвесторов бесплатные".

Иногда турецкие бизнесмены мечтают о льготах на аренду земли или об освобождении от налогов на несколько лет, как это сделано в Турции. Но в общем оценивают бизнес-климат Украины как комфортный, и потому вполне оптимистично смотрят на свое будущее здесь — вкладывают деньги, покупают недвижимость, строят дома и заводят семьи. Ничего такого, чего не было бы в Турции, в Украине нет — даже уровень коррупции не выше турецкого. И лишь на вопрос об украинском сервисе они хитро улыбаются и спрашивают в ответ: а бывали ли вы в Турции? И, услышав отрицательный ответ, искренне смеются, говоря, что сервис — не хуже европейского.

>>БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ 

ЯСИН ЮМЮР: "Лучший способ оградиться от коррупции — работать в правительстве"

Ясин Юмюр уехал из Турции в 1996 г. и 10 лет занимался бизнесом в США и Канаде, однако ради Украины оставил все свои дела. За год, прожитый здесь, он основал языковую школу для менеджеров, создал фирмы, занимающиеся торговлей недвижимостью и мобильной связью. А также основал журнал BusinessLife, будучи уверенным, что это только старт. Причины того, почему Ясин Юмюр решил променять Северную Америку на Украину, выясняла "ВД" в разговоре с турецким бизнесменом.

>>Не казалось опасным оставлять Канаду и начинать здесь все с чистого листа?

— До того, как я сюда приехал, у меня было представление об Украине, что все друг друга убивают и грабят, снега здесь по пояс, а мафия спокойно разгуливает по улицам. Но в Канаде я познакомился с работавшей в посольстве киевлянкой, которая потом стала моей женой. И когда в прошлом году мы приехали к ее родственникам в Киев, я с удивлением обнаружил, что Украина — абсолютно европейская страна, в которой, к тому же, масса возможностей для бизнеса.

>>Получается, что к жизни в Украине вы привыкли легко?

— Как раз наоборот. Тут совершенно другая идея бизнеса, дружбы и образа жизни, и я до сих пор не сработался с украинцами.

>>Многие турецкие бизнесмены говорят, что без украинского партнера здесь тяжело развивать бизнес.

— Посмотрите на крупные турецкие компании, они все — в партнерстве с какими-то известными украинцами. Хотя на самом деле в чьей-либо финансовой поддержке не нуждаются. Одна из больших турецких строительных компаний инвестировала в Украину серьезные деньги, но не могла ввезти сюда материалы, получить визы для рабочих, решили даже бросить все и вернуться в Турцию. Но потом попробовали наладить сотрудничество с одним влиятельным украинцем, и все проблемы решились буквально за пару телефонных звонков.

>>Украинские бизнесмены за определенный процент в бизнесе лоббируют интересы турок?

— В общем-то, да.

>>Почему же тогда вы не собираетесь уезжать?

— Плюсы перевешивают, потому деньги в бизнес я собираюсь вкладывать здесь. И друзьям советую начинать свой бизнес в Украине. В любой стране, если часто меняется правительство, дела у бизнеса идут вниз. А у вас уже несколько месяцев парламента нет, и ничего страшного не произошло. Политика в Украине не сильно влияет на бизнес. Вот в Турции, если премьер-министр хорошо скажет об экономике, — ценные бумаги сразу подскочат в цене, ну, и наоборот. От этого зависит курс доллара, за одну ночь можно столько потерять!

>>Какие бы вы дали советы своим соотечественникам, которые захотели заниматься бизнесом в Украине?

— Для начала надо понять, как народ здесь живет. И не доверять слову, сто раз проверить рынок, на котором хочешь работать. И если видишь, что это тебе подходит, — заниматься этим делом. Но нужно помнить: система в Украине работает очень медленно. Мы проводим анализ рынка, планируем заработать определенную сумму к концу квартала, но бизнес-план не срабатывает.

>>Вы уже поняли — почему?

— Украинцы не очень любят работать. У них появляются какие-то личные соревнования с начальством. Вот, условно говоря, есть ставка $500, сотрудник пытается не отработать эти деньги, а начальник старается, чтобы человек отработал большие деньги. И если сотрудник у своего шефа вырвет три-четыре дня на отпуск или уйдет на больничный, то он думает: "Вот это я оторвался, я победил!" И еще одна вещь, которая меня удивляет и расстраивает: в Украине надо нанимать менеджера, который будет утром давать поручения, а вечером проверять, что сделано. Если два дня ничего не проверишь, на третий день придешь — а все вообще ничего не делают. Это очень тормозит бизнес. Тяжело подобрать команду, которая хорошо работает.

>>Как вы оцениваете уровень коррупции в Украине?

— И в Турции, и в США уровень коррупции огромный. Это остановить, в принципе, невозможно. Люди хотят легко и быстро заработать много денег. И от людей, замешанных в коррупции, себя надо как-то оградить. Лучший способ — работать в правительстве, и все это знают.

Беседу вела Светлана Рябова

    Реклама на dsnews.ua