• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Выход в свет. Почему Порошенко искал встречи с Трампом

Трамп лишний раз продемонстрировал свою ограниченость
Президент Украины Петр Порошенко в Генеральной Ассамблее ООН
Президент Украины Петр Порошенко в Генеральной Ассамблее ООН
Реклама на dsnews.ua

Крупнейшая площадка, где могут встретиться и пообщаться мировые лидеры, Генеральная Ассамблея открылась в Нью-Йорке 14 сентября. Общие прения в рамках 71-й сессии начались 20-го и будут длиться до 26 сентября. Украинский президент Петр Порошенко энергично начал использовать это мероприятие уже 19 сентября, а на следующий день провел еще больше встреч с руководством ряда стран. Каждая из бесед сулит те или иные выгоды украинскому государству. Особое место в контактах президента имел, имеет и, очевидно, будет иметь поиск новых инвесторов. Этот вопрос поднимался с множеством лидеров стран. Как, впрочем, и с представителями американского бизнеса.

Начнем, пожалуй, с Соединенных Штатов, как самого мощного партнера Украины в условиях текущего военного конфликта, которым нашу страну наградил "братский народ".

20 сентября (три часа ночи в Киеве) Порошенко пообщался с вице-президентом Джозефом Байденом. Диалог начался с обсуждения конфликта на Донбассе и реализации минских договоренностей, что привело к соглашению усилить дипломатическое давление на Россию, которая этот самый "Минск" упорно не выполняет, переводя стрелки на Киев. Но более важным пунктом в общении Порошенко и Байдена стало кредитование Украины, в частности Международным валютным фондом. Ведь МВФ заставил понервничать Украину некоторой медлительностью в вопросе выделения третьего транша. Порошенко фактически дал понять Байдену, что Украине без МВФ  не справиться, что бы ни говорил тот же глава Transparency International Хосе Угас. Главный посыл: вы нам - кредиты, мы - реформы. Встреча принесла позитивный результат, ведь Байден "наградил" Украину одним миллиардом долларов кредитных гарантий, т.к. Киев выполнил все условия.

Накануне визита в Нью-Йорк сообщалось, что президент планирует пообщаться с двумя потенциальными преемника Барака Обамы. Речь о Хиллари Клинтон и Дональде Трампе. До начала общих прений Порошенко встретился со 42-м президентом и мужем возможного 45-го президента США Биллом Клинтон. Святослав Цеголко сообщил, что общение проходило очень тепло. А на следующий день Порошенко встретился и с самой Хиллари Клинтон. Стороны "церемониально" заверили друг друга в дружбе, но тут важен символизм. Встреча с экс-госсекретарем - это своеобразный маркер, которым Порошенко прямо показал, кто более интересен Киеву в качестве нового американского лидера. Может потому республиканец-миллиардер не пожелал встретиться с украинским президентом. По крайней мере, об этом пишет Foreign Policy со ссылкой на Администрацию президента (впрочем, на сайте главы государства такой информации нет). Издание сообщает, что, мол, штаб Трампа оставил без ответа предложение украинской стороны.

Почему президент хотел встретиться с тем, кто сыплет комплиментами в адрес Путина? Вероятно, надеялся прозондировать возможного хозяина Овального кабинета, чтобы понять, где заканчивается популизм, и каковой будет реальная политика Трампа в случае победы в контексте дальнейшей поддержки Украины Штатами на фоне агрессии Кремля.

Такими же мотивами украинский лидер руководствовался и в рамках встречи с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Безусловно, экономическая и оборонная составляющая сотрудничества двух стран имеет невероятно высокое значение. Особенно, в преддверии подписания соглашения о ЗСТ. Но не менее важной для Киева является необходимость знать, чего ожидать от новоявленного "султана" после стабилизации (пусть и формальной) отношений с Москвой и последовавшей за ней интеграцией в региональные образования. Эрдоган заверил, что, мол, все отлично, все по плану: Турция поддерживает территориальную целостность Украины, не признает аннексию Крыма и осуждает нарушение прав крымских татар.

Если говорить о поиске союзников в интересах геополитического сопротивления непомерным амбициям путинцев, то стоит выделить встречу Порошенко с президентом Хорватии Колиндой Грабар-Китарович. В ключевые посылы можно смело записать, во-первых, хорватский опыт реинтеграции временно оккупированных территорий. Речь идет о войне за независимость Хорватии 1991-1995 гг., когда страну атаковали силы сербских экстремистов, Югославская народная армия, а также Сербия и Черногория. Напомним, тогда им удалось оттяпать треть территории балканского государства. Между этим конфликтом и тем, что сегодня переживает Украина, есть четкие параллели. Началось все с сепаратизма. Был и свой ДАП - город Вуковар, ставший символом для хорватов. Там несколько тысяч плохо вооруженных ополченцев отбивали атаки танков и артиллерии 80-тысячной армии. Город не устоял, но дал время и стимул на строительство сильной армии. За последующие четыре года войны хорватам путем дипломатии удалось вернуть часть территорий, но большую их часть, кроме восточной Славонии, они вернули в рамках операции "Буря", которая длилась 84 часа.

Реклама на dsnews.ua

Польза для Украины от сотрудничества с Хорватией неоспорима. Но и это не все. Вторым посылом является то, что ведь Грабар-Китарович стала инициатором новой редакции проекта "Междуморье". Имеется ввиду "Адриатическо-Балтийско-Черноморская инициатива" - экономический и политический альянс 12 центральноевропейских стран (Австрии, Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии, Чехии и Эстонии). Интерес проявляют также Грузия, Македония и Черногория. Интеграция в такой союз на фоне фактического участия в мини-Междуморье ("ЛитПолУкрБриг") продуктивнее "оевросоюзит" Украину.

