Слепые прозреют: ученые впервые вырастили в лаборатории светочувствительную сетчатку глаза

С помощью новой технологии можно будет лечить все болезни глаз, связанные с дегенерацией зрительных клеток
Новая технология произведет настоящую революцию в офтальмологии

Американские биологи из Университета Джонса Хопкинса сумели вырастить полностью работоспособную человеческую сетчатку глаза, обладающую светочувствительностью, эпителием и другими слоями. Результаты эксперимента опубликованы в журнале Nature Communications. Основным компонентом для искусственной сетчатки стала стволовая клетка чашки Петри. В результате получился орган с идеально точной архитектурой, а главное способностью различать цвета и светочувствительностью - раньше это никому не удавалось. С помощью искусственной сетчатки можно будет восстанавливать зрение у слепых и плохо видящих людей, а также изучать заболевания и тестировать новые препараты.

Как известно, сетчатка - внутренняя оболочка глаза, содержащая фоторецепторные клетки, которые, преобразовывая световую информацию в нервные импульсы, передают ее в мозг. Дисфункция или смерть светочувствительных клеток может привести к потере зрения. Это весьма распространенныя проблема, и исследования по восстановлению сетчатки ведутся уже несколько лет. В 2011 году ученые из Университета Джорджтауна впервые сумели вырастить клетки сетчатки из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток, которые можно получить из обычных специализированных клеток взрослого человека. В 2012-м специалисты биотехнологической компании ACT вместе с коллегами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе доказали, что людям можно пересаживать эмбриональные стволовые клетки, которые способны улучшить зрение человека, не вызывая при этом иммунного отторжения и не угрожая злокачественной опухолью.

А вот ученым из Университета Джона Хопкинса удалось пойти дальше и сделать то, что никому раньше не удавалось: вырастить в лаборатории клетки сетчатки, чувствительные к свету. "По сути мы создали миниатюрную версию сетчатки человеческого глаза в чашке Петри. Ткань не только обладает точной конфигурацией клеток сетчатки, но и умеет чувствовать свет. С ее помощью можно будет лечить даже полную слепоту", - говорит ведущий автор исследования Валерия Канто-Солер.

Исследование имеет огромное значение для медицины - с помощью технологии выращивания сетчатки из собственных клеток пациента можно будет лечить все болезни глаз, связанные с дегенерацией зрительных клеток. Кроме того, искусственная сетчатка может служить прекрасной моделью для изучения заболеваний и тестирования лекарств. Таким образом, отпадет необходимость в экспериментах на животных. Технологии предстоит пройти ряд клинических испытаний, но прогнозы самые оптимистичные - искусственную сетчатку предполагают применять уже через два-три года.