"Сибур" пришел на "Днепрошину"
В конце февраля 2002 г. второй по мощности украинский шинный завод — АО "Днепрошина" объявил о смене маркетинговой политики — переориентации с производства легковых шин на сельскохозяйственные. Столь кардинальные изменения на заводе связаны с тем, что недавно контрольный пакет акций предприятия приобрела российская компания "Сибур" — крупнейший нефтегазохимический холдинг на территории СНГ.
Поиски стратегического инвестора
Основная проблема украинских производителей шин — отсутствие базы по производству каучука. Это делает шинные заводы зависимыми от поставщиков этого сырья. Поэтому украинские шинники всегда тяготели к союзу с серьезным стратегическим партнером, который имеет доступ к производству каучука. Надо отметить, тяга эта была настолько сильной, что менеджмент крупнейших заводов игнорировал интересы отечественного фондового рынка. Красноречивый пример — история обращения акций двух крупнейших шинных заводов: днепропетровского АО "Днепрошина" и белоцерковского АО "Росава".
В 1997 г. акции "Днепрошины" были в числе наиболее ликвидных и быстрорастущих ценных бумаг. Но руководство завода решило, что это малоперспективно, и выпустило дополнительную эмиссию акций для продажи стратегическому инвестору. Так как операторы фондового рынка не были допущены к допэмиссии, то пакеты их клиентов уменьшились. Доверие к бумагам исчезло, а цена акций за короткий период рухнула с 75 грн. за акцию до нуля. Позже ПФТС вывело акции "Днепрошины" из листинга — и некогда популярные акции вовсе исчезли с фондового рынка. Как стало известно позже, крупный пакет акций "Днепрошины" был предложен московской компании "Нефтехимпром", владевшей тогда некоторыми российскими шинными заводами.
Аналогичная ситуация была с акциями крупнейшего по мощности шинного завода "Росава". Заводом заинтересовалась российско-сингапурская группа "Амтел". В то же время крупные пакеты акций "Росавы" были в портфелях инвесторов, в том числе иностранных инвестиционных фондов. Чтобы потенциальный инвестор не тратился на скупку акций на вторичном рынке, в 2000 г. "Амтел", в лице ирландской оффшорной компании Tabistron, специально созданной для этого проекта, и менеджмента "Росавы" перевел все производство легковых шин на баланс ЗАО "СП "Росава". Завод получил инвестора, а операторы фондового рынка вновь остались у разбитого корыта.
Намерения россиян
СП "Росава" довольно успешно работает с новым инвестором. Более того, для укрепления своих рыночных позиций "Амтел" в январе 2002 г. стал владельцем контрольного пакета акций черниговского "Химволокна", единственного в Украине производителя кордной ткани, которая используется при производстве шин, в том числе и на "Росаве".
Оба украинских предприятия вошли в холдинговую структуру "Амтел", которая в России объединяет такие компании, как АО "Кировский шинный завод", "Красноярский шинный завод", "Волгоградский завод технического углерода", "Химволокно АМТЕЛ Кузбасс", а также АО "Волтайр" (шинный завод) и АО "Волгоградский сталепроволочноканатный завод". На сегодня это единственный шинный холдинг, не дающий возможность "Сибуру" стать абсолютным монополистом на просторах СНГ.
Несколько хуже пошли дела у "Днепрошины". Сотрудничество с "Нефтехимпромом" не сложилось. Российская компания заметно теряла вес на родине, так как нефтехимические и шинные заводы в России стал скупать "Сибур" при финансовой поддержке ОАО "Газпром". В середине 2001 г. уже сам "Сибур" объявил о своих интересах в Украине, а именно о желании приобрести контрольные пакеты акций ОАО "Росава", "Днепрошина", "Химволокно" и "Завод технического углерода".
Получив контроль над "Днепрошиной", "Сибур" резко изменил вектор дальнейшего развития шинного завода. Дело в том, что наиболее прибыльным является производство и реализация шин для легковых автомобилей. Поэтому все последние годы "Днепрошина" конкурировала с СП "Росава", несмотря на то, что белоцерковский завод обладает более современным оборудованием.
После прихода "Сибура" днепропетровский завод практически отказывается от производства легковых шин и наращи-
вает производство сельскохозяйственных и грузовых, намереваясь стать крупнейшим производителем этой продукции в Украине.
Как ни странно, по времени это совпало с неожиданным началом процедуры банкротства АО "Валса", третьего по мощности украинского шинного завода, традиционного производителя шин для сельхозтехники. В сентябре 2000 г. контрольный пакет акций "Валсы" приобрела компания "Укрэнергосбыт", родственная структура банка "Финансы и кредит". Инвестор серьезно занялся простаивающим предприятием и намеревался выйти из кризиса за счет экспорта сельхозшин в Россию. Теперь активы "Валсы" могут перейти к "Укрэксимбанку", крупнейшему кредитору предприятия.
Логика "Сибура" в отношении "Днепрошины" проста. На российских предприятиях, которыми владеет "Сибур", будет сосредоточено производство ликвидной продукции — легковых и грузовых шин, а большая часть производства сельхозшин переносится в Украину. Как ни странно, при таком раскладе "Днепрошина" ничего не теряет.
С одной стороны, "Сибур" поставляет дефицитный каучук, причем по ценам ниже рыночных, а с другой — берет на себя реализацию продукции на российском рынке. Ежемесячно новый стратегический инвестор закупает продукции на $1,5–2 млн. Единственный риск в такой ситуации — полная зависимость от одного партнера. Если с "Сибуром" что-либо случится, "Днепрошине" не поздоровится.