• USD 41
  • EUR 45.6
  • GBP 54
Спецпроекты

Крымская содовая война. Надежды авторитетных бизнесменов из России на Крым тают с каждым днем

Реклама на dsnews.ua

Похоже, конфликт вокруг приватизации Крымского содового завода пошел по несколько неожиданному пути. Вместо излюбленной масс-медиа темы противостояния авторитетных российских инвесторов Виктора Вексельберга и Семена Могилевича (журналисты регулярно намекают на его причастность к хозяину содового завода, но доказать ее так и не смогли) на прошлой неделе на свет выплыла история об объектах гражданской обороны и пострадавшей безопасности Украины.

На минувшей неделе украинские власти взялись восстановить законность приватизации одного из промышленных гигантов полуострова — ОАО "Крымский содовый завод" (КСЗ). Прокуратура автономии начала уголовное расследование в отношении должностных лиц ФГИУ по поводу незаконной приватизации государственного и коммунального имущества. В ведомстве утверждают, что при разгосударствлении ОАО были незаконно приватизированы расположенные на его территории объекты гражданской обороны и химической защиты, в связи с чем государству был нанесен ущерб на сумму более 45 млн грн. (штаб гражданской обороны Украины возглавляет премьер Юлия Тимошенко, большинство из объектов химзащиты относятся к ведению главы МинЧС Давида Жвании). Кроме того, по мнению надзирателей, содовый завод относится к предприятиям соляной промышленности, которые, согласно действующему законодательству, имеют общегосударственное значение и вообще не подлежат приватизации.

Пока расследование против чиновников ФГИУ не дошло до суда, но независимо от этого уже сейчас можно предположить, что ответчикам будет трудно поспорить с прокурорскими доводами. Во-первых, судя по годовому отчету КСЗ, вторым после производства соды предметом деятельности завода является выпуск поваренной соли. По данным Минэкоресурсов Украины, КСЗ является владельцем лицензии на промышленную эксплуатацию отвода Сивашского месторождения магнийхлорнатриевого сырья (соляной рапы) общей площадью 200 кв. км. Основу указанного месторождения составляют концентраты соли калия, магния, йода, брома, а также натриевое сырье — стратегически необходимая государству поваренная соль. А она, по данным годового отчета КСЗ за 2004 г., предприятием не производилась. Несмотря на наличие ресурсной базы, на данном отводе не добывается также магний — сырье для металлургии, в результате чего Украина стремительно теряет позиции на мировом магниевом рынке: Запорожский титаномагниевый завод перешел на потребление импортного магния, а Калушский магниевый из-за отсутствия традиционных ресурсов был вынужден перейти на альтернативные источники снабжения.

Сивашское месторождение комплексных солей является единственным в мире, кому присвоен статус неисчерпаемых. Концентрированная солями морская вода поступает в акваторию месторождения беспрестанно, пополняя его миллионами тонн рапы ежегодно. Соизмеримыми с ним по запасам в мире можно назвать всего четыре крупных соленосных структуры, в которых, помимо поваренной соли, залегают вышеуказанные концентраты: Мертвого моря (Израиль и Иордания), Великих Соляных озер (США), Биллитона (Нидерланды) и озера Кара-Богаз-Гол (Туркменистан). Хотя эти месторождения считаются исчерпаемыми. Но в отличие от Сиваша, кустарно разрабатываемого на протяжении столетий, все указанные месторождения в течение прошлого века стали основой для образования мощных международных химических корпораций: американской Grate Lakes Chemicals Inc., израильской государственной группы компаний Dead Sea Works Ltd. и международной BHP Billiton. Сумма продаж каждой из них сегодня превышает $5 млрд. Бывший глава BHP Billiton Брайан Гилбертсон с 2003 г. занял должность президента британско-российской металлургической группы "СУАЛ Интернешнл" (соучредителем компании является российский олигарх Виктор Вексельберг). В сферу влияния этой корпорации входит ООО "Оптово-торговая компания", которое контролирует более 70% российского содового рынка и является основным конкурентом Крымского содового. Именно это ООО владельцы содового завода подозревают в нагнетании страстей вокруг своего предприятия.

Во время состоявшейся в 1999 г. первой попытки приватизации госпакета из 89,4% акций КСЗ (конкурс был объявлен во время премьерства Валерия Пустовойтенко) основными претендентами на завод были не упомянутые "сытые" корпорации, и без Сиваша имеющие приличные ресурсы, а другие крупнейшие участники химического сырьевого рынка. Интерес к акциям КСЗ тогда проявили почти все гранды мирового химического бизнеса, в том числе британская Brunner Mond Group, американские FMC Corporation и General Chemical Group, бельгийская Solvey, турецкая Sisecam и польская Ciech Group. Однако в результате неприкрытых интриг к началу 2000 г. все эти промышленные инвесторы от приватизации были изолированы, и правительство отдало 51% государственных акций КСЗ в управление Укрсоцбанку. При премьере Викторе Ющенко право банка на управление контрольным пакетом КСЗ было денонсировано, и завод опять решили приватизировать, наметив конкурс на 2002–2003 гг. Уже при премьере Анатолии Кинахе от участия в конкурсе по приватизации 89,4% акций КСЗ отказалось большинство из предыдущих претендентов. Зато в проведенном в 2003 г. конкурсе были задействованы все украинские олигархи — группы "Финансы и Кредит" ("Нефтехимимпэкс"), "Приват" ("Энергоинвест"), СКМ ("Энерготранс") и ИСД ("Индустрия ценных бумаг"), а также формально независимые в то время киевские "Астарта" и "Клиринговый Дом".

Тогда ФГИУ признал победителем конкурса "Клиринговый Дом". Сразу после приватизации посредник перепродал пакет акций ранее неизвестной на химическом рынке германской компании RSJ Erste Beteiligungsgesellschaft GmBH. Такое развитие событий позволило наблюдателям предположить, что олигархи играли роль "массовки" для более важного "хозяина". До сих остаются неизвестными ни его имя, ни количество составленных от его имени доверенностей, ни судьба нотариусов, эти доверенности легализовавших. Однако об уровне влияния инвестора можно было судить по распределению мест в наблюдательном совете КСЗ, которое произошло сразу после приватизации. В состав НС от RSJ Erste вошли бывшие работники Государственного комитета по защите государственной тайны Украины и ГНАУ, а также представители кипрской компании Collide SA (оператор опекаемого экс-президентом Кучмой проекта реверса украинского нефтепровода Одесса–Броды).

Весной нынешнего года, незадолго до решения прокуратуры вернуть КСЗ государству, завод стал объектом реприватизации. 23 марта некий житель Киева обвинил ФГИУ в нарушении его интересов, обрекая представителей завода на долгое хождение по судебным инстанциям. Причем официальные заявления владельцев КСЗ относительно подобной долгоиграющей реприватизации были сосредоточены на версии, что это происки конкурентов, в частности, упомянутой выше "СУАЛ Интернешнл". До того, что приватизация КСЗ нарушила интересы гражданской обороны Крыма, инвесторы, похоже, не додумались.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua