Иммунная лихорадка
"С детства я очень тяжело переносила прививки, и эта особенность передалась моим детям, — рассказывает директор организации для родителей аутичных детей и детей-инвалидов "Школа — жизнь" Мария Щибрик. — На пятый день после рождения старшего сына мне сделали прививку от стафилококка. В результате мы с новорожденным сыном заболели стафилококком: мне понадобилось девять операций, а ребенок выжил просто чудом". Ежегодно украинским детям в добровольно-принудительном порядке делается огромное количество профилактических прививок. Традицией стало и введение новых прививок — в 1996 г. была введена прививка против краснухи; в том же году календарь пополнился еще одной прививкой: от гепатита В (для определенных групп риска — как в странах Запада), а в 2000 г. она стала обязательной для всех новорожденных. В 2006 г. была введена десятая профилактическая прививка против гемофильной инфекции, в настоящее время эскулапы Минздрава изучают необходимость введения обязательной вакцинации против ветряной оспы и ротавирусной инфекции.
Несмотря на то, что украинцев ежегодно упорно пичкают противотуберкулезными прививками, на снижении уровня заболеваемости это никак не отражается (см. бокс "Динамика заболеваемости туберкулезом"). И скандалов, связанных с туберкулином и прививками, в Украине в последнее время хоть отбавляй. Вслед за весенним разбирательством, когда в нескольких областях Украины дети после проб Манту попадали в больницы, возник новый инцидент в Хмельницкой области: у группы детей обнаружилась нетипичная реакция на введенный иммуноглобулин. Комиссия Минздрава занялась расследованием этого случая и, по предварительным данным, никаких нарушений не обнаружила. "Эта система построена на круговой поруке, — говорит Вячеслав Костылев, председатель украинской "Лиги защиты гражданских прав". — При возникновении осложнений создается комиссия Минздрава, которая проверяет Минздрав".
Казалось бы, нынешнее поколение детей благодаря повальной "иммунизации" должно быть надежно защищено от большинства болезней, но нет: по статистике, в школах остается все меньше здоровых детей. И дело вовсе не в качестве вакцин. Просто нынешние дети — уже третье поколение, которое заботливое государство периодически пичкает разнообразными вакцинами, что приводит к истощению иммунитета. В состав вакцин входят такие вещества, как соединения ртути, соли алюминия и фенол (высокотоксичное вещество, угнетающее первичную иммунную реакцию и, кстати, входящее в препарат пробы Манту), что вызывает различные осложнения.
Минимизировать эту статистику стремится каждая страна, в 1999-2002 гг. в США было зарегистрировано 54,5 тыс. осложнений от всех прививок, а в Украине — всего 119.
"Возможно, это связано с тем, что врачи не дают информацию об осложнениях, видимо, из-за недостаточно хорошо налаженной связи между органом, собирающим статистику, и конечным звеном педиатров, — говорит Людмила Чернышева, заведующая кафедрой детских инфекционных заболеваний и детской иммунологии Национальной медицинской академии последипломного образования им. П.Л. Шупика. — В результате проверить действительную связь каких-то возникших состояний с вакцинацией или исключить заболевание, которое лишь совпало по времени с вакцинацией, не всегда возможно".
"Подтасовка статистики идет еще на уровне врачей, — по секрету поделился с нами один медработник. — Диагноз "поствакцинальное осложнение" может написать лишь первый врач, осматривающий ребенка, а потом врачи, как правило, указывают в карточке какую-нибудь болезнь, которую уже никто не сможет напрямую связать с недавно сделанной прививкой. Врачам невыгодно иметь на участке большой процент осложнений".
Несмотря на очевидный вред прививок, отказаться от повальной вакцинации населения никогда не сможет ни одна страна, ибо куда же, в таком случае, будут сбывать огромные количества вакцины фармацевтические заводы?
"Схемы тут давно откатаны, и Украина — не исключение — рассказал "ВД" врач, пожелавший остаться неизвестным. — К примеру, завод запускает в производство новую вакцину. Ему нужно подготовить рынки сбыта, и потому некая сумма денег выделяется на PR Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая рекомендует странам включить новую вакцинацию в национальные календари прививок. И, конечно, Минздраву, специалисты которого подготовят и подпишут соответствующий документ. А дальше уже — дело техники: зарегистрировать вакцину в стране и поучаствовать в тендере, отлично зная, кто выйдет победителем. Взять, к примеру, нововведенную прививку от гемофильной инфекции. Соответствующую вакцину в мире производят только два предприятия: французская компания Aventis Pasteur и бельгийская Glaxo Smithkline. Они-то и поделили между собой почти 50 млн грн., выделенные на закупку этой вакцины из бюджета Украины в этом году".
Врачи, протестующие против всеобщей вакцинации, в Украине предпочитают помалкивать. Вызвано это тем, что даже специалисты частной практики зависят от государства через систему лицензирования. Что уж говорить об участковых педиатрах и медсестрах, которые непосредственно прививают детей? Эта категория грудью стоит за прививки, всячески стращая родителей негативными последствиями отказа от вакцинации, начиная от того, что их ребенка не возьмут в детсад и школу, и заканчивая статьей в Уголовном кодексе Украины, которая предусматривает ответственность родителей за нанесение вреда здоровью ребенка.