Аналогичную выгоду Киеву несут и тесные взаимоотношения с надежными партнерами - Балтийскими странами. Порошенко на полях Генассамблеи встретился с президентом Латвии Раймондом Вейонисом. Правда тут помимо политики в большей степени лежит экономический интерес, а именно пресловутые 50 млн евро, "экспортированные" бывшей властью в Латвию. И которые украинское руководство хотело бы вернуть. Об этом Порошенко и говорил с латвийским коллегой.

Остальные встречи гаранта были в основном завязаны на поиск инвестиций и новые рынки. Например, эмир Катара Шейх Тамим бин Хамад аль-Тани, с которым обсуждалось сотрудничество в энергетической сфере, или проще говоря катарские углеводороды. Поднимался вопрос привлечения катарских нефтедолларов в Украину для приватизации предприятий, а также вход нашего государства на рынок инфраструктурных проектов Катара.

Также Порошенко 20 сентября успел пообщаться с премьерами Японии и Новой Зеландии Синдзо Абэ и Джоном Кеем, а также в кои-то веки прозападным аргентинским президентом Маурисио Макри. Страна восходящего солнца - давний инвестор Украины, который активно вкладывает средства в нашу экономику. С Абэ Порошенко обсудил энергетику, инфраструктуру, экологию и дальнейшее вливание йен в Украину; среди прочего, в перспективе, визовую либерализацию.

Аргентина же и Украина в некотором роде схожи - серьезные экономические трудности, неумелое руководство, сильный аграрный сектор и т.д. Сейчас Аргентина, спустя 12 лет мировой экономической изоляции, выходит в свет. То же пытается сделать и Украина. А значит, двухсторонние отношения могут быть плодотворны. В Нью-Йорке лидеры договорились развивать энергетику, ракетно-космическую и авиастроительная отрасль, а также сельское хозяйство. Сотрудничество, заметим, сопровождается отличным пиар-базисом: Аргентина из латиноамериканских стран первой признала УНР в 1921 году, а затем независимость в 1991 году. Кроме того, в стране многочисленная украинская диаспора.

Что касается Новой Зеландии, то встреча Кея и Порошенко, как подчеркнули в АПУ, была первой на таком высоком уровне. Премьер и президент говорили об инвестициях, а точнее о модернизации и расширении договорно-правовой базы. И важным пунктом является тема предотвращения двойного налогообложения. Соответствующего соглашения между странами еще нет. Правда в Новой Зеландии - на островах Кука и в Ниуэ - действуют офшорные зоны для Украины, Беларуси и Казахстана.

Также следует отдельно выделить выступление Порошенко на мероприятии, посвященном вопросам мигрантов и беженцев. Президент, используя острую тему миграционного кризиса, пытался вернуть внимание мира к проблемам Украины, где насчитывается 1,8 млн переселенцев. Проблемы возникли из-за агрессии Кремля. В свое время главу государства критиковали за злоупотребление перетягиванием одеяла на Украину. Однако, нужно признать, что в условиях, когда Запад, утомленный конфликтом на Донбассе, все реже вспоминает Украину, такая тактика - логичная (пусть, может и неудачная) реакция.

К слову, Генассамблея ООН в плане обсуждения украинских проблем в первые дни тоже ведь на стала исключением. Из мировых лидеров, кто прямо поднимал вопрос украинского кризиса, это были Барак Обама и президент Словакии Андрей Киска. Обама свою последнюю речь в ООН в качестве президента использовал, чтобы защитить и закрепить внешнеполитические векторы Вашингтона: то, что Штаты не стояли за организацией Майдана - это раз. Второе: "сильный мужчина" Путин - это плохо, ведь у таких правителей всегда  возникают проблемы. Они либо репрессируют население и провоцирует возмущение у себя дома, либо ищут внешнего врага, а это ведет к войне. Киска же выразил озабоченность дестабилизацией в Украине и заверил в поддержке своей страны. "Словакия готова продолжать оказывать помощь Украине, чтобы помочь обеспечить стабильное, процветающее и демократическое будущее для всех ее граждан", - заявил он.

Но, по сути, 71-я Генассамблея ООН пока демонстрирует дефицит внимания со стороны других стран к Украине. Еще и решение канадских властей повременить с отменой виз для украинцев накануне явно имело отрицательный эффект для имиджа государства.

Все эти факторы свидетельствуют в пользу более серьезной и обстоятельной внешнеполитической работы. И выстраивать ее, ко всему прочему, резонно на основании каких-то общих интересов или страхов (почему нет?). Как в случае с Польшей и Балтийскими странами. Именно потому активничал и министр иностранных дел Павел Климкин, который 21 сентября встретился с коллегами из Дании и Казахстана. Обе страны в последнее время демонстрируют резкое неприятие политики России. И обе страны страдали от нахального поведения Кремля. У датчане это частые "визиты" российских военных самолетов и спор вокруг арктического шельфа. А Казахстан Москва обижала не раз своими заявлениями. И вспомним о недавнем напряжении в этой стране, в котором многие увидели руку Кремля. Как бы отвечая, Назарбаев в Польше задал жару, намекнув, что Москва может перейти в ранг "врага" для Астаны. Поэтому-то хорошие отношения с такими государствами - очень важны для Украины, т.к. обещают не только политические, но и экономические дивиденды.

    Реклама на dsnews.ua