• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Плата за имя

Реклама на dsnews.ua

Стремление украинских олигархов сделать из своих бизнес-империй "конфетку" и обеспечить себе международный имидж понятно — это позволит им зарабатывать больше денег в будущем. Пока же сами олигархи становятся источником заработка для других: они должны больше платить квалифицированному персоналу, биржам, юристам, аудиторам. Без последних сейчас украинским богачам ну просто никуда — ни на IPO выйти, ни пополнить свою империю за счет нового приобретения. В этом году, по оценке Ernst &Young, украинские компании выложат за услуги аудиторов "большой четверки" (кроме названной компании, в нее входят Pricewaterhouse Coopers, KPMG и Deloitte & Touche) около $110 млн. Но это лишь начало "большой жатвы". Большинство крупных отечественных ФПГ только собираются выходить на IPO, поэтому роста расходов им не избежать. Вариантов выбора более дешевых, но столь же качественных аудиторских услуг, нет — названные аудиторские компании доминируют во всем мире. Что, кстати, за рубежом неоднократно вызывало возмущение (например, его высказывала Ассоциация британских страховщиков). Сколько же ФПГ заплатят аудиторам за годы "приобретения человеческого лица", разбирались журналисты "ВД".

Сестрам — по серьгам

Четыре маститых аудитора сегодня в Украине готовятся к "сезону жатвы" — в ближайшие три-четыре года украинские олигархи будут выкладывать им все больше денег. Конечно, в числе их клиентов и бизнес-"середнячки", но основной доход аудиторам обеспечивают все же крупные ФПГ. На основании полученной "ВД" информации можно говорить, что четыре ведущих компании примерно поровну разобрали в клиенты крупнейшие отечественные ФПГ и занимают каждая — по 20-25% рынка. Впрочем, в Ernst & Young оценивают свою долю в 40%, хотя клиенты Pricewaterhouse Coopers, по информации "ВД", "весят" примерно столько же (подробнее — см. схему "У кого аудируются украинские ФПГ, крупнейшие компании и госмонополии'на стр. 24). На обслуживании у последней — СКМ, который анонсирует скорое IPO и постоянно вливает в себя новые активы. Согласно информации, полученной "ВД" от сотрудников PWC, доход от услуг, оказываемых бизнесу Рината Ахметова, составляет около 40% всего дохода аудиторской компании. Более того, недавно открывшийся офис PWC в Донецке, по сути, был создан для обслуживания СКМ. Повезло компании и с другим клиентом-гигантом — ПриватБанком Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Крупнейший украинский банк обслуживается у них с начала 1990-х. Однако в числе своих клиентов СКМ называет и еще один аудитор — Deloitte. У него обслуживается также имеющий отношение к Ринату Ахметову мобильный оператор "Астелит". Кроме того, этот аудитор еще может похвастаться такими клиентами, как "Mittal Steel Кривой Рог", телеканал "1+1", "Союз-Виктан".

Для KPMG ключевым является финансовый сектор. "Во всем мире KPMG специализируется на обслуживании банков, поэтому среди наших клиентов много финансовых учреждений, например, Укрсоцбанк, банк "Финансы и Кредит" Константина Жеваго, Ощадбанк, — делится с "ВД" Мейсон Токарз, управляющий партнер компании KPMG. Примечательно, что рудный бизнес Жеваго обслуживается у другого аудитора. Подготовку к IPO компании Ferrexpo сопровождал Ernst & Young.

Хотя сегодня у каждой из компаний большой четверки есть свой, более-менее устойчивый пул клиентов, случаи миграции последних далеко не единичны. Несмотря на то, что многих крупных клиентов аудиторы заполучили несколько лет назад, эти годы можно считать подготовкой к старту большой гонки — сегодня пришло время, когда компании покупают более дорогие услуги.

