Игры с памятью: ученые научились стирать негативные воспоминания

С помощью новых методов управления памятью можно будет победить болезнь Альцгеймера и связанные с пережитым стрессом психические расстройства
Негативные воспоминания - главный источник большинства психических расстройств

Ученые из Калифорнийского университета научились выборочно удалять память, а также, при желании, вновь ее восстанавливать. Для этого они стимулировали нейроны мозга, которые влияют на качество запоминания информации. Результаты этого открытия впервые обнародованы в научном журнале Nature.

Специалисты выяснили, что бета-амилоидный пептид, скапливающийся в мозгу людей с болезнью Альцгеймера, ослабляет синаптические связи примерно таким же способом, с которым низкочастотная стимуляция стирает воспоминания. Если получится повернуть этот процесс вспять, человечество навсегда избавится от болезни Альцгеймера.

В процессе эксперимента память была выборочно удалена, а затем восстановлена. По словам возглавившего исследование профессора Роберто Малинова, этого удалось достичь за счет стимуляции нервных клеток мозга на частоте, которая способна ослабить и укрепить связи между нервными клетками - синапсами (передают нервный импульс между двумя клетками).

"Нам удалось запустить в обратную сторону ослабляющий синапсы процесс, а это позволяет противодействовать патологическим бета-амилоидным реакциям у пациентов с болезнью Альцгеймера", - уверен Малинов.

А исследователи из шотландского Университета Сент-Эндрюс научились навсегда "вырезать" из памяти негативные эмоции, связанные с драматическими событиями. Их разработка описана в журнале NewScience. Ученые говорят, что посттравматические стрессовые расстройства развиваются у человека после перенесенного шока: автомобильной аварии, изнасилования, участия в боевых действиях, попадания в число заложников у террористов и т.п. В основе всех расстройств - плохие воспоминания, эмоции, которые, как правило, преследуют до конца жизни.

Оказалось, что людей можно заставить забыть свои чувства: хотя само событие из памяти не сотрется, человек забудет его последствия и личное отношение к тому, что произошло. В голове останется лишь нейтральная картинка - как фрагмент фильма, герои которого посторонние люди.

В процессе эксперимента исследователи попросили добровольцев сгенерировать эмоциональные воспоминания в ответ на различные ключевые слова: парк, озеро, дорога и т.п. Участники должны были вспомнить причину события, его последствия, а также связанные с ним эмоции. После этого людей просили подобрать собственное слово, которое ассоциировалось бы у них с воспоминанием. Затем добровольцам давали ключевые слова и те слова, которые они подобрали сами. Ученые просили испытуемых либо вспомнить событие, которое связанно с этой парой слов, либо не думать об ассоциациях. В результате участники исследования могли вспомнить причину события, но забывали, что именно случилось, и как это связано лично с ними.

Сумели стереть эмоциональные воспоминания и исследователи из шведского Университета Упсалы. Они опубликовали результаты работы в журнале Science. Команда ученых под руководством профессора Матса Фредриксона и его коллеги Томаса Фурмарка установили, что когда человек узнает что-то новое, знания откладываются в его долговременной памяти при помощи процесса консолидации, основанного на формировании белков. Когда люди вспоминают это событие, память на время дестабилизируется, а потом вновь запускает процесс консолидации. То есть, они вспоминают не то, что произошло на самом деле, а то, что вспомнили в прошлый раз, когда думали об этом событии. Вмешиваясь в процесс, который следует за запоминанием информации, можно повлиять на содержимое памяти.

В ходе эксперимента добровольцам показывали нейтральные изображения - пейзажи, предметы быта и т.д., сопровождая показ некоторых из них ударами электрического тока. Когда "болевую" картинку показывали  вновь, люди реагировали на нее со страхом. После того как процесс консолидации нарушили, испытуемые тут же перестали бояться: их память по отношению к изображению стала нейтральной и не подстегивала ощущение страха. "Это большой прорыв в исследованиях памяти и страха - методом нарушения консолидации можно будет эффективно лечить миллионы пациентов, страдающих от фобий, посттравматических стрессов и панических атак", - говорит Матс Фредриксон.