• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Давление мусором

Реклама на dsnews.ua

"Тут стенка на стенку шли, машинами на нас ехали, а мусорщики с кулаками набрасывались", — жители сел Подгорцы и Креничи наперебой описывали события 19 мая. Впрочем, блокировать въезд на территорию полигона №5 жители окрестных сел начали еще днем ранее. Cложностей это не создало: мусоровозы ехали на свалку в объезд шлагбаума. Но, видимо, такой поворот событий в планы протестующих не входил, и 19 мая жители сел перекрыли все подъезды к полигону. Хотя по внешнему виду большинство протестующих мало напоминало сельских жителей, да и мужчины в костюмах и галстуках, приехавшие на дорогих авто и наблюдавшие за событиями со стороны, не производили впечатления работников сельского труда.

Общаться с корреспондентом "ВД" протестующие отказались, не отнекивался лишь председатель инициативной группы. "Мы требуем закрыть полигон, остановить вредное производство и хранение вредных для здоровья людей и окружающей среды мусора и других материалов рядом с жилыми домами", — говорит Александр Колпачев, председатель инициативной группы, местный житель.

Рычаг влияния на власть

Впрочем, страсти улеглись уже на следующий день: полигон был открыт, а обсуждение проблемы, хотя и на повышенных тонах, было перенесено в кабинеты. Сами пикетчики, правда, не питают иллюзий насчет быстрого закрытия мусорного могильника: это технически невозможно. Во-первых, надо соблюсти технологию захоронения, во-вторых, нужны средства и время для проведения тендера на покупку спецтехники.

"К нам три раза немецкие инвесторы обращались, хотели начать работать на полигоне, они ждут, когда мы дадим им разрешение, — возмущается Анатолий Голубченко, первый заместитель главы КГГА. — Вы (члены инициативной группы — прим. "ВД") сначала решите этот вопрос с теми, кто у вас тут хозяйничает, они никого сюда пускать не собираются".

"Хозяйничает тут Квят, — парирует Александр Колпачев. — Давайте вместе будем решать проблему, если надо — мы в вашу поддержку пойдем с пикетами".

Вячеслав Квят — председатель правления ЗАО "Экотехпром", член наблюдательного совета "Киевспецтранса", председатель постоянной комиссии по вопросам экологии и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Киевского облсовета. А также он является реальным владельцем ООО "Геотрон", которое в 2004 году купило на конкурсе у Фонда госимущества 46,835% акций "Киевспецтранса", выложив за это 16 млн грн.

Реклама на dsnews.ua

Ныне между ООО "Геотрон" и городской властью, в управлении которой находится 51% акций ОАО "Киевспецтранс", разгорелась настоящая война, а жители сел Подгорцы и Креничи, желающие пить чистую воду и дышать свежим воздухом, по сути, стали и инструментом, и заложниками этой борьбы.

Блокировать работу полигона, который функционирует около 40 лет, местные жители начали пару лет назад. Почему именно тогда, они точно пояснить не могут. Но плохое качество воды в местных скважинах неизменно связывают с близостью полигона, отходы которого, по их мнению, и загрязняют воду и воздух. Областные власти с ними согласны.

"Экспертиза экологической инспекции Киевской области и областной СЭС, проводившаяся в феврале, показала, что и вода, и почва возле полигона загрязнены", — говорит Александр Черников, член депутатской комиссии по вопросам экологии и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Киевоблсовета.

Впрочем, их оппоненты также ссылаются на экспертизу: заключения специалистов Киевской городской и Обуховской районной СЭС полностью противоречат выводам областных коллег. При том, что анализы были взяты с разницей в несколько дней.

"Вячеслав Квят все делает для того, чтобы завести население, его помощники постоянно организовывают людей на пикетирование, — говорит Николай Богданович, заместитель председателя правления ОАО "Киевспецтранс". — Пикетчики говорят об ухудшении качества воды, но для того чтобы говорить о влиянии полигона на состояние воды, надо было отметить, какой она была до открытия полигона".

Корреспонденты "ВД" попытались получить комментарии у Вячеслава Квята, но в итоге обещания его помощника Мирослава поговорить с шефом завершились тем, что Мирослав перестал брать телефонную трубку.

Иван кивает на Петра

2004 год, когда ООО "Геотрон" приобрело пакет акций главного "мусороуборщика" столицы, стал последним прибыльным для ОАО "Киевспецтранс". Уже в первый год после прихода новых акционеров убытки в семь раз превысили сумму прибыли предприятия на момент подписания договора купли-продажи акций, а в 2006 г. убытки утроились (см. бокс "Финансовое состояние ОАО "Киевспецтранс").

По словам председателя правления "Киевспецтранса" Федора Витта, представители "Геотрона" игнорируют собрания акционеров. Представители же КГГА считают, что поводов для их созыва было предостаточно. За последние два года работу полигона приостанавливали десятки раз, но после запрета размещать отходы на полигоне №5 "Киевспецтранс" продолжает их туда вывозить, ибо девать столичный мусор больше некуда (см. бокс "Переработка твердых бытовых отходов Киева", стр. 40). При этом за вывоз ТБО "Киевспецтрансу" насчитывались штрафы в пятикратном размере — общая их сумма достигла порядка 12 млн грн.

