Новое открытие ученых. Как динозавры пришли к власти

Стремительному развитию и расселению динозавров по всей планете могли помочь масштабные извержения вулканов

Динозавры могли появиться из-за извержения вулканов
Динозавры могли появиться из-за извержения вулканов / Getty Images

Автор Popular Science Рэйчел Зиск в своем материале рассказывает о новом исследовании ученых, которое предполагает, что эпоха динозавров стала возможно благодаря массовому вымиранию морских видов.

За последние полмиллиарда лет на Земле произошло пять общепризнанных массовых вымираний видов, однако авторы нового исследования, опубликованного недавно в Science Advances, предполагают, что могло случиться еще одно — то, которое позволило динозаврам захватить весь мир.

Согласно исследованию, в результате массового вымирания видов, получившего название "Карнийское плювиальное событие" (CPE), о котором стало относительно недавно и которое произошло примерно 233 млн лет назад, исчезли 33% морских видов. Это вымирание, вероятно, спровоцировали масштабные извержения вулканов на западе современной Канады, которые сопровождались огромным выбросом парниковых газов, что в свою очередь привело к глобальному потеплению и увеличению количества осадков в течение примерно 1 млн лет. После климат очень быстро изменился — с дождливого на засушливый, что в сочетании с активным ростом растений в этот период обусловило появление теплой, богатой кислородом экосистемы, идеально подходящей для процветания динозавров.

Довольно сложно получить достаточный объем данных, которые позволили бы точно определить, что массовое вымирание было действительно массовым. Таковым оно является, когда в течение относительно короткого периода времени (с геологической точки зрения, это несколько тысяч лет) вымирает 75% всех видов, однако сложно наверняка установить, какая часть флоры и фауны вымерла в конкретный период. За последние 545 млн лет произошло как минимум пять таких катастроф. Большая часть была вызвана масштабными извержениями вулканов. Кроме того, на Земле случались и не массовые вымирания, когда исчезали около 20—40% видов.

Геолог университета Нью-Йорка доктор Майкл Рампино, который опубликовал в прошлом году статью о другом потенциальном массовом вымирании, случившемся 260 млн лет назад, считает, что CPE не полностью соответствует критериям такой катастрофы. По его словам, 33% исчезнувших морских видов — это много, но эта цифра не достигает 75—90% — а только в таком случае можно говорить о массовом вымирании.

Рампино отмечает, что исчезновение видов из-за CPE не было такой же катастрофой, которая случилась между меловым и третичным периодом, когда вымерли все нептичьи динозавры; однако достаточно ощутимым для того, чтобы палеонтологи, изучив данные, могли констатировать вымирание большого количества видов.

Правда исключить CPE из списка случаев массовых вымираний может быть поспешным решением. В своей статье ученые признали, что у них нет достаточно точных дат, чтобы выяснить, сколько конкретно видов, в особенности животных и растений, вымерли в изучаемый ими период. Исчезнуть могло намного больше видов и чтобы знать наверняка, нужны более точные механизмы датирования.

Но то, что вымирание во время CPE было не таким масштабным как другие пять случаев, не означает, что оно не было несущественным. Вымирание уничтожает виды, процветавшие в старой экосистеме, тем самым они уступают место другим видам, которые развиваются и расселяются по всему миру после таких катастроф.

"Это способ перезагрузки эволюции или основных игроков в различных экосистемах, пострадавших в ходе вымирания", — говорит Рампино.

Независимо от того, будет ли это событие включено в список признанных массовых вымираний наряду с известными пятью, оно определенно заложило основу для диверсификации видов, что привело к появлению современных экосистем, в частности, эволюции первых млекопитающих и более современным видам кораллов, планктона и рептилий.

"Это похоже на то, как вы выращиваете куст, вы подрезаете его ветви, и он снова растет, — отмечает Рампино. — И, возможно, те ветки, которые росли не очень хорошо, будут расти лучше, а другие попросту исчезнут". Извержение вулкана и внезапное изменение климата были катастрофой для многих видов, но, в конце концов, позволяли еще большему числу видов выжить и процветать.