На гребне волны

Приходит "жаркое" время — в ближайшие годы заработок аудиторов в Украине будет расти, по оценке Ernst & Young, на 25% ежегодно, PWC же рассчитывает на ежегодный рост в 60%. И это только в небольшой степени за счет набора новых клиентов, главное — увеличение объема оказываемых услуг. Банальный аудит годовой финотчетности — это самое простое и дешевое, что можно продать олигархам (а последние сегодня обеспечивают аудиторам больше половины их доходов в Украине). Такие услуги доминировали в портфеле аудиторов в Украине четыре-пять лет назад. "Поначалу украинские компании интересовались просто аудитом и переходом на международные стандарты финансовой отчетности, — рассказывает "ВД" Алексей Кредисов, управляющий партнер Ernst & Young в Украине, — а сегодня мы реализуем комплексные проекты: сопровождаем компании при выходе на IPO, консультируем по вопросам реструктуризации бизнеса и т.д.". По его словам, на сегодняшний день аудиторские услуги составляют около 50% бизнеса компании (еще несколько лет назад — 80%). Остальные 50% — это различные консультационные услуги. Причем спрос на них сейчас растет быстрее, чем спрос на аудиторские услуги. Аудиторы констатируют, что наиболее востребованы со стороны ФПГ услуги по ведению бизнеса. А именно — поддержка транзакций и проверка объектов поглощения. Согласно исследованию PWC, в 2006 г. Украина заняла четвертое место среди стран Центральной и Восточной Европы по росту активности на рынке слияний и поглощений. Общая стоимость сделок в сравнении с 2005 г. выросла на 44%, объем оглашенных сделок составил около $45 млн. Логично, что 5-10 крупнейших ФПГ будут фигурантами слияний и поглощений в ближайшие год-два. "Сопровождение корпоративных сделок — это один из основных видов услуг, которые мы предоставляем. Стоимость оценивается по-разному: иногда это ставка (например, 3% от заявленной цены компании в сделках по слиянию и поглощению), иногда фиксированная сумма", — говорит Мейсон Токарз.

Реклама на dsnews.ua

Если верить прогнозируемым аудиторами темпам роста доходов от их услуг, то в 2008 г. украинские олигархи выложат аудиторам $140-180 млн, в 2009 г. — до $280 млн за создание своего имиджа на зарубежных биржах. В этом году только Ferrexpo Жеваго вышла с IPO на основную площадку Лондонской биржи, а настоящий бум IPO компаний, подконтрольных олигархам, ожидается в 2008-2010 гг. IPO собираются провести СКМ (подразделение Метинвест-холдинг), "Интерпайп". В компании Deloitte перечисляют именитых клиентов, которые успешно выполнили и подготовительные процедуры, и активно готовятся к выходу на международные биржи: "Мироновский Хлебопродукт", банк "Форум" Леонида Юрушева, ПриватБанк. Доход напрямую зависит от того, насколько крупен клиент. Например, крупной компании пищевой отрасли с годовым оборотом 700 млн грн. такой аудит обошелся в сумму около $80 тыс. Очевидно, что доходы от крупных компаний "тяжелых" секторов будут намного выше.

Также сегодня (да и в ближайшем будущем) аудиторы хорошо зарабатывают на стремлении ФПГ усовершенствовать свою структуру. Реорганизация, создание управляющих компаний — эти процессы уже почти завершены только у самых "продвинутых" ФПГ — СКМ, Интерпайп. Но у той же не менее крупной группы "Приват" в этом отношении еще даже ничего не начиналось. Так что поле для работы аудиторов — непаханое. На этот путь сейчас становятся "середнячки". "Новая тенденция — средний украинский бизнес начинает выражать заинтересо- ванность в проведении оптимизации структуры своих компаний, улучшении управления финансами и эффективностью деятельности, с тем, чтобы быть в более выгодном положении при выходе в будущем на рынки капитала, создании совместных предприятий с зарубежными партнерами", — говорит Кредисов.

Украинским аудиторским компаниям остается только с завистью наблюдать за тем, как олигархи будут отстегивать деньги иностранцам. По словам президента Ассоциации украинских банков Александра Сугоняко, сравнивать отечественных аудиторов с большой четверкой — все равно что "Запорожец" с иномаркой. "Он ездит, и на нем можно ездить по нашим дорогам. Но если выезжаешь за границу, то нужно пересесть на другое авто и знать правила, которыми руководствуются там, куда ты едешь", — говорит он. Правда, и в мире ситуация мало отличается — четверка снимает все "сливки". Сейчас аудиторы "большой четверки" обслуживают все, кроме одной компании из первой сотни на Лондонской фондовой бирже, и 97% компаний из первых 250. И теперь пополнят свои доходы за счет украинцев.

От рассвета до заката

Вряд ли через пять-семь лет отечественные ФПГ будут платить аудиторам столь же много денег. Ведь период, когда эти компании помогут им предстать во всей красе на западных биржах и окончательно усовершенствовать свою структуру, пройдет. А слияния и поглощения у отдельно взятой ФПГ тоже происходят не каждый день. Например, сегодня эти процессы в банковской сфере уже явно перевалили за точку кульминации. Так, в 2006 г. сфера финансовых услуг была на редкость урожайной — украинские олигархи суммарно напродавали на $1,7 мдрд. Результаты же 2007-го обещают превзойти все ожидания. Вспомнить хотя бы продажу Виктором Пинчуком 95% Укрсоцбанка UniCredit Group за $2,07 млрд. Очевидно, что потенциал слияний и поглощений в банковской сфере неуклонно исчерпывается. Впрочем, активность в отношении этих процессов среди чисто промышленных ФПГ не исчерпается еще долго. Но не бесконечно.

