• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Мюнхен, 16 лет после путинской речи. Как Шольц с Макроном из-за России рассорились

В пятницу началась Мюнхенская конференция по безопасности, которая продлится до вечера воскресенья

Реклама на dsnews.ua

Для нас это мероприятие важно как в идеологической плоскости, поскольку именно там в 2007 г. Владимир Путин произнес свою знаковую речь, с которой началось очередное противостояние Москвы с "коллективным Западом"; так и в практической, ведь это главная площадка безопасности Североатлантического сообщества, если не мира.

Тем более что организатором этого мероприятия выступает Германия, так что оно является маркером дальнейшей политики Берлина в отношении Украины и России. В этом контексте очень показательно то, что новым главой Конференции вместо достаточно сдержанного (чтобы не сказать — лояльного) в отношении России Вольфганга Ишингера стал Кристоф Гойсген. Это известный дипломат и бывший советник Ангелы Меркель. Однако последняя должность его не характеризует, потому что Гойсген является сторонником предоставления Киеву оружия, в частности боевых самолетов, а также довольно жестко отказался приглашать на Конференцию представителей режима Путина, в частности некогда постоянного участника – главу МИД РФ Сергея Лаврова, чтобы не предоставлять трибуну его пропаганде.

Аналогичной тональности неожиданно придерживался и канцлер Олаф Шольц. Он нивелировал сразу несколько нарративов как российского происхождения, так и со стороны союзников, критиковавших Берлин за медлительность в принятии конкретных решений по военной помощи.

А это, если коротко: снабжение оружия Киеву не продлевает войну (вспомним заявления из Берлина по поводу эскалации через артиллерию или танки), а наоборот должно обеспечить поражение России и понимание Кремлем простой истины: Путин "не достигнет своей империалистической цели".

То есть Шольц открыто поддержал курс на победу и длительную поддержку Украины, уже без всяких "но". Хотя это, конечно, не исключает определенных оговорок или проволочек. Тем более что сейчас буксует вопрос с авиацией.

В некотором смысле высказывания несколько контрастировали с заявлением президента Франции Эммануэля Макрона. Однако не в части, которая касалась предоставления Киеву помощи "столько, сколько потребуется".

И на самом деле это была одна из главных изюминок мероприятия. Не такая символичная, как то, что конференцию впервые в ее истории открыл украинский президент, декларировавший безальтернативность общего европейского будущего и призвавший предоставить больше оружия. И не такая сенсационная, как поддержка британским премьером Риши Сунаком инициативы Киевского договора безопасности (Kyiv Security Compact). Британия является уже традиционным "провокатором" новых решений в пользу Украины, и это может означать, что амбициозная идея построения эффективных гарантий безопасности для Украины приобретает конкретные формы. Напомним, Компакт направлен на реализацию максимально эффективной обороны Украины. Он должен включать в себя ряд соглашений, предусматривающих военно-техническую помощь без промедлений и ограничений номенклатуры, содействие модернизации украинской оборонной промышленности, а также санкционный трек, предусматривающий, что государства-гаранты обязуются внедрять против агрессора как превентивные, так и карательные санкции. Фактически элементы этой системы уже отрабатываются на практике: ее прообразом служит формат Рамштайна и общая пакетная санкционная политика ЕС, G7 и отдельных правительств. В то же время, Компакт не позиционируется как замена членству Украины в НАТО и должен представлять собой временную меру, пока не завершится процесс нашего присоединения к Альянсу.

Реклама на dsnews.ua

Примечательно, что Германия и Франция активно участвуют в этих безопасностно-санкционных усилиях. При этом в Мюнхене и Шольц и Макрон настаивали на усилении поддержки Украины; для того, чтобы эта помощь оказывалась скорее для поражения России.

Однако Макрон, конечно, не мог не использовать трек войны для педалирования несколько позабытой, но все еще актуальной темы создания единой европейской системы безопасности и обороны (армия, военная техника) и анонсировал проведение в Париже конференции по противовоздушной обороне с участием Германии, Италии и Великой Великобритании.

И, опять-таки, как и Шольц Макрон отметил, что нужно уже быть готовыми к длительному конфликту, а диалог с Россией на данный момент невозможен. Он может восстановиться, когда РФ проиграет.

Так что оснований погружаться в бездну тотальной измены нет. Но одно "но" все же есть. Это тоже изюминка – неожиданно решительный и воинственный Шольц условно против спорадического искателя диалога с Москвой – Макрона. Против, потому что обозреватели заметили: Макрон не присутствовал в зале во время выступления немецкого канцлера, а последний его оставил перед выступлением лидера Пятой Республики.

Возможно и не зря, возможно, у лидеров есть разногласия во взглядах на выстраивание отношений с Россией.

Макрон, например, пусть вчера прямо и не говорил о том, что Россия – часть Европы, но отметил, что после переговоров, приемлемых для Киева, Европа и Россия должны сесть за стол и создать новую архитектуру безопасности.

С другой стороны, президент Франции также признал, что Россия нарушила международное право, гарантом которого является ООН, поэтому Совбез ООН должен быть реформирован. Это похоже на намек на готовность рассматривать исключение РФ из этого органа. А то, что он назвал новую архитектуру безопасности "несовершенным балансом", тоже может свидетельствовать о вторых ролях России в этой новой системе безопасности на континенте.

Вроде бы и неплохо все звучит, однако сформулировано таким образом, что Париж оставляет Москве щелку в Европу, к участию в глобальных политических процессах. После всех преступлений России и после того, как она открыто продемонстрировала свою неспособность, да и полное отсутствие желания, придерживаться обязательств и партнерских отношений, диалог с Россией даже в качестве "младшего партнера" невозможен.

Оптимальный вариант – это Европа говорит, Россия (ее новые руководители) слушают в надежде, что после лет демократизации и демонстрации доброй воли в Москву вернется статус влиятельного государства. Сразу после переговоров с Киевом, как отмечает Макрон, цивилизационный разлом в отношениях с Россией не может быть уничтожен каким-нибудь волшебным способом. Вилли Брандт, напомним, на колени в Варшаве стал только 30 лет спустя после капитуляции Германии. 30 лет ушло на то, чтобы немцы окончательно поняли и приняли, что поддерживаемый ими режим, да и они сами совершали ужасные преступления против человечества.

Поэтому, наверное, и разошлись Шольц с Макроном в Мюнхене: это не только соперничество за лидерство в ЕС, но и отличие в видении перспектив. Если Шольц и правительство ФРГ сейчас сосредоточились на том, чтобы максимально убедительно остановить Кремль, то Макрон, а через него французская элита, традиционно имеющая сантимент к русскому, стремится не только к окончанию войны, но и оставить на будущее инструменты для скорейшей реинтеграции России через Францию в европейское пространство после ее поражения в войне. То есть Париж до сих пор надеется на то, что бизнес as usual с определенными правками на ветер будет возможен – с Россией, самая, без Путина (хотя Макрон прямо сказал: не верит, что смена режима будет способствовать изменениям в РФ) во главе, опять-таки возможно, с кем-то из представителей российской оппозиции Не просто так среди приглашенных были Гарри Каспаров и Михаил Ходорковский.

Однако французской элите, почти за год ужасающих, кровавых преступлений "европейской России", все же следует пересмотреть свои историко-политические взгляды: России нужна не смена правительства, а дерашизация.

    Реклама на dsnews.ua