Ретивость эта вполне объяснима: за каждого "отказника" на участке педиатров штрафуют на 102 грн. "А за дополнительную "привитость" на участке педиатрам и медсестрам выделяют премии, — замечает Александр Коток, врач, автор нескольких книг о прививках. — Кроме того, вакцинация выгодна также разнообразным НИИ".
"На самом деле прививки — идеальный бизнес, — уверен Вячеслав Костылев. — Во-первых, это обширный рынок сбыта, поскольку в обязательном порядке вакцинируются все дети государства; а во-вторых, вакцинация создает большое количество больных и ослабленных людей, которые в будущем вынуждены покупать лекарства у тех же производителей вакцин".
Суммы, которые мировые производители вакцин сегодня "делают" на украинских детях, весьма впечатляют. К примеру, только за 2006 г. на вакцины производства Aventis Pasteur было потрачено более 100 млн грн. украинских налогоплательщиков, а на вакцины от Glaxo Smithkline из госбюджета выделено около 40 млн грн. По сравнению с этими цифрами плата за регистрацию вакцины в Украине кажется просто мизерной: 29 тыс. грн .— за регистрацию принципиально нового препарата и около 18 тыс. грн. — за регистрацию вакцины, уже имеющей аналоги на украинском рынке.
Сами производители вакцин склонны считать свой бизнес не таким уж и выгодным. "Производство вакцин менее рентабельно, чем производство других лекарственных препаратов, поскольку их закупка осуществляется за средства бюджета, а государство привычно заинтересовано в минимизации бюджета по подобным графам, — говорит Юрий Федорчук, маркетинг-менеджер ЗАО "Биолек". — Помимо минимизации государством закупочных цен, существует проблема высокой себестоимости продукции, что обусловлено высокой стоимостью и большой длительностью разработки вакцин".
Тем не менее, на Кубе иммунобиологическая продукция занимает по объемам бюджета второе место. При этом кубинское производство вакцин — не самое мощное. Основными мировыми производителями иммунобиологических препаратов являются пять компаний: Aventis Pasteur, Glaxo Smithkline, Chiron, Merck и российское НПО "Микроген".
Точно так же, как в мире ограничен круг мощных производителей вакцин, в Украине весьма ограничено количество поставщиков, у которых Минздрав ежегодно закупает препараты для прививания детей. В последние годы лакомый пирог делят, в основном, пять компаний: ООО "Интерфарм" (фармацевтическая компания, сотрудничающая с Aventis Pasteur), ООО "ТРИ-Центральный аптечный склад" (официальный представитель Glaxo Smithkline), ООО "Мединторг" (представитель российского консорциума "Микроген", объединяющего основных производителей вакцин РФ), ГП МТЦ "МедАтом" и единственный отечественный производитель вакцин ЗАО "Биолек".
"Узкий круг поставщиков вакцин сформировался из-за того, что сегодня в мире довольно мало производителей иммунобиологических препаратов, — рассказывает Алексей Савченко, исполнительный директор ГП МТЦ "МедАтом". — В Украине, например, это вообще один-единственный завод, да и тот производит ту же продукцию, что и 15 лет назад". "Ограничивает количество поставщиков вакцин и тот факт, что лишь немногие компании могут выполнить довольно жесткие условия Минздрава, — дополняет Алексей Зак, коммерческий директор компании "Интерфарм". — Не всякая компания может внести тендерное обеспечение, если сумма контрактов доходит до 10 млн грн.".
Отказ от прививки — право родителей. Однако их волевое решение практически гарантирует проблемы в будущем, и не только в родном государстве. "В случае возникновения вспышки заболеваемости какой-либо инфекционной болезнью в стране, ВОЗ дает рекомендации по ее ликвидации, — объясняет Анна Моисеева, директор ГП "Центр иммунобиологических препаратов". — Если какая-то страна не захочет прислушиваться к этим рекомендациям, — сама ВОЗ никаких санкций применять не станет, однако может обратиться к мировой общественности, если страна-"отказник" представляет собой угрозу инфекционной безопасности других стран. Люди ведь не сидят на месте, а если человек в инкубационном периоде выезжает в чужую страну и там контактирует с восприимчивыми к вирусу людьми, — они вполне могут заболеть".
В некоторых странах (Германия, Швейцария, Норвегия, Великобритания) существует относительная свобода вакцинации. С 1998 г. статья, делающая вакцинацию добровольной, появилась и в российском федеральном Законе "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
Практически все врачи из государственной системы здравоохранения Украины неподдельно удивляются, когда речь заходит о свободе вакцинации в России. Между тем, ст. 12 Закона Украины "О защите населения от инфекционных болезней", с одной стороны, декларирует обязательность профилактических прививок, а с другой — обязывает врачей спрашивать согласие родителей на то, чтобы их несовершеннолетним детям делали прививки. Один этот факт говорит о том, что в юридическом плане не такие уж эти прививки и обязательные, а в практическом — мать или отец вполне могут написать отказ от прививок. А в случае, если потом их ребенка откажутся брать в школу, можно подать на учебное заведение в суд и выиграть процесс, ведь Конституция Украины, стоящая выше всех законов об обязательной вакцинопрофилактике, гарантирует каждому гражданину право на образование.
По словам Вячеслава Костылева, факт существования прививок и методы вакцинации, а также статьи Закона "О защите населения от инфекционных болезней", не допускающие непривитых детей в детский сад и школу, нарушают около 45-ти статей законов Украины. Но доселе в Украине никто не решился отказаться от прививок, а потом доказать право на получение дошкольного и среднего образования в суде.