Следовательно, можно предположить, что бум "купить-продать" через несколько лет пройдет. И те ФПГ, которые собираются провести IPO, его проведут. А это означает, что для аудиторов ФПГ останутся просто устойчивым фундаментом заработка, покупая только две-три регулярные услуги. Рост же доходов прекратится, либо его будут обеспечивать компании помельче. Но, естественно, в уже меньшем объеме. Тогда "большой четверке" придется переключать активность на другие страны, компании в которых будут как раз на пороге выдвижения на международные рынки.

 

МНЕНИЕ.

МЕЙСОН ТОКАРЗ. Управляющеий партнер KPMG

— Примерно четверть всего дохода от предоставления аудиторских услуг "большая четверка" получает от крупных украинских компаний, и еще 50% — от средних. Что касается услуг по сопровождению сделок, то доля поступлений от украинских компаний здесь меньше. Часто именно иностранным компаниям, заинтересованным в том, чтобы вести бизнес в Украине, более всего необходимы такие услуги.

У потенциальных инвесторов вызывает наибольшие опасения прозрачность украинского бизнеса. Они желают знать, что реально происходит в компании, какова прак-тика ведения ею хозяйственной деятельности, как она работает, кто ее клиенты, поставщики, каков ее налоговый статус, и т.д. Как показывает наш опыт, чем прозрачнее действуют владельцы компании, тем выше вероятность того, что сделка будет успешной. И ныне наибольшего прогресса в этом плане добились компании, стремящиеся привлечь капитал.

МНЕНИЕ.

НИНА ЮЖАНИНА. Директор ООО "Европейская аудиторская группа"

— Одно из предприятий — лидеров пищевой отрасли, наш клиент, "зареклось" пользоваться услугами компаний "большой четверки" после произошедшего с ним случая. Когда акционерами было принято решение о выходе на IPO, в качестве международного аудитора для этих целей был выбран Deloitte. Стоимость своих услуг аудитор оценил в баснословную сумму: более $100 тыс. Для сравнения: услуги украинских аудиторов обходятся компаниям примерно в сумму, не превышающую 100 тыс. грн. В ходе проверки на предприятие прибыли всего три человека. Они посидели, пообщались с руководством. Затем, отчитавшись перед своим начальством, сообщили, что компания работает по непрозрачным схемам и в случае проведения полной проверки вывод будет негативным. Однако эта пищевая компания является одной из самых прозрачных в Украине. А специалистам Deloitte просто не хватило понимания специфики производства и отрасли.

МНЕНИЕ.

БОРИС КРАСНЯНСКИЙ. Управляющий партнер PriceWaterhouseCoopers

— Украина — один из самых быстрорастущих регионов для PWC из всех стран бывшего СССР. Сегодня тут увеличивается количество сделок по слиянию и поглощению, поэтому среди украинских ФПГ наиболее востребованы услуги по ведению бизнеса: поддержка транзакций, проверка объектов поглощения, консалтинг в рамках этого направления. А также услуги по улучшению деятельности компании, структуре, корпоративному управлению, улучшению бизнес-процессов и т.п.

В прошлом году рост доходов нашей компании в Украине составил почти 60%. Такой показатель мы имеем второй год подряд. Его обеспечивает не столько приход новых клиентов, сколько рост объема оказываемых услуг. Запросы клиентов становятся более диверсифицированными, соответственно растет и объем наших гонораров.

Крупные ФПГ, в основном, уже обслуживаются той или иной известной аудиторской компанией. Но периодически, в силу разных причин, бывает так, что компании меняют аудиторов. Информация о долях аудиторов очень закрыта. Я предлагал коллегам из "четверки" публиковать рейтинг и показывать две цифры — количество персонала и общий доход. Не согласились. Мы оцениваем свою долю более чем в 25%.

КРАСНАЯ ЦЕНА

В большой четверке самыми дорогими являются услуги PWC и Ernst & Young, более дешевыми — Deloitte и KPMG. Впрочем, разница эта будет небольшой — подход к ценообразованию у компаний четверки схожий. Официально услуги одного сотрудника аудиторской фирмы обходятся клиенту в $50-500 за час работы. Специалист нижнего звена, выполняющий рутинную работу (исследование документов, опросы работников предприятия, заполнение электронных форм), "стоит" $50-90 в час. $500 за час работы — такова стоимость услуг партнеров компаний, в обязанность которых входит контроль над процессом аудита и решение проблем, возникающих в ходе проверки. Вдобавок к этому определяются издержки компании на проведение аудита (к примеру, командировочные и др.). Суммирование всех этих составляющих и формирует цену аудита для заказчика.

    Реклама на dsnews.ua