В феврале 2007 г. налоговая инспекция составила акт описания активов, взяла в залог все основные фонды "Киевспецтранса", наложила арест на его имущество в связи с невыплатой указанной суммы долгов. Затем Государственный архитектурно-строительный контроль насчитал 37,5 млн грн. штрафа за незаконное строительство станции по очистке фильтрата. Сумма штрафов увеличивалась, что грозило предприятию банкротством.

"Право подписи, согласно уставу предприятия, имеют председатель правления и главный бухгалтер. Последняя не визировала, не подписывала платежи и все, что связано с разрешительными документами по эксплуатации полигона, затраты не оплачивались. Этим создавались условия для того, чтобы был повод для закрытия полигона и начисления новых штрафов, — говорит Федор Витт. — Представителями "Геотрона" делалось все, чтобы привести предприятие к банкротству и затем выкупить акции, принадлежащие КГГА, по минимальной цене. Фактически на март 2007 г., когда я был назначен на должность, предприятие уже было банкротом".

"Руководство "Киевспецтранса" говорит, что им мешают работать акционеры ОАО, потому что им это выгодно, — парирует Александр Черников. — Им все мешают работать: министерство, областная СЭС… Они много чего говорят, но ничего не делают".

Невыполненные обязательства

Нынешнее руководство "Киевспецтранса" считает решение продать долю предприятия стратегической ошибкой. По словам Федора Витта, в итоге появился акционер, намеренно чинящий преграды работе предприятия и не выполняющий свои инвестиционные обязательства.

В то же время ФГИ дважды проводил проверку выполнения условий дого-вора купли-продажи пакета акций ОАО "Киевспецтранс" компанией "Геотрон" (в январе 2006-го и в октябре 2007 гг.). И оба раза констатировал, что условия договора выполняются.

К примеру, ООО "Геотрон" приобрел и передал "Киевспецтрансу" 10 мусоровозов на общую сумму 2,432 млн грн. и 2 тыс. контейнеров для мусора на 3,1 млн грн. Но есть нюанс — вышеназванное имущество не передано в постоянное пользование и не внесено на балансовый счет предприятия, то есть собственностью "Киевспецтранса" оно не является. Кроме того, в договоре значилось, что покупатели должны сохранить рабочие места и создать новые, но на январь 2007 г. штат предприятия сократился на 53 работника.

На сегодня "Киевспецтранс" уже доказал через суд незаконность штрафных санкций, предприятие выиграло суды по налоговому залогу и штрафу ГАСКа, поскольку на строительство станции было разрешение КГГА. Однако нынешнее руководство "Киевспецтранса" считает, что в нормальном режиме предприятие сможет работать лишь после того, как ФГИ расторгнет договор с "Геотроном" и предприятие полностью перейдет под контроль городской власти.

Обсуждение проблем полигона проходило десятки раз и на различных уровнях. Одно из последних прошло на заседании депутатской комиссии по вопросам экологической политики Киевского горсовета в марте этого года. Выслушав все "за" и "против", депутаты пришли к выводу, что закрывать полигон нельзя. Но и мощности по-строенного 40 лет назад могильника уже не справляются с ежесуточными нагрузками в 1,2-1,5 т. Расширить полигон на 30 га за счет пустующих рядом земель невозможно: они входят в состав сел, и стоимость их тут достигает $15 тыс. за сотку. По иронии судьбы рядом с полигоном находится дом природоохранного прокурора Киева, а в санитарной зоне полигона построил себе дом прокурор Обуховского района области.

Чтобы хоть как-то снизить экологическую нагрузку на полигон, было принято решение о строительстве дополнительной станции по переработке фильтрата (насыщенная химикатами вода — прим. "ВД") итальянского производства, и с апреля 2007 г. специалисты занимались наладкой ее оборудования. "Станция готова к вводу в эксплуатацию, но комиссия по экологии Киевоблсовета всячески препятствует ее пуску", — говорит Николай Богданович.

"Мы потому препятствуем вводу станции, что она лишь усугубляет экологические проблемы, — объясняет Александр Черников. — Я изучал эту станцию, подобные применяются на пароходах итальянских военно-морских сил для опреснения воды. Здесь получится, что самые опасные отходы — сухой остаток после фильтрата — останутся на полигоне".

Руководство "Киевспецтранса" признает, что по-хорошему полигон нужно закрывать, но для этого нужно построить под Киевом как минимум два мусоросжигающих завода. А это, опять-таки, проблема земли. Получается патовая ситуация, в которой время играет отнюдь не на руку "Киевспецтрансу" и городским властям. Проблемы усугубляются, могильник работает на пределе, и не мудрено, что соблазн продать "Киевспецтранс" может возобладать. Но в этом случае киевская власть потеряет влияние на предприятие, занимающее 40% на рынке вывоза столичных ТБО.

А как показал опыт Афин и Неаполя, монополизация рынка вывоза мусора в городе становится очень сильным рычагом влияния на власть. Контролируя этот сектор хозяйства, можно манипулировать руководством города, добиваясь, к примеру, выделения земли под строительство, решения других имущественных интересов. Если мусор из Киева не вывозить хотя бы неделю, любой мэр пойдет под таким давлением на многие уступки.

    Реклама на dsnews.ua